Формирование интеллектуальных умений как основа успешности в обучении
Новые ситуации в обществе и экономике требуют специалиста, сочетающего в себе способность к интеллектуальной и практической деятельности.
Успешность самостоятельной учебной работы каждого студента во многом зависит от уровня сформированности его интеллектуальных умений к выполнению основных видов мышления, которым надо специально учиться:
Анализ – это мысленное расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, а также установление связей и отношений между ними.
Синтез – мысленное соединение в единые целые части системы или ее признаков, полученных в результате анализа.
Абстрагирование – мыслительное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.
Аналогия- мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.
Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.
Индукция- мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов.
Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого предмета.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.
Моделирование - теоретический метод исследования, предполагающий построение модели объекта исследования.
Чаще всего формирование и развитие интеллектуальных умений происходит в процессе решения задач и рассмотрения проблемных ситуаций по принципу «от простого – к сложному». Поэтому возьмите за правило – не уклоняться от трудных заданий и вопросов, тренировать свои мыслительные способности так же, как тренируют спортсмены свои мышцы, волю и выносливость.
5 КАК НЕ ЗАСНУТЬ НА ЛЕКЦИИ… ИЛИ СЛУШАЯ, УСЛЫШАТЬ
Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. В процессе слушания вы должны разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится вашим достоянием, составляет ваш образовательный фонд.
Лекция(от лат. lectio - чтение) – это систематическое, последовательное устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, методов науки.
Умение слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Эффективной работе во время лекции студентам во многом способствуют такие качества как сосредоточенность, внимание, вдумчивость, умение перерабатывать и быстро записывать текст. Однако для достижения успеха этого мало.
Непреодолимую преграду для понимания содержания лекции могут создать пропущенные лекции и занятия, небрежное отношение к прослушанным ранее лекциям, низкий уровень знаний. Вот почему целесообразность подготовки к каждой новой лекции (работа по конспекту предыдущей лекции и просмотровое чтение соответствующего материала по учебной книге) не вызывает сомнений.
Кроме этого, нужно стремиться к расширению словарного запаса и активному использованию слов на практике, повышению культуры речи. Пополнить лексический запас можно, обращаясь к различным словарям (толковому, лингвистическому, иностранных слов и др.) и энциклопедическим изданиям.
Очень важно научиться правильно слушать лекцию, для этого:
- слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора;
- внимание человека очень неустойчиво - требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным; систематически контролируйте себя, не отвлекайтесь на мешающие факторы, так как время лекции они снижают ваше внимание и качество восприятия информации;
- учитесь думать вместе с преподавателем - собственная мысль возникает при контакте с мыслью другого человека;
- обязательно сопровождайте лекцию записями в тетради, которые прочитывайте в тот же день.
КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
За время учебы в колледже вы должны будете прочитать много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы на родном и иностранном языках. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с текстовыми материалами.
По степени проникновения в содержание различают чтение:
-просмотровое- обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомиться с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения;
-ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу;
-изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию и нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные перед вами вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала - по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.
Педагогической наукой выработан ряд требований для работы с книгой, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком:
- приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей;
- после этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его);
- изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
- надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), вы можете прочитывать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно вы приобретете способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
- запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ
Письмо-продуктивный вид речевой деятельности, который имеет своей цельюпередачу информации в письменной форме, соответствующей ситуации общения, и который обладает механизмом, подобным механизму говорения.
В процессе обучения в колледже студентам предстоит освоить несколько функциональных типов письменных текстов, таких как ведение записей в процессе чтения, аннотация, реферат, отзыв, рецензия, научная статья, курсовая работа, дипломная работа. Среди них – и такой вид учебной работы как конспектирование лекций.
Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками.
Конспектирование-сложный и своеобразный вид учебной деятельности, который объединяет в себе многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспекты бывают текстуальными, свободными и смешанными.
Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу; затем - некоторые яркие примеры. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти.
Несколькими простых приемов, делающих процесс конспектирования более эффективным:
1) Заимствуйте слова и словосочетания, употребляемые преподавателем. Точное употребление терминов важно для передачи истинности мысли. Формулировки законов, правил, гипотез, положения теорий, выводы формул записывайте на лекции полностью.
2) Сворачивайте ранее известную информацию, запишите ее в кратком виде. В этот момент наступает психическая и физиологическая разрядка в чрезвычайно напряженном ритме конспектирования.
3) Развивайте скоропись. На первых лекциях при конспектировании, как правило, возникает проблема скоростной записи. Тренируя специальными упражнениями мускулатуру руки, необходимо добиваться автоматизма правильного написания слов.
4) Учитесь сокращать слова. Сокращение слов - один из эффективных способов увеличения скорости письма. Сокращение должно быть достаточным для восстановления целого слова без затруднений. Новые и редко употребляемые слова лучше фиксировать полностью, пока они не войдут в ваш активный словарь.