Самостоятельная работа в обучении истории. Характеристика приемов работы с различными источниками (примеры)

Самост. работа явл. важным звеном о/з процесса. Учит систематизир. факты. выделять главное, оценивать события. Функции: формир. спос-ти разбираться в явлениях обществ. жизни, объяснять их сущность, разв. познават. сп-ти уч-ся, формир. умения правильно организ. учеб. труд. По хар-ру познават. деят: по образцу, реконструктивные, творческие. Работа с источником, проблемные задачи (поиск новых путей решения). Способствует развитию самост. и активности, приучает к доп. работе. обычно исп-ют самост. работы в процессе закрепления и контроля учеб. материала.

Истор. документы – с их помощью реализ. пр-п наглядности в обуч. истории. Док-т делает рассказ учителя живым и ярким. а выводы более убедительными. С пом. док-тов формир. интерес к истории, активизир. процесс мышления и воображения. выраб. умение самост. работы. Виды док-тов: актовые. повеств.-описат., худож. Чтение и пересказ, составление плана, объяснит. чтение, самост. разбор документа, сопоставление документов, характеризующих одно событие. Приемы: чтение и анализ, выписка определений понятий. выделение главной идеи, комментир. чтение, коллектив. разбор текста, анализ аргументации авторов. Система заданий ориентир. на 3 уровня познават. деят.: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

5. Проблемное обучение истории: понятие, задачи, виды. Приемы. Методика организации самостоятельной работы.

При традиц. обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания. деят. учителя носит объяснительно-иллюстрат. хар-р. При проблемном обучении ведущими мотивами деят. становятся интеллектуальные. Приемы проблемного обучения: 1) малые группы (альтернативы), разбиваются на группы, защищают свою точку зрения, педагог анализирует, развивает выступления. излагает дальше материал 2) малые группы ( ваше решение проблемы) 3) мозговой штурм 4) генераторы и критики 5) постановка проблемы с пом. картины. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения кот. ученик овладевает содержанием предмета.

Сам. работа. При любом уровне самост. учитель руководит учеб. деят., проверяет и при необходимости корректирует ее. Чем самост. работают уч-ся, чем боле внимат. д.б. наблюдение учителя за учеб. процессом. Разв. самост. в обучении истории идкт по след. осн. линиям: спос-ть к усвоению истор. знаний из различ. круга источников; умение воспроизвести усвоенный материал на уроке; умение объяснить сущность истор. явлений. Разв. спос-ти к самост. работе с источниками связано с пониманием истор. события, их причин и учением делать выводы. Формир. истор. знаний и разв. самост. в тесной взаимосвязи. Когда у уч-ся формир. система истор. знаний, развив. самост. и спос-ть усвоить истор. материал. Членение материала на параграфы, пункты. абзацы, заголовки. Составл. развернутых планов, использ. истор. док-тов, использ. типолог. картин, раб. с картой, заполнение таблиц.

6. формирование исторических понятий в процессе обучения истории: понятие, классификация, пути, этапы и методические условия (примеры)

Истор. понятия необх. для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Процесс формир. понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты осмысливаются учениками как признаки понятий. Понятия м. усваиваться только в опред. последовательности: от наглядных представлений к 1нач. понятиям, от менее сложных к более. К приемам создания истор. представлений относятся описание содержания истор. картины. анализ события или факта, сюжетный рассказ, практич. действия учеников (рисование, работа с пластилином, изготовление макетов) Представл. о понятиях формир. эмпирически на основе иллюстрация, макетов. Представл: плуг – земледельч. орудие труда – орудие труда : понятие

В кач-ве 1нач. определения учитель дает признаки определяемого понятия или называет его составные части. Для определения понятия важно отобрать существ. признаки. иначе предмет перестает быть самим собой. Пунский рекомендует след. памятка по определению понятия: 1) найти общее родовое понятие 2) установить отличит. признак 3) составь из этих элементов формулировку определений

Классиф. понятий по Андриевской:

1) частные исторические – характ. для опред. периода в истории страны (триера. боярин, мушкет0

2) общеисторические – свойственные опред. формации (раб, нат. хоз-во. сословная монархия)

3) социологические – понятия соотв. опред. этапу мировой цив-ции 9восстание, война. орудие труда, цивилизация)

Пути формирования: 1) индуктивный (изуч. фактов. формир. представлений, выделение существ. признаков, определение понятия, применение) 2) дедуктивный (теория, понятия раскрыв. при помощи множ-ва фактов, обогащаются из темы к теме, конкретизир. фактич. материалом)

При формир. понятий необх. использовать наглядные представления и только потом вводить опред. понятия. Н-р плуг – земледелие – орудие труда. Для определения понятия необх. отобрать существенные признаки, без кот. данное явление не может существовать.

Методы и приемы работы с понятиями: д.б. записаны на доске. по ходу изложения материала учитель обращает внимание детей на новое понятие и просит записать его в тетради. Нельзя вводить на урове много понятий. 5-7кл – 6-7 понятий, 8-9 – 8-9, 10-11 – 10-12. Методы работы: понятийный диктант, сочинения с включением истор. понятий, сочетать понятия с датами, вставить пропущенные слова, дописать пропущ. часть определения. задания на соотнесение понятий и определений.

7. Целевая установка урока: понятие, методика разработки, роль в организации обучения истории (примеры)

Наши рекомендации