Сравнительная характеристика образов Петербурга у писателей
Нельзя не заметить черты сходства и различия образов Петербурга у писателей. Я хочу представить это сравнение в виде таблицы.
Предмет сравнения | Гоголь «Невский проспект» | Пушкин «Медный всадник» |
Нева и Невский проспект | Как Пушкин Неву, так и Гоголь Невский проспект рисует самостоятельным героем. Но призывает нас не верить этому герою, ибо в нем «все дышит обманом». | Пушкин представляет Неву, как отдельного героя. Так как речь в поэме идет о наводнении Петербурга, то Нева выступает в роли героя-резрушителя. Но в то же время, признаваясь в любви Санкт-Петербургу, Пушкин говорит и о любви к Неве. |
Медный всадник | В повести отсутствует упоминание о Медном Всаднике. Гоголя не интересует величие Петербурга. | В поэме присутствует яркое описание памятника. Этим описанием и заканчивается произведение. Медный всадник - символ величия и одновременно бездушия государства. |
Образ Петра | Гоголь упоминает об истории Санкт-Петербурга, но образ Петра в повести нам не встретится. | Уже в первых строках присутствует образ основателя города. Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье». Писатель, с одной стороны, признаёт заслуги Петра в истории, с другой – видит в нём воплощение произвола власти по отношению к «маленькому человеку». |
Петербургские жилые дома | Гоголь не раз описывает их, намекая на их похожесть, однообразность и предсказуемость. | Дома рисуются невзрачно, между строк. Повторюсь, что речь в поэме идет о наводнении, поэтому и дома рисуются разрушенными и нищими. |
Мосты | Гоголь помимо дворцов, так же ненавязчиво описал лишь камни мостовой. | Пушкин, описывая город, упомянул и о набережной, и о разводных мостах Петербурга. |
Летний сад | На протяжении всей повести упоминаются конкретные адреса и названия, например, Казанские ворота и Мещанская улица, но Летний сад писатель не выделяет, гоголевский Петербург – город чиновников, служащих в различных департаментах. | Автор влюблен в чугунную ограду Летнего сада, его восхищает пышная красота Петербурга. |
Санкт-Петербург | У Гоголя Петербург полон людей и событий, но в тоже время обманчив. Автор выделяет лишь яркость и красочность Невского проспекта, но верить ему нельзя, как и Петербургу. | Петербург Пушкина воинственный, непоколебимый, но в тоже время обладающий своей, особенной красотой. Город в его представлении шумный, отходчивый и одновременно буйный. |
Главные герои, тема «маленького человека» | Поручик Пирогов – «бессмертный образ пошлости», царящей и побеждающей в Петербурге. Художник Пирогов – его противоположность, романтик, одержимый мечтой о невинной, чистой красоте . В повести показан «вечный раздор мечты с существенностью!» Пошлость и бездушие города губит романтического героя. | Евгений осмеливается взбунтоваться против города, власти, но его бунт – бессмыслен; герой раздавлен копытами Медного всадника в своём безумном видении и гибнет наяву. Город беспощаден к «маленькому человеку». |
Заключение
Пушкина и Гоголя по-разному поразил Петербург и произвел свое, особое впечатление, которым они делятся с нами. У каждого из них Петербург свой. И он меняется на протяжении жизни, это явление изменчивости ярко прослеживается в произведениях. Так, например, властный и непоколебимый Петербург в поэме «Медный всадник» сменяется на разруху и мрачность у Пушкина, а у Гоголя красочный и шумный город в повести «Ночь перед Рождеством» становится бледным и скучным, лживым и бездуховным в «Петербургских повестях».
Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина Петербург - прежде всего исторический город, то в произведениях Гоголя он чаще предстаёт как город-монстр, город-убийца.
В заключение хочу добавить, что в десятом и одиннадцатом классах планирую продолжить работу над темой «Образ Петербурга в русской литературе» и остановиться на произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, Андрея Белого, Александра Блока, Анны Ахматовой и Михаила Веллера.
Библиография
1. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - П.: «Издательство Брокгауз –Ефрон» - СПБ, 1922. - 228 с.
2. Гоголь Н. В. Невский проспект. –
3. Грачева И.С Уроки русской литературы. - СПб, 1993.
4. Мурин Д. Н. Русская литература XIX века: петербургский комментарий. - Санкт-Петербург, издательство «Союз», 2004.
5. Пушкин А. С. Медный всадник. -Ленинград, издательство «Наука»,1978.
[1]Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. Том 2 – ГИХЛ, 1959.
[2] Словарь иностранных слов. - www.megaslov.ru/html/i/idol.html