Формирование принципов современной реставрации
Архитектурные сооружения во все времена были предметом забот (поддерживали, чинили, иногда восстанавливали). Это диктовалось:
• Утилитарными требованиями (удовлетворение какой-либо функции)
• Сакральной ценностью культовых зданий
• Мемориальной ценностью специальных сооружений (арки, колонны). Но это не определялось оценкой сооружения как памятника архитектуры. Памятник архитектуры -носитель специфической ценности, свидетель культуры и искусства прошлого.
• Античность - не было ощущения историчности.
• Средние века - историзм ограничен учением о развитии мира в чисто религиозном понимании (от сотворения мира до ожидаемого конца света). Исключение -император Майориан (457-461 гг) -эдикт, запрещающий повреждение монументальных построек Рима (как символа величия империи).
Поэтому деятельность архитекторов сводилась к приспособлению зданий к изменившимся потребностям, не имела целью их сохранения или раскрытия их прежней архитектуры. Опора - на эстетические воззрения и строительный опыт своего времени. Чаще всего обветшавшее здание ломали, части его использовали при строительстве новых сооружений.
• Возрождение и барокко - аналогичный подход, свободное довершение или. переделка зданий вне его художественного единства. Признание ценности к архитектурному произведению, как к памятнику (то, что характерно для нашего времени) происходит в позднесредневековый период, с развитием идей гуманизма.
• С XV в в сферу интереса гуманистов входят скульптура и архитектура. Памятники - объект изучения (обмеряют, пытаются воспроизвести формы в других сооружениях). Но концепции реставрации еще не сложились.
• С XVIII в - решительная перемена в отношении к архитектурным памятникам. Перенос приемов научной систематизации со сферы естественных наук, на другие области, в том числе на историю искусств. Памятники архитектуры воспринимают не только как объект эстетического, но и познавательного интереса, обладающего исторической ценностью (близко к современным позициям).
Раскопки Геркуланума (1738) и Помпей(1748), конец XVIII в - раскопки Римского форума
- постепенно систематический и научный характер. Иоганн Иоахим Винкельман - первый труд по истории искусств. В XVIII в - первые представления о необходимости сохранения памятника, первые попытки реставраций. Объект - не только здания, но и руины.
• Первые десятилетия ХIX в. - реставрация Колизея (Рафаэль Стерн), арка Тита в Риме (Джузеппе Валадье).
Интерес к памятникам античности.
Характерные черты:
- благоговейное отношение к реставрируемому объекту
- сохранение подлинных частей - только по отношению к античным памятникам, к поздним - свободное творчество
- зрительное выделение реставрационных дополнений
- не восстановление разрушенного, а сохранение в качестве руин
Реставрация осознается как специфический вид архитектурной практики, подчиненный собственным требованиям.
• Стилистические реставрации XIX в .(романтическая реставрация)
Интерес к памятникам средневековья.
Англия XVIII- XIX вв -изучение, публикация сведений о памятниках.
Франция 1793- Конвент издает декрет о запрещении сноса памятников,
- должность генерального инспектора исторических памятников: писатели Луи Витте (1830-1834) и Проспер Мериме (1834-1852) - идеи не только учета, изучения, но и активного поддержания памятников. Виолле-ле-Дюк - сформулировал принципы реставрации
(он реставратор - практик Собор Парижской богоматери, замки Луары).
- «реставрировать здание - восстанавливать его в законченном виде, который возможно никогда реально не существовал»
- внимание не на памятник, а на авторский замысел
- памятник - произведение искусства (художественная ценность)
- удалить все последующие наслоения -маскировка нового под подлинное, изначальное
- памятник после реставрации должен выглядеть только что созданным, единым, без следов существования во времени.
Предпосылки такого подхода - господство романтизма, философия позитивизма (в истории общества действуют жесткие законы, как например, в физике. Поэтому любое явление прошлого может быть однозначно понято и реконструировано).
Вывод: Стилистическая реставрация,опираясь на представлении о памятнике как о произведении искусства, которое реставратор волен дополнять, если он проникся закономерностью его построения.
• Археологическая реставрация конец XIX - начало XX в
Растет неудовлетворенность практикой стилистической реставрации (результат реставрации - внешне сходен с произведением, но принципиально неадекватен). Критика: Анатоль Франс («модель в натуральную величину»), Уильям Моррис, Камилло Бойто («с чудесным искусством и хитростью заставляет новое казаться старым»), Лука Бельтрами.
Выводы критиков: реставрации подлежит не предполагаемый замысел, а реальное произведение; реставратор может лишь точно воспроизводить отдельные элементы реставрируемого здания (стены, своды, карнизы).
Общая основа: реставратор должен стремиться восстановить памятник во всей полноте. Принципиальное отличие в вопросе, каквосстанавливать.
Бойтовпервые классифицировал реставрацию в зависимости оттипа памятника:
~ археологическая (для памятников античности) - абсолютная научная строгость;
~ живописная (для памятников средневековья) - свобода композиции, исключение восстановления утраченных элементов, при отсутствии достоверности, т.е. если не сохранилось непосредственных следов утраченных элементов;
~ архитектурная (от Возрождения и позже) - возможно воссоздание утраченного, т.к. архитектура этих периодов подчинена принципам регулярности.
Формировались принципы:
- недопустимо удалять позднейшие наслоения ради возвращения памятника к первоначальному состоянию,
- недопустимость доделок, имитирующих древность,
- сохранение признаков естественного старения («патины времени»).
- выдвижение на первый план исторической ценности памятника (но не отказ от взгляда на него как на произведение искусства),
- приоритет отдается консервации памятника (меры по его поддержанию и укреплению). Первые десятилетия XX в. - это обобщается и получает название «археологическая реставрация».
С археологией сближает отношение к памятнику, как к сооружению, ценному для истории.
Густаво Джованнони- разделил памятника на:
- «мертвые», не способные удовлетворять утилитарным требованиям (триумфальные арки и колонны, крепостные сооружения, античные и средневековые руины). Их значение -памятники культуры,
- «живые» -могут использоваться для нужд современного общества.
Густаво Джованнонипредложил классификацию видов реставрации по типу проводимых работ:
~ укрепление (консервация),
~ анастилоз - установка на свое изначальное место подлинных блоков и деталей памятника, перемещенных в результате разрушения или перестроек,
~ раскрытие,
~ дополнение,
~ обновление.
Хартия реставраторов 1931 год, Афины. Подготовлена Ле Корбюзье, д' Обиньи, Густаво Джованнони (шире, чем отдельные исследователи до этого).
- основа реставрации - тщательное и методичное изучение памятника в натуре (архитекторы становятся в большей степени исследователями, чем художниками),
- отказ от попыток воспроизводства старых стилей при проектировании новых сооружений,
- (консервация) - главная цель работ на памятнике,
- раскрытие и дополнение - принимаются со значительными оговорками,
- восстановление может выдвигаться только по соображениям архитектурного и художественного единства, может основываться только на достоверных данных, а не на гипотезах,
- новые дополнения должны зрительно выделяться.
Минусы археологического подхода - археологический объект - явление, изолированное от современной жизни (как музейный экспонат) => не обеспечивается возможность эффективного наследия.
Вывод:
Археологическая реставрацияисходит из оценки памятника преимущественно как исторического источника, что вызывает строго научный подход.
На Афинской конференции 1933 г.- первая попытка высказать желательность использования памятника для обеспечения их жизнеспособности, призыв уважительно относиться к окружению памятников, тезис о необходимости включения пропаганды памятников в образовательные программы.
Практическое значение конференции ограничены предвоенным временем. Развитие получили после II Мировой войны.