Гуманистическая историография во Франции, ее особенности и представители (Л. Леруа, Ф. Бодуэн, Ж. Боден).

Французская гуманистическая историография.

Луи Леруа, Франсуа Бодуэн

Взаимосвязь истории и политики важна для Французской гуманистики, для Франции – стремление найти место Франции в истории и политике. Концепция всеобщей истории – поиск методов, которые позволят обратиться к любому объекту истории. Поиск общих путей развития, закономерностей, определяющих развитие государства и общества, в том числе и в природе. Сословная борьба, буржуазия и её заявления – борьба с дворянством.

1. Боден (Bodin) Жан (1530, Анже, — 1596, Лан), французский политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от 3-го сословия на Генеральных штатах в Блуа.

Луи Леруа 1510-1577 – небогатая, незнатная семья в Нормандии, городок Кутанс, знакомые – местные епископы, получил греческий, латынь в королевском колледже, в Тулузе изучал право. Жизненное призвание – филология. 1550-60-е – переводы Диалогов Платона, Аристотеля, Демосфена, Ксенофонта на французский с комментариями. Вся жизнь Леруа – поиск средств к существованию, секретарь у многих высокопоставленных людей, затем в 1573 получил кафедру греческого языка в колледже. Прославил Екатерину Медичи, она заказала ему историческое сочинение – «Рассуждение о французской и всеобщей истории этого времени». Из вступительного слова понятно – Екатерина попросила написать историю Франции за 11 веков – метод хрониста – переработать то, что есть и дополнить. Леруа сделал вообще размышления о французской истории того времени, в итоге – историко-методологическое изучение. Там идея рассмотрения современной истории Франции в контексте всеобщей, рассмотрение всеобщей истории как таковой, внимание принципам написания историографического текста, раскрывает вопрос о пользе истории.

Идея всеобщей истории. Современная история Франции – связана с мировой и не может пониматься вне контекста всемирной истории. Королевство связано с державами Европы договорами – общее. Так же с внутренними партиями. Так же любой французский протестант связан с протестантами в Европе, католики так же, любой конфликт во Франции затрагивает всю Европу. Рассуждает о всемирной истории. Мир расширился после географических открытий – есть взаимосвязь между Европой, Азией Африкой и землями новыми. Дела мира не могут быть поняты отдельно – во всеобщей истории все события рассматриваются не изолированно, а в связи с другими. Польза истории

  1. Всеобщая история призывает осмыслить состояние современного мира.
  2. Указывает на дидактическую функцию истории – собрание поучительных примеров, в основном этического характера.
  3. История воспитывает в человеке способность сохранять хладнокровие перед лицом изменчивой фортуны – в экстремальных ситуациях.
  4. История – хранитель памяти о правителях и народах – оберегает человеческие деяния от мрака забвения – вечная слава великим, стимул к подобной деятельности. История – хранительница древностей
  5. История многогранна – должна включать географические сюжеты – историк-географ

Средство исторического познания – опыт. История – правдивое описание событий. Историк должен быть честным, писать, невзирая на заказы и требования, - трудно. Леруа не задавался вопросом достижения исторической истины. Никакие способы и процедуры критики не разрабатывал.

История должна быть написана с необходимым красноречием. В качестве образца стиля – античные историки, но французская история должна быть за французском языке, большую часть сочинений писал на французском, а не на латыни.

Всё это должно создавать совершенную историю:

  • Изучение событий в контексте всеобщей истории
  • Что бы была польза для современности
  • Было красноречиво написано

Всё это поможет создать историю в виде конкретных деяний политических, которые создадут общество.

Франсуа Бодуэн – 1520-1573. В юности изучал право, специализировался на Римском праве. Вызывает нарекания как перебежчик из лагеря протестантов к католикам – ежегодная смена религий в зависимости от обстановки. Занимался историей права. Известный юридический гуманист. «Учреждение универсальной истории и её соединение с юриспруденцией» - писал на основе лекций 1561 года в университете Гейдельберга. Заявил об универсальной истории, уделяет внимание историческому методу. Период возрождения идее Священной Римской Империи – католическая идея. Вторая идея – новое современное государство на основе учений Женевы – протестантская идея. Производит реконструкцию истории – основание политической, юридической и религиозной власти – пытается найти основу властей и кто прав. История – память – инструмент высокой политики. Воссоединение христианство – традиция и мораль должны примериться. Если мы желает истинного и всеобщего знания нужно изучать универсальную историю. Такие ценности тут же гибли, но затем эти теории сыграли важную роль в идеях Жана Бодэна.

Жан Бодэн – 1530-1596, родился в городе Анжер. Кто отец непонятно, мать – еврейка из Испании. Получил юридическое образование, учёная степень, но большие проблемы с руководством и интеллектуальной элитой – не дали звание профессора. В 1561 году приехал в Париж пробует адвокатскую деятельность, публицистику и историю. 1567 год – «Метод облегчённого изучения истории» - популярна в Европе – основы того, что дальше развито в «Шести книгах о государстве». Основная идея «Метода…» - качества человека, государства зависит от природных условиях – географический детерминизм. Пытается определить особенности народов, в зависимости от географических и климатических условий и как эти факторы повлияли на политику. Выделил три области – жара, холод и умеренный климат. Исходя из этого анализировал типы государств. Больше всего его интересуют способы организации государства. Север – более сильное, но менее устойчиво, средняя зона – разум, устойчивость. Юг – церковь угнетает здравый смысл, люди пассивны и агрессивны. Это отразилось на взглядов многих мыслителей.

«6 книг о государстве», точный перевод «6 книг об общественных делах» эта книга для всех французов – считается что это революция в исторической мысли эпохи, затем переведено на латынь и популярна во всей Европе. Рассматривает происхождение государства, связь с правовыми нормами, источниками для размышления – Платон, Ксенофонта, Цицерон, Макиавелли, Т. Мор. Государство – осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и те, что находится в их общим владением, не население формирует государство, а союз народов под суверенной властью. Неотъемлемое свойство государя – суверенитет, его нельзя поделить и передать. Способы создания государства

  1. Обычный – семья в род, затем старейшины получают власть по неписанным законам, затем власть кодифицируется – древний мир, средние века
  2. Общественный договор – идеальный способ – так складываются самые могущественные империи
  3. Распад крупных государств – древний мир, средние века

Идеальное устройство – абсолютная монархия. Влияние географического фактора не непреодолимо, разумные законы могут устранить действие географических негативных факторов. История не в концепции цикличности, а в прогрессе. Современная эпоха – превосходство над варварской эпохой, но и над античностью. У Истории есть свои методы познания, но обращался к магии, алхимии и астрологией.

Наши рекомендации