Основные принципы современной реставрации.

После I и II Мировых войн встал вопрос о разрушенных до руинироваиного состояния памятников.

Отношение с позиций стилистической реставрации: восстановить в состоянии, первоначально задуманным архитектором.

Отношение с позиции археологической реставрации: консервировать и сохранять в состоянии руин.

На практике - тенденция к восстановлению памятников даже при значительных утратах, т.к. они хорошо изучены, имеется документация. Разрушения огромны => оживление реставрационной деятельности (особенно в странах, наиболее пострадавших в ходе войны).

Стилистическая реставрация,опираясь на представлении о памятнике как о произведении искусства, которое реставратор волен дополнять, если се проникся закономерностью его построения.

Археологическая реставрацияисходит из оценки памятника преимущественно как исторического источника, что вызывает строго научный подход.

Современный взгляд- памятник, являясь историческим источником и в то же время, произведением искусства => реставрация это не только область научного исследования, но и область творчества.

Двоякая ценность сооружения:

- историческая

- художественная.

Историческая ценность:

• В познавательном плане: памятник - носитель информации о прошлом,

• С точки зрения историков памятник - прямое свидетельство о социальной структуре общества.

Специфика архитектуры как искусства:

• Инженерно-техническая (воплощение инженерных знаний, продукт материального производства),

• Памятник материальной культуры (информация о бытовом укладе эпохи),

• Свидетельство идеологии и духовной культуры эпохи,

Художественная ценность (может вызывать эстетическое переживание).

Подход к рассмотрению художественного значения памятника базируется на положении, что он осуществляет свое эмоционально-эстетическое значение в следующих контекстах:

1). Контекст современной культуры (отношение к различным видам искусства, вызываемые ассоциации)

2). Контекст, в котором сочетаются разновременные художественные элементы (памятник

- это единое целое, со всеми переделками, дополнениями)

3). Контекст архитектурного и природного окружения; контекст той среды, которую памятник формирует и от которой зависит его художественное восприятие. Между дополнениями и переделками в памятнике существуют композиционные связи и стилистические связи.

1964 г. Венецианская хартия реставраторов - сформулированы основные принципы современной реставрации.

• Основной вид работ - консервация памятников, «реставрация должна производиться в исключительных случаях»,

• Мотивировка реставрации - требования сохранности памятника, и стремление подчеркнуть его эстетическую или историческую ценность.

• Методы выявления ценности строго ограничены:

- безусловная документированность («реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза»),

- следует сохранять наслоения различных эпох («единство стиля не является конечной задачей реставрации»),

- возможно удаление только не имеющих ценности наслоений, если этим раскроется нечто ценное в композиции самого памятника.

• Уделяется большое значение градостроительной роли памятника и окружающей их среды.

Вывод:

Общая современная тенденция в области реставрационнойметодики -подтверждение принципов археологической реставрации с одновременным

признанием возможности гибкого подхода, основанного на более широкой трактовке памятника (единство исторического и художественного).

Основные положения современной теории реставрации:

• Основная цель проведения любых работ на памятнике архитектуры является продление его жизни как сооружения, обладающего многосторонней ценностью.

• Важное условие продления жизни памятника - включение его в жизнь современного общества. Эта цель достигается двумя путями:

~ благодаря подчеркнутому выделению его художественной и исторической ценности (реставрация)

~ благодаря наделению его практической функцией (приспособление)

• В отличие от консервации реставрация (т.е. восстановление) предусматривает внесение в сооружение тех или иных изменений.

• Объект реставрации - существующий в наше время памятник с его утратами, позднейшими наслоениями и установившимися связями с архитектурно-пространственной средой.

Реставрация ориентирована на данное сооружение, а не на замысел

цель реставрации- максимальное раскрытие художественных качеств дошедшего до нас памятника и его исторических особенностей (а не возврат к первоначальному замыслу и не воссоздание сформировавшегося позже, но утраченного облика, так называемая «реставрация на оптимальную дату»).

• Не допускается возведение частей памятника, которые не были в свое время осуществлены

• Общее требование - максимальное сохранение подлинности

• Изменение отношения к позднейшим наслоениям:

~ признается собственная историческая и художественная ценность ~ признается их роль как составных частей памятника в целом

• Преимущество должно отдаваться специальным методам укрепления, и лишь в крайних случаях допускается замена подлинного материала, в отличие от обычной ремонтно-строительной практики.

• Использование системы приемов искусственного выделения новых включений -сигнации.

• В памятнике подлинник должен преобладать над реставрацией, а не наоборот.

• Условие достоверности воссоздания - оно должно базироваться на строгом документальном основании (две стороны документированности:

а).доказательство того, что памятник существовал,

б).доказательство того, что памятник существовалименно в той редакции, которая предусмотрена проектом восстановления).

Вывод:

Реставрация - специфический творческий процесс. Решение о судьбе памятника должно приниматься авторитетным кругом специалистов. Не может быть набора жестких требований, которые реставратор должен механически соблюдать.

Специфический вид консервационных работ представляет собой консервация руин. В данном случае под руинами подразумеваются сооружения, которые дошли до новейшего времени уже в разрушенном виде и в таком виде осознаны как памятники.

Наши рекомендации