Перечень вопросов к зачету и экзамену
1. География распространения, периоды развития и историческое значение латинского языка.
2. I-II склонение имен существительных и их особенности.
3. III склонение существительных.
4. III склонение имен прилагательных. Особенности III склонения имен существительных.
5. Прилагательные I-II склонения. Супплетивные степени сравнения прилагательных.
6. Регулярные степени сравнения прилагательных. Синтаксис падежей при степенях сравнения.
7. IV склонение имен существительных и его особенности.
8. V склонение имен существительных и его особенности.
9. Неправильные глаголы.
10. Личные и возвратные местоимения.
11. Вопросительно-относительные местоимения.
12. Указательные местоимения.
13. Отрицательные местоимения.
14. Неопределенные местоимения.
15. Недостаточные глаголы.
16. Повелительное наклонение.
17. Имя числительное: образование, склонение, синтаксис.
18. Типы придаточных предложений (обзорно).
19. Причастия.
20. Gerundium. Gerundivum.
21. Наречие: образование, степени сравнения.
22. Формообразование глагола (Indicativus): система инфекта.
23. Формообразование глагола (Indicativus): система перфекта.
24. Формообразование глагола: инфинитивы.
25. Супин I и II. Роль супина в формообразовании и словообразовании.
26. Порядок слов в простом предложении. Способы выражения главных членов предложения.
27. Особенности Согласования подлежащего и сказуемого.
28. Ablativus absolutus.: структура и принципы перевода на русский язык.
29. Синтаксический оборот Accusativus cum infinitivо: структура и принципы перевода на русский язык..
30. Синтаксический оборот Nominativus cum infinitivo: структура и принципы перевода на русский язык.
Образец экзаменационного теста
Вариант 1
1. Какой язык входит вместе с латинским в италийскую группу индоевропейских языков? (1 балл)
А. оскский
Б. итальянский
В. английский
Г. болгарский
Д. венгерский
2. Какой язык принадлежит к романской группе языков (1 балл)
А. русский
Б. английский
В. итальянский
Г. немецкий
Д. украинский
3. Укажите слова, в которых ударение падает на второй от конца слог (1 балл)
А. magister ‘учитель, наставник’
Б. legere ‘собирать; читать’
В. mittere ‘отправлять, посылать’
Г. lagoena ‘бутылка’
Д. bestia ‘животное’
4. Напишите транскрипцию и поставьте ударение в следующих словах:
praetor ‘претор, должностное лицо’, сaelebs ‘неженатый’, illaesus ‘невредимый’, cathedra ‘кафедра’, ostium ‘устье’, labyrinthus ‘лабиринт’, Phrigia ‘Фригия, страна в Малой Азии’, ludicrum ‘игра, шутка’, laceratio ‘раздирание, разрывание’, consuetūdo ‘привычка’.
5. Латинским словам этимологически соответствуют русские (1 балл)
А. servo, āvi, ātum, servāre 1. конкурс
Б. servo, īvi, ītum, īre 2. сервис
В. cura, -ae f 3. либерал
Г. liber, bri m 4. консервы
Д. curro, cucurri, cursum, сurrere 5. экслибрис
Е. liber, era, erum 6. аккуратный
6. Какие слова по происхождению восходят к форме латинского причастия participium praesentis activi (1 балл)
А. доцент
Б. студент
В. орнамент
Г. адвокат
Д. регент
7. От каких латинских слов произошли следующие латинизмы в английском языке? При наличии приставок укажите их значение.
indelible ‘несмываемый’, mountain ‘гора’, party ‘партия’, expose ‘выставлять’, direct ‘руководить’, use ‘обычай’, velocity ‘скорость’.
8. Выберите вариант правильного согласования имени прилагательного с именем существительным (правильный вариант подчеркните) (1 балл)
A. mare profundum / mare profundus ‘глубокое море’
Б. animal rarum / animal rara ‘редкое животное’
В. avis rarus / avis rara ‘редкая птица’
Г. poēta clara / poēta clarus ‘знаменитый поэт’
Д. vir fortis/ vir forte ‘храбрый муж’
E. oratiōnes breves / oratiōnes brevia ‘короткие речи’
9. Найдите неправильно образованные формы превосходной степени сравнения прилагательных. Исправьте ошибки. Переведите полученные формы. (1 балл)
A. pulchrissimus, a, um
Б. liberrimus, a, um
В. gracilissimus, a, um
Г. brevissimus, a, um
Д. parvissimus, a, um
10. Выберите латинскую форму, соответствующую русскому переводу (1 балл)
А. да здравствуют 1. mittunt
Б. их украсят 2. vivant
В. вас отправляют 3. vidēbar
Г. меня видели 4. ornabuntur
Д. они отправляют 5. mittimini
11. Запишите цифрами латинские числительные (1 балл)
A. undecim
Б.nongenti septem
В. quinque et triginta
Г. undequadraginta
Д. centum et duodetriginta
12. Переведите предложение на латинский язык, используя синтаксический оборот Ablatīvus absolūtus. (1 балл)
Когда царствовал Приам, пала Троя.
regno, āvi, ātum, āre ‘царствовать’, Priamus, i m ‘Приам’, Troja, ae f ‘Троя’, cado, cecidi, casum, ere ‘падать’.
13. Латинскому изречению соответствует перевод. Укажите предложение с оборотом Accusatīvus cum infinitīvo (1 балл)
А.Нomo sum, humāni nihil a me aliēnum puto. 1. Теперь надо пить (Гораций).
Б. Honesta mors turpi vitā potior. 2. Жребий брошен (Цезарь).
B. Alea jacta est. 3. Честная смерть лучше позорной жизни (Тацит).
Г. Veni, vidi, vici. 4. Я человек, считаю, что ничто человеческое мне не чуждо (Теренций)
Д. Nunc est bibendum. 5. Пришел, увидел, победил (Цезарь).
14. Укажите номер предложения, которое соответствует правильному переводу латинского предложения Video puellam laboriōsam esse.(1 балл)
А. Я вижу, что девушка трудолюбива.
Б. Я вижу трудолюбивую девушку.
В. Мы видим, что девушка трудолюбива.
Г. Мы видим, что девушки трудолюбивы.
Д. Они видят, что девушка трудолюбива.
15. В каком ряду все глагольные формы относятся к системе перфекта? (1 балл)
А. orno, ornāri, ornаveram, ornāre
Б. ornāmus, ornātus est, ornātum iri, ornantur
В. orna, ornatūrus esse, ornātur, ornavērunt
Г. ornavisse, ornaveras, ornātum erit, ornavisti
Д. ornabitur, ornāte, ornātus esse, ornātum iri. ornātu
16. Выберите правильно образованную форму наречия в положительной степени. (1 балл)
А. velociter
Б. sapiente
В. beniter
Г. maliter
Д. maxime
17. Перевести, сделать грамматический разбор, выписать начальные формы слов, латинизмы (по 2 балла за каждое предложение)
А. Prometheus ignem hominibus dedisse traditur.
Б. Scriptōres veteres Romam a Romulo et Remo conditam esse tradunt.