Вклад древних греков в развитие мировой культуры
Современная культура, как западноевропейская, так и русская, зиждется на фундаменте античной культуры, заложенном древними греками более двух с половиной тысяч лет тому назад. Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, скульптуры и живописи. Поэтому знакомство с мифами древних греков необходимо для понимания их искусства и культуры.
Без знания древнегреческой мифологии невозможно в полной мере и постижение европейского, в том числе и русского, искусства. На античные сюжеты написаны некоторые картины Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, К. Брюллова, В. Серова, драмы В. Шекспира. И сейчас художники, драматурги и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии. Мифологические персонажи многократно упоминаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.
В обыденной речи часто употребляются фразеологизмы сизифов труд, танталовы муки, ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, гомерический смех и другие, первоначальный смысл которых восходит к греческой мифологии.
Человек, полагали древние греки, не должен забывать об ограниченности своих возможностей, своем бессилии перед стихийными силами — и во многих мифах осуждается надменность, самонадеянность героя, возомнившего себя равным богам. Царица Ниобея решила, что превосходит богиню Латону, и богиня жестоко покарала ее, убив всех ее детей. Благородный Беллерофонт приказал крылатому коню Пегасу перенести его к богам на Олимп, и был сброшен конем с неба на землю. Царь Ойней не пожелал принести жертву богине-охотнице Артемид и поплатился за это смертью жены и сына.
Уроки 130, 131. Мифы Древней Греции
Цели: ознакомить учащихся с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами; учить детей делить гекст на смысловые части, понимать содержание мифа, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Оборудование: выставка книг по теме урока (Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»; А. И. Немировский «Мифы Древней )ллады»; В. и Л. Успенские «Мифы Древней Греции»); карточки (текст речевой разминки, задания), рабочая тетрадь.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Языковая разминка
Лексическая работа
— Прочитайте выражение и объясните его смысл.
Панический страх.
(Дети читают и объясняют, как его понимают и когда так го-норят.)
Когда родился бог лесов и полей Пан, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой. Едва родившись, он сразу же
начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродушным и веселым, он изобрел флейту и превосходно на ней играл.
А откуда же пошло выражение «панический страх»?
Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, т. е. испытывали панический страх, впадали в панику. Кстати, вы не хотите узнать, каким представляли себе Пана в древности, посмотрите на знаменитую картину художника Врубеля, она так и называется «Пан».
2. Работа над текстом «Храбрый Персей»
— Мы с вами на прошлом уроке прочитали древнегреческий миф «Храбрый Персей», дома вы его еще раз перечитали. А сейчас поделим текст на части.
(Учитель помогает детям определить смысловые части.)
— Какими словами заканчивается первая часть? («...они превращались в холодную груду камней».)
— Какая беда случилась в городе?
— Как озаглавим эту часть? (В городе случилась большая беда.)
— Какими словами заканчивается вторая часть? («...и не могут спастись от жестокой колдуньи!..»)
— Что вы узнали о царе Полидекте, который жил в том же городе?
— Как озаглавим эту часть? (Трусливый царь.)
— Какими словами заканчивается третья часть? («Каждый плакал над каким-нибудь камнем».)
— Что вы узнали о Персее?
— Озаглавьте эту часть. (Храбрый Персей узнает о колдунье.)
— Какими словами заканчивается четвертая часть? («...И быстрыми шагами... ушел из подвала».)
— Как Персей нашел царя в подвале?
— Что его возмутило при общении с царем?
— Как царь среагировал на то, что Персей пообещал принести голову Медузы Горгоны*?
— Озаглавьте эту часть. (Персей говорит с царем.)
III. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.