Южные поэмы Пушкина. Байронизм Пушкина.
15. «Медный всадник». Соотношение «человек» - «власть» - «стихия» в конфликте поэмы. Моти оживающей статуи в поэме.
16. «Борис Годунов». Трагедия русской истории, власти и народа. Смысл финальной ремарки.
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: Комментарий Л.М. Лотман и С.А. Фомичева. – СПб., 1996.
17. Экзистенциальная проблематика «Маленьких трагедий».
Виролайнен М.Н., Беляк Н.В. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Виролайнен М.Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. – СПб., 2003.
18. «Шуточные» стихотворные повести Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне»).
19. «Игра» и «игрок» в драме Лермонтова «Маскарад».
История русской драматургии 18 – первой половины 19 веков. – Л., 1982. – С. 368-401.
Коровин В.И. Герой и миф (по драме Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматургического произведения. – Л., 1988. – С. 122-135.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Манн Ю.В. Игровые моменты в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т.36. – № 1.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 11.
20. «Человеческое» и «сверхчеловеческое» в герое поэзии Лермонтова. Мотивы избранничества, одиночества, сна, смерти в поэзии автора. Поэзия Лермонтова как «поэзия личности» (Л.Я. Гинзбург).
Айхенвальд Ю. Лермонтов // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1996.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл.: «Поэзия личности»).
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.;Л., 1964.
Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976 (гл. 6).
Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982.
Мережковский Д.С. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д. С. В тихом омуте. – М., 1991.
Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 263-273.
21. «Герой нашего времени: двойное время, композиция романа. Загадочен ли Печорин?
Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопросы литературы. – 1983. – № 2.
Ермакова Н.А. Функция игры в структуре «Героя нашего времени» // Молодая филология – 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998.
Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени». – М., 1973.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234.
Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982 (или та же статья в другом издании: Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Том 40. – 1981. – № 4).
Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.
Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.
22. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл. Карнавальный мир «Вечеров…»
Анненский И. Проблемы гоголевского юмора («Нос», «Портрет») // Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом аспекте. – СПб., 1997.
Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н. Гоголя «Нос» // Русская литература. – 1984. – № 1.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1998 (раздел «Гоголь»).
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988 (гл. 3; § 3,4).
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. – М., 1992.
23. Фантастика Н. Гоголя: явная – завуалированная – нефантастическая.
Анненский И. Проблемы гоголевского юмора («Нос», «Портрет») // Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом аспекте. – СПб., 1997.
Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н. Гоголя «Нос» // Русская литература. – 1984. – № 1.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1998 (раздел «Гоголь»).
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988 (гл. 3; § 3,4).
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. – М., 1992.
24. Проблема искусства в «Петербургских повестях» Гоголя.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.161-209.
Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С.235-348.
Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.
Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.
25. Драматургия Гоголя («Ревизор», «Женитьба», «Игроки» - на выбор). «миражная интрига» в комедиях.
История эстетической мысли. – Т.3. – М.,1986. – С. 344-361.
Купреянова Е.Н. Авторская идея и художественная структура общественной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Русская литература. – 1979. – № 4, или: История русской литературы. В 4-х т. – Т. 1. – Л., 1982. – С.548-564.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. – С.218-235.
Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.275-304.
Манн Ю.В. Комедия Н. Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. С.170-267.
Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматургического произведения. Л., 1988.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1972. – С. 214-268.
Скатов Н.Н. И.А. Хлестаков – и другие // Гоголь: история и современность. М., 1985. С.281-292.
26. «Мертвые души» Гоголя. Замысел, специфика жанра. Художественная символика в поэме Гоголя. Роль лирических отступлений и вставных фрагментов (предыстории героев, «Повесть о капитане Копейкине»). Мотив дороги, образная система, детализация.
Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры.– Волгоград, 1991.
Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб., 1997.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. - С. 251-260.
Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.
Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. – М., 1988. – С. 267-320.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987.
27. Духовная проза Гоголя: исповедальное и проповедническое, автор как духовный наставник и духовный ученик.
Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. – М., 1989. – С.156-173.
Гоголь Н.В. Духовная проза. – М., 1992 (Предисловие В. Воропаева).
Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб., 1997.
Гончаров С.А. Творчество Н.В. Гоголя и традиции учительной культуры. – СПб., 1992.
Марголис Ю.Д. Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Основные вехи истории восприятия. – СПб., 1998.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995. – С.37-45.