История отечественной литературы ХХ века

(I половина)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Материалы для практических занятий

Составила: к. пед. н., доцент кафедры литературы,

Сомова Людмила Александровна

Тольятти

Практическое занятие №1

Огосударствление» в литературе и «душа поэта».

Содержание работы.

Раскрыть тему, обратившись к следующим литературным явлениям и фактам:

Пролетарские писатели.

Новокрестьянские поэты. Крестьянская цивилизация и ее исторически сложившаяся психология. Экзистенциальная парадигма крестьянской культуры в России.

Творчество С. Есенина и судьба идей о крестьянском граде Китеже, о крестьянской Атлантиде. Образ России в представлениях С. Есенина. Иконоборческие поэмы С. Есенина. Интерпретация революции. Кризис 1918 года. С. Есенин и имажинизм: встреча двух культур. Смена стилевой палитры и лирического героя (цикл “Москва кабацкая”). “Советские” произведения С. Есенина (поэма “Анна Снегина” и др.). Возвращение к сказке и романтике в “Персидских мотивах”. Поэма “Черный человек” как амбивалентная саморефлексия. Извод крестьянской культуры на рубеже веков. Официальная народность и подменная “крестьянская” литература.

Вопросы для обсуждения, задания.

  1. Огосударствление литературы.

1) В чем сущность ленинской теории двух культур?

2) Что означает слово «огосударствление» в отношении литературы?

3) Мысли М.М.Голубкова о синтезе.

4) Что скрывается под понятием «литературное амплуа»? В каких литературных амплуа выступали В.Маяковский, О.Мандельштам?

  1. Провозглашение пролетарской поэзии в советской литературе.

1) Тематика и проблематика пролетарской поэзии.

2) Стихотворения пролетарских поэтов (Чтение и краткая характеристика одного из них).

3) 3) Принципы машинизма, инженерно-конструкторского подхода в пролетарской поэзии.

  1. «Новь», которую воспевали новокрестьянские поэты.

1) А. Ширяевец и поэты «крестьянской купницы».

2) Образ России в представлении С. Есенина.

3) Разрушение души поэта: «Черный человек» С. Есенина как амбивалентная саморефлексия.

Литература.

  1. «Счастье литературы»: Государство и писатели: 1920—1938: Документы. М., 1997.
  2. Азадовский К. Новокрестьянские поэты // Потаенный сад: новокрестьянские поэты: В 3 т. Ставрополь,1992.
  3. Аймермахер К.Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. М., 1998.
  4. Антология русской поэзии XX века (Поэзия 20-30-х годов, стихотворения пролетарских поэтов).
  5. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола. – М.: Аспект Пресс, 2001
  6. Русская литература XX века: В 2 т.-Т.1/ Под ред.Л.П.Кременцова. – М.:Изд.центр «Академия», 2002 (Литературное движение 20-30-х годов).
  7. Русские поэты XX века / Сост. Л.П.Кременцов, В.В.Лосев.-М.:Флинта: Наука,2002 (Поэты пролеткульта).
  8. Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 20-30-х годов. Поэтика - Видение мира –Философия.-М.:ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001 (Пролетарская поэзия).

Практическое занятие №2

Трагедия Мастера

(по произведениям М.Булгакова «Мастер и Маргарита»,

«Собачье сердце» и «Роковые яйца»)

Содержание работы.

Анализ романа: ключевые образы, символы, композиционные особенности, поэтика. Три плана повествования. Сквозные мотивы. Ключевые проблемы.

Роман «Мастер и Маргарита»

Вопросы для обсуждения, задания.

1. Исследователи рассматривают «Мастера и Маргариту» как произведение уникальное с жанровой точки зрения. В чем уникальность?

2. Какие персонажи играют особо важную роль в мире зла и поэтому наказаны смертью?

3. Что говорится в романе Мастер и Маргарита» о характере толпы?

4. Почему мастер на вопрос «вы – писатель?» потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком (диалог двух пациентов психиатрической клиники)?

5. Какие символы романа вам кажутся наиболее яркими и значимыми?

6. За что Мастер лишен света? Почему он заслужил покой?

7. В чем смысл выражения «Рукописи не горят»?

Сообщения

1. Цветовая и звуковая насыщенность сцен романа.

2. Символы тьмы в романе (Воланд и его свита)

3. Образ Маргариты (почему автор оправдывает героиню, которая соглашается на сделку с дьяволом?)

4. Роль Ершалаимских глав в романе «Мастер и Маргарита».

Задания

1. Представьте, что выходит очередное новое издание книги «Мастер и Маргарита». Напишите аннотацию.

2. Составьте таблицу «Структура романа «Мастер и Маргарита» (она может отражать композицию, сюжет, систему образов).

3. Прочитайте вслух одну из сатирических сцен (зарисовок, описаний) в романе. При помощи каких приемов Булгаков достигает сатирического эффекта?

4. Инсценируйте одну из ключевых сцен романа. Ключом к чему она является?

Наши рекомендации