Примерные темы контрольных работ. История отечественной литературы (от древнерусской к ХIX веку)

История отечественной литературы (от древнерусской к ХIX веку)

Тема 1. Особенности древнерусской литературы. Периодизация. Основные жанры и произведения.

1.Древнерусская литература как словесность средневекового типа. Особенности древнерусской литературы: учительность, философичность, религиозность, историзм, анонимный характер, соборность, этикетность, традиционность, текучесть текста.

Периодизация древнерусской литературы. Эпохи и стили. Стиль монументального историзма (11-13 вв.), стиль эмоционально-экспрессивный (14-15 вв.), 16 век: возвращение Средневековья, стиль официального биографизма (второго монументализма), 17 век – литература века перехода к Новому времени.

2.Жанровая система древнерусской литературы. Функциональный принцип деления на жанры. Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, воинская повесть, патерик, патристика, красноречие. Пять признаков характеристики жанров древнерусской литературы: тема, автор, композиция, образы героев, стиль.

Вершины литературного творчества Древней Руси. «Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума».

Тема 2. Русская литература XVIII века.

1.Русская история и культура 18 века. Основные общественно-исторические процессы Новой России. Литература как отражение нового мировоззрения.

Литературный процесс 18 века. Особенности развития словесности в России Нового времени: стремительный характер, резкая смена и сосуществование нескольких направлений и стилей, поиск новых средств выражения, становление филологической науки, разработка силлабо-тонической системы стихосложения, формирование литературного языка.

2.Главенствующие направления русской литературы 18 века: барокко, классицизм, сентиментализм, ранний русский реализм.

Главные представители русской литературы 18 века: М.Ломоносов, В. Тредиаковский, А.Сумароков, Н.Новиков, Г.Державин, А.Радищев, Н.Карамзин, Д.Фонвизин. Жанры русской литературы 18 века.

Тема 3. Литературное движение в России первой половины XIX века.

Литературная жизнь первой трети 19 века.

Журналы «Вестник Европы», «Сын Отчества»; своеобразие журналистики и критики начала века. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас», «Зеленая лампа»: состав обществ, суть их литературной полемики, значение в развитиии литературного процесса.

Романтизм в русской литературе первой трети 19 века. Поэзия В.А. Жуковского и поэтов-декабристов.

Творческая эволюция Пушкина. Лирика, стихотворные поэмы («Полтава», «Медный всадник»). Драматургия Пушкина. «Борис Годунов», творческая история драмы. Особенности поэтики. «Маленькие трагедии». Драматическое новаторство.

Проза Пушкина. «Повести Белкина»: особенности поэтики. «Капитанская дочка»: идейно-художественное своеобразие.

«Евгений Онегин». Творческая история. Особенности жанра. Идейно-художественное содержание.

Творчество М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирики Лермонтова. Поэмы: «Мцыри», идейно-художественное содержание. «Демон», творческая история.

Роман «Герой нашего времени». Творческая история романа. Идейно-художественное содержание. Своеобразие образа главного героя.

Творческий путь Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: идейно-художественное своеобразие. «Миргород» как цикл. Идейно-художественное своеобразие. «Петербургские» повести Гоголя. Поэтика повестей. Драматургия Гоголя.

«Мертвые души». Творческая история. Особенности жанра. «Мертвые души» как этап в русской литературе.

Тема 4. Литература 1840-1860-х гг.

Возникновение и развитие реализма. Натуральная школа и ее представители.

Становление романа в творчестве Герцена, Тургенева, Гончарова. Роман-утопия Чернышевского.

Поэзия: творчество Фета, Тютчева, Некрасова.

Драматургия: становление национального театра и творчество Островского.

Примерные темы контрольных работ

1. Новаторство И.А. Крылова-баснописца

2. Возникновение, деятельность и распад общества “Арзамас”.

3. Анализ одной из баллад Жуковского.

4. Комедии А.С. Грибоедова “Студент” и “Горе от ума” (сравнительный анализ).

5. Герой-декабрист в комедии Грибоедова “Горе от ума”

6. Исторические события XVIII века в изображении К.Ф. Рылеева (поэма “Войнаровский”) и А.С. Пушкина (поэма “Полтава”).

7. Эволюция темы поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

8.Философский смысл поэмы А.С. Пушкина “Анджело”.

9. “Украинские” повести Н.В. Гоголя

10. Трагическое и комическое начало в повести Н.В. Гоголя “Записки сумасшедшего”.

11. Гротеск и его идейно-эстетическое значение в петербургских повестях Н.В. Гоголя (“Невский проспект”, “Нос”).

12. «Светские повести» А.А. Бестужева (Марлинского).

13. Роль пейзажа в лирике М.Ю. Лермонтова. (“Как часто, пестрою толпою окружен...”; “Выхожу один я на дорогу...”; Парус; “Когда волнуется желтеющая нива...”; “Родина” и др.)

14. Проблематика и художественные особенности драмы Лермонтова “Маскарад”.

15. Славянофильство как первая русская идеология.

16. «Натуральная школа»: формирование, эстетическая программа.

17. Образ Рудина в одноименном романе Тургенева.

18. Идиллия русской усадьбы в романах Гончарова.

19. Нигилист Базаров и анархист Волохов («Обрыв» Гончарова) – этические и нравственные ценности представителей двух поколений.

20. Значение биографии героя в романе Герцена «Кто виновакт?».

21. Понятие литературной утопии и роман Чернышевского «Что делать?».

22. Лирика Фета: основные мотивы и образы.

23. Особенности пейзажа в лирике Тютчева.

24. Стилистические особенности «крестьянских» поэм Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».

Наши рекомендации