Предпосылки для формирования нового отношения к памятникам архитектуры.
Становление научной методологии исторических дисциплин.
Для формирования общественного внимания ко всему культурному наследию Европы, а не только Античности, важным фактором явилось развитие к нему научного интереса, так как исторические исследования памятников обычно предшествуют признанию их художественных достоинств. Именно в ХУ111 веке, эстетике которого было свойственно увлечение Античностью и отрицательное отношение к искусству Средневековья, пробудился интерес к изучению национальной истории европейских стран. Началось систематическое исследование национальных древностей, были заложены основы научной истории, началось становление научной методологии исторических дисциплин, что в большой мере способствовало формированию научных взглядов и на реставрацию.
Формирование понятия «памятник культуры» и неповторимости его художественного стиля.
Археологические раскопки Помпей и Геркуланума, предпринятые в середине ХУ111 столетия, способствовали развитию научного искусствознания. В трудах И.И. Винкельмана произведения искусства становятся объектами исторического анализа, то есть рассматриваются как памятники культуры. При восстановлении первоначального вида произведения теперь уже недостаточно руководствоваться одними критериями вкуса. И.И. Винкельман был первым учёным, кто стал утверждать, что на смену представлениям о прошлом должно прийти точное знание фактов и памятников.
И.И. Винкельман впервые предложил для реставрации памятников искусства определённую методику, в основу которой он положил тщательное изучение памятников, их сравнительное сопоставление, привлечение различных исторических документов, археологических данных, обеспечив основу для понимания исторической изменчивости, а, следовательно, неповторимости художественного стиля древних произведений. Идея восстановления первоначального вида произведений продолжала господствовать, но акцент постепенно начали переносить на поиск критериев достоверности и научной обоснованности предпринимаемых реставраций.
Предпосылки для второй Великой Идеи реставрации.
Х1Х век стал временем бурного развития методологии науки, её естественных и гуманитарных дисциплин. Утверждение в науке принципов исторического анализа произведений искусства способствовало осознанию историко-документальной ценности произведения как памятника своей эпохи. Таким образом, в середине столетия успехами археологии и искусствознания были подготовлены предпосылки возникновения нового отношения к памятникам архитектуры - идеи неприкосновенности памятника. Начинается история научной реставрации и формирование её собственной научной методологии, начинается становление второй Великой Идеи реставрации - сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности.
2.3. Обобщение опыта «художественных» реставраций.
А) Рост общественной потребности в архитектурном наследии и общественного значения памятников архитектуры.
Эпоха романтизма выявила огромное значение памятников архитектуры в жизни общества. Прежде всего, это выразилось в повышенном интересе к искусству прошлых веков, породив особую отрасль литературы по искусствоведению, посвящённую описанию архитектурных памятников различных европейских стран. В Англии после знаменитого многотомного издания Бриттона, снабжённого превосходными гравюрами, появляются другие капитальные издания. Во Франции выходит в свет грандиозно задуманный Виолле ле Дюком многотомный «Словарь французской архитектуры от Х1 до ХУ1 века». В России неоднократно переиздавались в популярных изданиях труды И.М. Снегирёва и А.А. Мартынова.
Сороковые, пятидесятые годы Х1Х века особенно были богаты различными публикациями, которые подчёркивали необычайно возросшее общественное значение памятников архитектуры. В России в эти годы появляется огромное количество различных безымянных изданий, сообщавших исторические сведения о различных городах, монастырях с описанием их древних зданий. «Губернские ведомости» различных городов заполнены в тот период историческими очерками городов и местностей с рассказами об их древних памятниках зодчества. Повсюду издавались тогда «Памятные книги губерний», в которых также помещались сведения о замечательных зданиях и сооружениях края. За этим последовали более капитальные исследования вроде книги Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» (1847 г.).
Дальнейшее формирование теории «художественных» реставраций проходило под огромным влиянием эстетика романтизма. Искусство представлялось романтикам как процесс бесконечного становления художественной деятельности, основанной на опыте всех существовавших доселе культур. По этой причине восстановлению подлежали не только памятники Античности, но и памятники всех древних национальных культур. Задачей реставрации становилось открытие красоты древнего произведения. Категория красоты вообще, а не только античных произведений становилась мерилом подлинности произведения и критерием достоверности его реставрации. Отсюда, из эпохи романтических представлений, ведёт своё начало понимание реставрации как художественной деятельности, как сотворчества с автором произведения.
Внешним выражением поэтической сущности произведения виделся его стиль, и главной задачей изучение истории искусств - познание стиля, его художественных задач. Соответственно теория архитектурной реставрации, взращённая на идеях эстетики романтизма, обосновывала методологию раскрытия и воссоздания «духа стиля» древнего произведения. Это означало переход от «художественных» реставраций к «стилистическим» и формирование соответствующей методологии реставрации. По сравнению с предыдущей эпохой, эпохой классицизма, эпохой откровенных поновлений или просто подстановок, а затем с эпохой произвольных «романтических» реконструкций новая концепция требовала не только сотворческого проникновения в замыслы автора, но и «точного знания» памятника и эпохи.
В России концепция воссоздания древних памятников путём «вчувствования» в эпоху и овладения манерой древнего автора нашла своё воплощение в трудах президента Петербургской Академии художеств А.Н. Оленина. Он также считал, что восстановление должно быть «самым ближайшим подражанием подлинникам». При этом реставратору для успешной работы следовало опираться на данные археологии.
Необходимо отметить то заметное влияние, которое археологическая наука, особенно в лице И.И. Винкельмана, оказала на становление реставрационной теории в России и во всей Европе. Археология способствовала постепенному признанию ценности «исторического» вида произведений искусства, а методология археологической науки способствовала утверждению нового, по сравнению с романтически идеализированным образом древнего произведения, понимания памятника как исторически ценного документа. Однако ориентация на воссоздание стилистического» единства путём творческого проникновения в авторский замысел, хотя бы и на основе точного знания, на практике приводила как к уничтожению многих древностей, не вписывавшихся в реконструируемый образ, так и к многочисленным искажениям памятников вследствие недостаточных знаний и ложных представлений.
Позитивистские теории в сочетании с романтической концепцией искусства способствовали сложению специфического понимания подлинности древнего произведения, при котором его материальная форма рассматривалась лишь как изменчивое воплощение идеального, вечно «саморазвивающегося» духа. Основание красоты виделось не в Природе, согласно словам В.Ф. Одоевского, «но в духе человеческом». Именно поэтому реставрации почти всего Х1Х века - это всегда попытки приблизиться к высшей подлинности творца, законы которой следует искать «в душе, в познании самого себя». Такие теоретические воззрения, а тем более практика того времени, несли в себе столь сильные противоречия, что вызвали серьёзную критику современников, которая к концу столетия привела к полному отрицанию прежнего опыта.
Пристальное общественное внимание к древней архитектуре и постепенно возраставшее недовольство практическими результатами проводившихся реставраций поставили вопрос о необходимости дальнейшего теоретического осмысления методики проведения этих работ. Уже с середины Х1Х века их анализу посвящаются целые разделы трудов. Так, Джон Рёскин в своей книге «Семь светочей архитектуры» посвятил целую главу вопросам реставрации архитектурных памятников. Им же были сформулированы одни из первых соображений относительно реставрации памятников архитектуры, характерные своим крайне негативным отношения к реставрации вообще. «Реставрация, - писал он, имея в виду произвольные восстановления, - означает самое полное разрушение, которое только способно испытать здание, разрушение без остатка, разрушение, сопровождаемое фальшивым описанием разрушенной вещи». В России в эти же годы прозвучали возмущённые слова историка и археолога И.П. Сахарова: «Вместо восстановления они уничтожают драгоценное древнее письмо и пишут все изображения вновь».
Однако путь к разработке научной теории реставрации шёл через накопление и обобщение опыта практических работ в этой области, без чего никакие заключения и выводы не были бы достаточно обоснованными.
Б) Деятельность государственных органов охраны культурного наследия.
Для разработки теоретических проблем реставрационной методики большое значение имела деятельность французской государственной Генеральной инспекции исторических памятников, организованной в 1830 году. Спустя несколько лет деятельность инспекции настолько расширилась, что пришлось создать в 1837 году наряду с ней также и Комиссию исторических памятников, существующую до сих пор. В её состав постоянно входили выдающиеся деятели культуры и искусства, специалисты в области охраны и реставрации, представители заинтересованных министерств и ведомств.
Комиссия исторических памятников и её Генеральная инспекция уже к середине Х1Х века накопили в своих архивах значительные материалы по реставрации, в которых концентрировался опыт первого периода реставрационных работ. Привлечение же к работе Комиссии выдающихся деятелей культуры и искусства и специалистов соответствующего профиля содействовало критической оценке накопленного опыта и поиску первых шагов на пути научного анализа вопроса.
Аналогичную роль для стран центральной Европы - Австрийской империи и Германских княжеств - сыграла организованная в 1850 году Королевская центральная комиссия для поддержания и исследования памятников архитектуры, которая к началу ХХ века приобрела характер научного учреждения. С 1854 года Комиссия стала периодически издавать «Сообщения» - материалы по исследованию и реставрации архитектурных памятников этих стран. Таким образом, были созданы предпосылки для разработки теоретических проблем реставрации памятников архитектуры на основе глубокого обобщения практического опыта реставрационных работ.
Формирование теоретических основ реставрации памятников архитектуры происходило постепенно в ходе обсуждения производившихся работ, в высказываниях специалистов - архитекторов и археологов, в заключениях и рекомендациях комиссий. Необходимо было систематизирование накопленного опыта. Главную роль в этом процессе, на первом этапе формирования теоретических основ архитектурной реставрации, этапе «романтических» реставраций сыграл Виолле ле Дюк, продолживший усилия И.И. Винкельмана.