Даже в рамках короткометражного фильма основополагающие принципы истории остаются жизненно важными.

КАК НАПИСАТЬ

СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

Структурирование истории в короткометражном формате

Автор: Даг Синклер

Даже в рамках короткометражного фильма основополагающие принципы истории остаются жизненно важными.

Когда работаешь с короткометражной формой, сталкиваешься с огромным искушением отбросить в сторону правила, по которым обычно пишутся сценарии. Но хороший короткометражный фильм требует соблюдения самого главного основополагающего правила во всем сценарном деле: история пишется о ком-то, кто хочет чего-то и преодолевает препятствия в стремлении к этому чему-то.

НАЧИНАЙТЕ С ГЕРОЯ (ХАРАКТЕРА)

Достаточно много короткометражных фильмов начинается с работы над посылкой, а не над героем. А посылка зачастую получается слишком массивной для короткой повествовательной формы и требует слишком много времени для завязки. В конце концов, готовый фильм представляет собой не многим больше, чем несколько минут экспозиции с неожиданным финалом, в котором сосредоточена надежда авторов на то, что этого достаточно для того, чтобы оправдать такую длинную завязку. Вы можете увидеть сотни подобных фильмов на сайте YouTube, и лишь немногие из них действительно попадают в цель и устанавливают контакт со зрителем.

Лучше всего начинать с героя. Установите, чего хочет герой, и что мешает ему это получить. Сногсшибательная посылка это прекрасно, но вам придется найти способ привести вашего зрителя к принятию этой посылки на уровне чувств, а для этого опять-таки самый лучший путь - через понятно мотивированного героя.

Пример: "Balbezit", по сценарию Айрис Хьюзинга. Совершенно не сложная посылка: мужчина хочет вернуть себе свой футбольный мяч. Тем не менее, фильм сразу захватывает внимание, даже если вы не знаете языка, на котором он снят.

СТРУКТУРИРУЙТЕ СВОЮ ИСТОРИЮ

Трудно вместить три акта истории в несколько минут. Настолько трудно, что большинство сценаристов сдаются и позволяют своему сценарию стать просто серией гэгов или неким куском без реальной формы. Это может получиться забавно, но это редко приводит к по-настоящему захватывающему повествованию. Подобные короткометражные фильмы часто получаются больше похожими на импровизационные скетчи, чем на кино.

Структура короткометражного фильма настолько же важна во всех отношениях, как и структура полнометражного художественного кино фильма, или телевизионного фильма. Независимо от того, составляет ваш формат 30 минут или 30 секунд, сосредоточьтесь на общепринятых принципах – завязки, поворотных пунктов, восходящего действия, кульминации и развязки. Даже, если вы должны ужать акт до короткого мгновения, эти стадии должны составлять скелет истории.

Пример: Presto, по сценарию Дага Свитлэнда. Разумеется, это череда гэгов, но обратите внимание на поворотные точки в этом действии и на возрастающее напряжение по мере того, как фокусник становится все более разъяренным. Здесь мы видим три полноценных акта, и все это внутри пятиминутного фильма (Ю.М. – на самом деле там даже не пять минут, а две минуты восемнадцать секунд, что еще круче). Обратите также внимание на простые, но такие захватывающие мотивировки героев.

ПИСАНИЕ ЭТО ПЕРЕПИСЫВАНИЕ

Как ни иронично это прозвучит, существует огромное количество коротких фильмов, которые чересчур длинны. Когда вы работаете над сценарием короткометражного фильма, то становится вдвойне важно возвращаться к началу и искать все мельчайшие возможности улучшения, которые не могут быть замечены во время первоначального прописывания сценария.

Две сцены могут быть соединены в одну, пять строчек диалога могут быть сокращены до двух. Что-то, выраженное в диалоге, может быть заменено чем-то простым и понятным на визуальном уровне. Всегда есть возможности сделать короткий сценарий еще короче, и не надо бояться разбирать его на части и искать эти возможности сокращения.

ПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ

Короткометражный фильм, как и все повествовательные формы, представляет собой историю. Короткий формат не может служить оправданием игнорирования фундаментальных законов и правил, которые заставляют историю работать. В связи с тем, что короткометражные фильмы обычно менее коммерчески мотивированны, чем полнометражное кино или телевизионные фильмы, разумеется, в них существует некий простор для эксперимента. Но по-настоящему захватить аудиторию все равно может только фильм, построенный на твердом основании простой, четко сфокусированной и структурированной истории.

* * *

Наши рекомендации