Работа над картиной
Художнику, решившему написать историческую картину, надо хорошо знать ту историческую эпоху, которую он собрался описывать. Когда Суриков задумал писать «Боярыню Морозову», он прочитал много книг о той эпохе, он ходил по Москве, всматривался в Кремль и храм Василия Блаженного. Он, как у людей, спрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».
В написании картины художнику очень помогли воспоминания детства. Родился он в сибирском городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших туда с Дона под предводительством Ермака. В детстве мальчик слышал много сказаний и преданий, в том числе и историю про боярыню Морозову.
В то время в Сибири еще сохранился образ жизни Руси XVI и ХУП веков: та же одежда, те же обычаи. Все эти черты художник и изобразил в своей картине.
Суриков работал очень много над созданием каждого героя картины. Он часто посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском Московской области. Он вспоминал: «Там меня все знали. Даже старушки и девушки-начетчицы позволяли мне себя рисовать. Им нравилось, что я казак и не курю».
Дольше всего Суриков искал образ самой боярыни Морозовой. Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее внешность поразила художника. Он нарисовал с нее этюд за два часа. Этюд — это небольшая картина, в которой художник изображает часть своей будущей картины. С этого первого этюда Суриков потом написал еще один, окончательный, который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо женщины как будто освещено внутренним огнем.
Очень много написал Суриков этюдов зимы. Он вспоминал, что все рисовал с натуры: и розвальни, и сани, и колеи. Тогда он жил в Долгоруковском. В переулках всегда были глубокие сугробы. Как только выпадал глубокий снег, Суриков просил кого-нибудь проехать на розвальнях, а потом начинал колею рисовать.
Вот так работал Суриков. Он сам шутил, что если бы он нарисовал, то и под землю бы залез и в котле позировать заставлял бы.
Очень большое значение в работе художника имеет его жизненный опыт, те ассоциации, которые возникают у него во время работы. Чем больше впечатлений откладывается в душе художника, тем ярче и полнее его искусство. Иногда во время работы художника эти ассоциации появляются сами собой.
Суриков в своей картине «Боярыня Морозова» долго искал сочетание черного платья женщины и белого снега. В поисках этого цветового решения он внезапно вспомнил, как однажды поразило его одно сочетание: черная ворона на ослепительно белом снегу.
Композиция позволила художнику расположить на картине все, что он хотел, а светотень и колорит помогли передать все разнообразие мира.
О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?
Данный текст свидетельствует о том, что Суриков был очень ответственным человеком. Он подходил к написанию картины, особенно исторической, очень ответственно: он изучал книги, всматривался в сооружения той эпохи. Он даже сам шутил над своей дотошностью, говоря, что если задумает ад рисовать, то и худа полезет и заставит в котле позировать.
Суриков умел расположить к себе людей, потому что он был к ним внимателен. Даже суровые старушки и девушки-начетчицы в старообрядческой церкви были к нему благосклонны и позволяли рисовать себя.
И, конечно, Суриков обладал необыкновенным талантам художника. Он создал картину, которая до сих пор поражает посетителей Третьяковской галереи. Он сумел дать нам почувствовать тот внутренний огонь, который он ощутил, когда встретил ту женщину, с которой писал лицо боярыни Морозовой.
№36
I