Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Прочитайте, объясните правописание не с прилагательными
Упражнение 46
Прочитайте, объясните правописание не с прилагательными.
1. Большая неуклюжая коляска медленно съехала с шоссе на плац (Купр.). 2. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л. Т.). 3. Наш спутник оказался не разговорчивым, а очень замкнутым человеком. 4. Захар неопрятен. Он бреется редко. Он неловок (Гонч.). 5. Недорого начало, а похвален конец (Посл.). 6. Лавочник был очень неприятный парень (М. Г.). 7. Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм и увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Т.). 8. Он хозяином оказался никуда не годным (Вер.). 9. Было приятно, что мать ни на кого не похожа (М. Г.). 10. Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка (Посл.).
Упражнение 47
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
Упражнение 48
Перепишите, вставляя перед прилагательными слова:
1) очень (крайне или весьма): неблизкое расстояние, неточная формулировка, ненадежный аргумент;
2) далеко (отнюдь или вовсе): нелюбезный прием, неслучайный промах, неутешительные итоги;
3) ничуть (нисколько, никому): необидные вопросы, неинтересные явления, неизвестные факты;
4)не: склонен к шуткам, намерен согласиться, рад встрече, должен уезжать, готов к ответу, согласен с до- водами, нужен для работы, обязан выполнять, способен сопротивляться.
Упражнение 49
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание нес прилагательными (устно).
1. (Не)правильный, (не)брежный лепет, (не)точный выговор речей по-прежнему сердечный трепет произведут в груди моей (П.). 2. Лист…я чуть шумели над моей г…ловой. То был (не)веселый, см…ющийся трепет весны, (не)долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, гр…мотная болтовня (Т.). 3. Вое…ные дела продолжали быть очень (не)утешительными (Л. Н. Т.). 4. Наша встреча сначала была холодна, (не)приятна, натянута (Герц.). 5. Роста он (не)больш…го, сложен щ…голевато, собою весьма (не)дурен (Т.). 6. (Не)красна изба углами, красна пирогами (Посл.). 7. Был земляк (нестар, (не)молод (Твард.). 8. Левин был (не)согласен ни с Песцовым, ни с братом (Л. Т.). 9. Работа оказалась отнюдь (не)трудной и шла легко и свободно. 10. Постамент у памятника очень (не) высокий, всего двадцать или тридцать сантиметров (Пауст.). 11. Запушенная (не)давним снегом дорога была почти (не)приметна на снежной р…внине (Наг.). 12. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 13. В чистом поле теремок. Он (не)низок, (не)высок (Марш.). 14. Он человек далеко (не)молодой: лет около 45 или более (М.-С.). 15. Я подозревал у нее (не)дюж…ный ум, меня во…хищала широта ее в…зрений (Ч.). 16. В одной из отдаленных северных деревень были обнаружены стар..эные, никому (не) известные книги. 17. После разговора с сестрой настроение у него было далеко (не)спокойное.
Упражнение 50
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Новый р…ман Тургенева [«Отцы и дети»] дает нам все то чем пр…выкли насл…ждаться в его произведениях. Художеств…ная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения сцены и к…ртины нар…сованы так наглядно и в то же время так мя…ко что самый отчаянный отр…цатель искусства поч…твует при чтени… р…мана какое-то (не) понятное наслаждение которого не объяснишь ни занимательностью р…сказываемых (события), ни поразительной верностью основной идеи. Дело в том, что события вовсе (не)занимательны а идея вовсе (не) поразительно верна. В романе нет ни з…вязки,ни р...звязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры есть сцены и к…ртины и, главное, сквозь ткань р…сказа сквозит личное глубоко прочу…твованное отношение автора к выведены… явлениям жизн… . А явления эти очень бли…ки кнам так бли…ки что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого р…мана (Д. И. Писарев).