Запорожская Сечь и Донское казачество.
План.
Запорожская Сечь и Донское казачество.
Начало организации соляных промыслов на Торе и Бахмуте. Основание городов Бахмута и Славянска.
Взятие Азова (1696 г.). Выход России к Азовскому морю.
Создание Новороссии.
Запорожская Сечь и Донское казачество.
Вхождение южнорусских земель в состав Московского государства.Вплоть до середины XVI века незаселенные земли к югу от границ Московского государства в природной зоне лесостепи и степи в понимании русских людей того времени являлись Полем. Здесь не могло существовать постоянных селений, а тем более городов. Край сделался местом кочевий крымских и ногайских татар.
Территория Поля была столь обширна, что охватывала Приволжские, Придонские и даже Приднепровские степи. Но в дальнейшем эта территория стала заметно сокращаться. И если в середине века крайним русским городом, вплотную примыкавшим к Полю, была Тула, то уже к концу столетия границы российского государства отодвинулись далеко на юг, в район, где возникли другие города-крепости которые именовались обычно «городами на Поле» или «польскими городами».
С конца XVI столетия Днепро-Донская и Донецкая лесостепь становится тем местом, где столкнулись два потока колонизации – русский северо-восточный (великороссы) и русский юго-восточный (малороссы). Но в силу того, что характер связи этноса с ландшафтом у этих двух частей единого народа значительно разнился, каждая из них стремилась занять в этом регионе свою экологическую нишу. В это время «польская украйна» стала зоной активных культурных контактов, как позитивных, так и негативных. Но опыт совместного проживания двух родственных народов неизбежно должен был привести к взаимодействию, прежде всего на хозяйственно-бытовом и военном уровнях.
Заселение и хозяйственное освоение южнорусской окраины началось со строительства во второй половине XVI века городов-крепостей на Поле. Первыми русскими «городами на Поле», или городами «польской украйны» стали Воронеж и Ливны (1585 г.), Курск (1586), в следующем десятилетии к ним добавятся ещё 6 городов: Елец (1591), Оскол (1593), Валуйки (1593), Белгород (1596), Царёв-Борисов (1599). Но задолго до строительства крепостей, «от лет царя Ивана Васильевича даже», как сообщает летописец, здесь существовало русское население, представлявшее большей частью конгломерат всех сословий, включая беглых крестьян и ссыльных преступников. «И егда кто от злодействующих осужден будет к смерти, и аще убежит в те грады польския и северския, то тамо да избудет смерти своея» (См.: Сказание Авраама Палицына // Сборник документов по истории СССР. – М., 1975. – с. 27).
Книга Большому Чертежу (общепринятое сокращение КБЧ) – подробное описание карты всей территории России и соседних государств XVI – XVII веков, так называемого «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленного по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 г. и перерисованного вследствие полного износа около 1600 года.
«Роспись реке Донцу, и рекам и колодезям, которые реки и колодези в реку в Донец с крымской и с нагайской стороны пали; и на Донце татарские перевозы и перелазы, в которые приходят татары в Русь.
Река Донец Северскои вытекла ис чистого поля, от верху Семицы Донецкия, едучи к Перекопи, с левыя стороны дороги Муравскои, от Белагорода верст с 60, аи потекла под Белъгород; а мимо Белъгород потекла и пала в Дон, ниже речки Кондрючьи 10 верст. А Дон река пала под Озовом в море Озовское.
А протоку Донца Северского от верх и до устья 514 вёрст».
Чертёж земель Успенского Святогорского монастыря