Методика работы с историческим портретом в обучении истории. Примеры
В обучении истории учащихся важное место занимают характеристики выдающихся истор. деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость, гражданская позиция и т. д. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий. Доходчивость характеристик исторических лиц повышается, если они сопровождаются демонстрацией их портретов.
Например, на уроке по теме «А.В. Суворов – выдающийся полководец» (общая тема «Войны России с Турцией») обязательно должна быть дана учителем или составлена учащимися (под его руководством) характеристика этого исторического героя. В характеристике желательно отразить черты характера и личностные качества выдающегося полководца, например, таким образом: § великий полководец, не проигравший ни одного сражения; § образованный человек, знавший 8 языков, математику, историю, военное дело; § человек целеустремленный и большой силы воли, который воспитывал себя с детства, закаляя и преодолевая физическую слабость; § человек скромный в привычках и потребностях, довольствовавшийся малым в военных походах; § отличался любовью к солдатам, ценил и уважал их; § был человеком с чувством собственного достоинства, не зависимым и гордым, за что его не любили цари. §
Следует помнить, что составленная с опорой на портрет характеристика исторического героя обладает большим коррекционно-воспитательным потенциалом. На иллюстрациях, картинах, использ. докум. материала, обращение к мемуарной лит-ре, привлечение образов худож. лит-ры. Задания: охарактеризовать истор. деятеля по его прозвищу ,высказыванию и т.п.
46. Метод опорных конспектов: виды, роль в обучении, воспитании и развитии учащихся. Примеры
Система опорных конспектов позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения истор. знаний. Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познават. деят. уч-ся, развитие у них умений самост. работы, самоконтроля. Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить: 1. Блочное модульное построение учебного материала; 2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания; 3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений; 4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ: Гибкость, подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особ. учеб. материала и специфики конкретного коллектива учащихся); концептуальную и организационную простоту для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности; систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний». Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи, служат средством обобщения изученного материала. Опорные символы помогают ученику запоминать единицы информации – факты главные и неглавные. Работа с опорными конспектами включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома: 1. Объяснение учителем нового материала с составлением опорных схем на доске и последующей их фиксацией в тетради. 2. Закрепление материала по составленному конспекту. 3. Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и опорными схемами урока. 4. Возможно при проверке домашнего задания письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях. 5. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Самостоятельное составление опорных конспектов. При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем). Разработанные опорные сигналы вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание. Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала. Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика: Прочитать тему и вопросы плана урока; Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты; Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу; Внимательно прочитать информацию по вопросу; Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь. Работа с опорными конспектами описана в трудах многих учителей - новаторов – Шаталова В.Ф., Шевченко С.Д., Мирошниченко Н.П., Латышева Ю.И. и др. Использование опорных конспектов на уроках истории целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся.
Опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова). Проблема опорных конспектов разрабатывается в педагогике совсем недавно. Поэтому и исследовательской литературы по данной проблеме немного: Скаткин, Дайри, Корокова, Вязейский, Стрелова, Шаталов.
Опорный конспект может висеть на доске, или, если позволяют средства, лежать в распечатанном виде на партах у каждого ученика. Однако лучше всего, когда он рождается на глазах у учеников, при непосредственном их участии, так как в таком случае учащиеся активно включаются в творческий процесс. В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты, совершить воображаемое путешествие или рассмотреть фрагменты реальных исторических документов. Опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект - общее требование для всех учащихся. При этом, можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе ученики учатся составлять и использовать опорные конспекты, работая по памятке.