Осквернение храма Божия (2Фес.2,4)

В отношении понятия храма, в котором воссядет антихрист, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2,4) следует уяснить оригинальный смысл для более полного понимания. Воспользовавшись подстрочным переводом из греческого языка, мы получили следующий текст: «он в храме Бога сядет, указывая на самого себя, то он есть Бог».[163](«…εἰς τὸν ναὸν τοῦ θεοῦ καθίσαι, ἀποδεικνύντα ἑαυτὸν ὅτι ἔστιν θεός»).Прежде всего, следует разобраться, о физическом или духовном храме здесь идет речь. Другими словами, вопрос ставится, следует ли это выражение понимать в прямом или переносном смысле? В первом случае антихрист соблазнит верных чад Церкви и таким образом «войдет в Церковь Христову», то есть осквернит церковь как собрание верующих. Во втором же случае, более распространенном, антихрист воссядет в третьем Иерусалимском Храме[164], который будет восстановлен к его приходу.

Страхов пишет, что поскольку антихрист явится для ожидающих его иудеев, видевших в нем Мессию, то он допускает, что «человек беззакония», сделав себя царем, воссядет в самом священном для них месте – воссозданном Иерусалимском храме, дабы больше их привлечь к себе. [165] Таким образом, Страхов допускает буквальное понимание выражения, употребленного ап. Павлом. Однако, если это допустить, то антихрист никогда не сможет осквернить Иерусалимский храм, сам этот храм ни в коей мере не является христианской церковью, а мыслится лишь как «центр всей религиозной и политической общественной жизни» иудеев.[166].

Глубоковский считает, что выражение «воссядет в храме Божием» (2Фес. 2,4) надо понимать лишь образно, фигурально. Он видит этот процесс как богоборческую попытку подавления христианства новой религией, посему он делает вывод о том, что здесь «нет надобности разуметь церковь христианскую в материальном смысле». [167]

Среди святых отцов, большинство из них, как отмечает проф. В.Н. Страхов, придерживаются мнения, что под храмом следует понимать некий «духовный храм христианства», как об этом мыслили св. Ириней Лионский, блж. Августин, свт. Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестский, блж. Феодорит Кирский и Икумений. Они опровергали мысль о буквальном вхождениии антихриста в Иерусалимский храм, поскольку об этом нигде нет упоминаний в Священном Писании. Следовательно, стих 2 Фес. 2,4 можно рассматривать скорее как собирательный образ. Часто встречаются ассоциации образа храма с образом жены, убежавшей в пустыню от преследовавшего ее зверя, речь о которой идет в книге Откровениясв. Иоанна Богослова (Откр. 12,6).[168] В свете этого понимания Глубоковский является выразителем в большей степени мнения этих святых отцов.

У Страхова же мы находим, что некоторыми отцами выражалась мысль и о буквальном «посаждении» в храме антихриста. Эти взгляды автор находит у св. Иринея Лионского, св. Ипполита Римский, Илария Никомидийского, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Дамаскина, блж. Иеронима Стридонского и Лактанция[169].

Очевидное сходство в описании восшествия в храм антихриста можно наблюдать с книгой Откровения Иоанна Богослова: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни…» (Откр. 13:5-8) (выделение мое – Н.С.). Хотя здесь открыто и не говорится об осквернении храма в Иерусалиме, но в это повествование вполне вписывается и факт личного непосредственного вхождения антихриста в него как прообраз святого ветхозаветного храма Соломона, в котором обитал Дух Божий.

Итак, по-видимому, нельзя утверждать правоту только одного мнения в этом вопросе. Мы не можем совершенно пренебречь существующим иудейским преданием о воссоздании Иерусалимского храма и о будущем вхождении в него антихриста, но использовать его для анализа стиха 2 Фес. 2,4 мы вряд ли можем.

Заключение

По результатам проведенного исследования, был разобран ряд вопросов. В первой главе была представлена история развития русской библеистики как науки с конца 18-го по начало 20-го веков, проведен общий обзор имен основных библеистов и их творческого наследия как по вопросам исследования Библии в целом, так и по толкованиям посланий св. ап. Павла. В ней также представлены проблемы, с которыми столкнулась библеистика в связи с усилением цензурного контроля со стороны правительства, а также показано, как перевод Библии на русский общеупотребительный язык и снятие ограничений на публикации богословских трудов привело к росту богословских исследований.

Во второй и третьей главах проведено исследование биографий двух библеистов - проф. МДА прот. В.Н. Страхова и проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского. Проф. Страхов явился не только автором экзегетического исследования по ап. Павлу, но и последним ректором МДА перед ее закрытием в 1922 году руками большевистского режима. Кроме того, он явился исповедником за веру Христову, с 1929-го по 1938-й (по неофициальным данным – по 1948-й[170]) годы находясь в ссылке в Ульяновске, а затем безвинно расстрелянный тройкой НКВД (по иной версии убитый при выходе из ворот тюрьмы[171]). Второй библеист, проф. Н.Н. Глубоковский, явился превосходным экзегетом, оставившим яркий след в русской богословской науке, сформировавшим собой структуру систематического библейского богословия в России.

Четвертая глава диплома содержит сравнительный анализ экзегетических подходов к пониманию отрывка из второго послания св. ап. Павла к фессалоникийцам, проведенный двумя упомянутыми выше библеистами. Говоря об отличительных особенностях в исследованиях обоих библеистов, Глубоковский является сторонником более четких научных формулировок, в то время как Страхов использует весьма широкий анализ спектра взглядов, что порой приводит его к разным выводам. В результате этого Глубоковский порой выступает критично по отношению к тем или иным выводам, сделанным Страховым.

Сначала нами приводится сравнения в описании парусии ап. Павлом в первом и втором посланиях к фессалоникийцам. Это является важным для понимания особенности эсхатологических понятий, используемых ап. Павлом в уже во втором послании к фессалоникийцам. Далее мы проводим общий разбор представленных прот. В.Н. Страховым подходов различных исследователей к анализу эсхатологии ап. Павла, начиная со взгляда святых отцов Вселенской Церкви и кончая западными протестантскими воззрениями. Этот анализ позволил нам абсорбировать истинные взгляды от ложных, при этом за критерий истинности бралось соответствие этих подходов как Евангельским эсхатологическим отрывкам и книге Апокалипсиса, так и церковному преданию.

Далее, в четвертой главе мы сравнили воззрения обоих библеистов на происхождение эсхатологии ап. Павла, а также на введенные ап. Павлом во втором послании к фессалоникийцам эсхатологические понятия, такие как: «антихрист», «удерживающий» и понятие «храма», в котором воссядет антихрист, «как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2,4).

Так, во взгляде на происхождение эсхатологии ап. Павла оба библеиста сходятся в том, что св. ап. Павел получил свое откровение от Христа. Однако у Страхова делается больший акцент на то, что на апостола оказали немалое влияние дохристианские ветхозаветные представления об эсхатологии. Глубоковский в свою очередь этот взгляд не разделяет, считая, что ветхозаветные иудейские представления были слишком разрозненными, чтобы стать основополагающими для формирования взглядов св. ап. Павла. Святыми отцами также высказывается мысль об откровенном характере происхождения эсхатологии апостола, и в этом плане Глубоковский повторяет святоотеческий взгляд, в то время, как Страхов немного идет вслед за западными мыслителями.

В представлениях о личности антихриста, большинством святых отцов он мыслится как конкретный индивид, при этом иносказательное понимание ими отрицается. Страховым же антихрист политизируется, представляясь своеобразным политическим анархистом, причем ему приписывается языческое происхождение (поскольку «все зло – из языческого мира»). У Глубоковского антихрист – это не обязательно языческая личность. Он указывает в работе Страхова на его слишком большое доверие и акцент в сторону филологического анализа, который не всегда может привести к истинным результатам. Взамен этого, Глубоковский старается учесть и библейские предания, в связи с которыми антихрист может быть выходцем из колена Дана и, соответственно, иметь иудейское происхождение. Характерно, что Глубоковским также разбираются исторические мнения об антихристе. Так, многие видели под ним Нерона, однако в послании об этом не может идти речи, поскольку имп. Нерон правил после 50-го года, а второе послание к фессалоникийцам было составлено до него.

В отношении понятия «удерживающего», употребленного в послании дважды в мужском и среднем родах (2Фес. 2,6 и 2Фес. 2,7), у Страхова в отношении первого раза употребления наблюдается неясность. Вместо понимания его, как удерживающего от прихода антихриста, он начинает представлять себе этот оборот, как указание на нечто, наоборот создающее помехи и способствующее его пришествию. Глубоковский возражает против такого понимания, поскольку греческий глагол, стоящий в оригинале, может иметь более широкий перевод, в результате чего понятие «удерживающий», как в первом, так и во втором случае следует понимать как некоторую защиту от прихода в мир человека беззакония. Он удивляется, почему Страхов высказывает свои суждения весьма убедительно, в то время как для таких выводов у него не хватает достаточного количества доказательств или веских доводов. В отношении второго употребления этого глагола оба библеиста согласны между собой, что под этим стоит понимать некую власть, в особенности православную, или силы, препятствующие приходу зла в мир. Святоотеческое предание указывает, что эти понятия следует понимать, как римская империя и ее император соответственно, но, по мысли обоих библеистов, их воззрения стоит адаптировать к современным для конкретного времени условиям. Применительно к нашему времени – это христианские силы добра, не обязательно выраженные политическими лидерами, которые своей высокой духовной жизнью «удерживают» мир от погибели и от пришествия антихриста.

В отношении понятия храма, в котором антихрист «возсядет как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2,4) – как пишет ап. Павел – оба библеиста содержат некоторые отличительные особенности по ряду деталей. Соглашаясь в общих чертах с тем, что антихристом будет нанесен урон христианству, в результате чего святые храмы могут быть им осквернены, каждый из них по-разному представляет себе сам храм. Страхов дерзает допустить, что его можно мыслить как настоящее физическое сооружение – как тот самый храм, который будет воздвигнут в Иерусалиме на месте построенного царем Соломоном и разрушенного в 70-е гг. по Р.Х. римлянами. У Глубоковского же храм понимается весьма фигурально – это собрание верующих, соблазнившихся личностью антихриста, ибо и Господь предупреждает, что антихрист, придя, будет пытаться чудесами, хотя и ложными, но яркими и впечатляющими, «соблазнить … и избранных» (Мк. 13, 21). Так, по мысли Глубоковского, через принятие частью отступивших из числа верующих учения антихриста, осквернится всякий храм, в котором эти люди примут посланника сатаны.

С одной стороны, Глубоковский объективно прав в том, что обличает Страхова в его неправильном интерпретации понятия храма, поскольку даже если Иерусалимский храм будет восстановлен перед всеобщим концом, то он ни в коей мере не сможет считаться христианским. Глубоковский также подвергает сомнению иудейские предания об этом событии, поскольку перед лицом Священного Писания, в котором об этом нигде прямо не говорится, они имеют слабый вес. Позицию же Страхова также нельзя отвергать. Им справедливо отмечается, что антихрист, своим восшествием в храм, построенный иудеями на месте Соломонова, «заденет» и затронет самое важное, самое святое, на чем основана вера современных иудеев – вера в грядущего мессию. Поэтому этим поступком антихристу удастся привлечь наибольшее количество евреев и мировую интеллигенцию, которые под ним будут видеть пришедшее избавление от бед и войн. Святые отцы по этому поводу рассуждали двояко. Проф. прот. В.Н. Страхов в свою защиту приводит одних, а проф. Н.Н. Глубоковский – других, так что в вопросе, как понимать осквернение святыни Божией антихристом, затруднительно представить однозначный ответ.

Эсхатологические вопросы, так или иначе, будут волновать весь христианский мир и все человечество до конца времен. Представленный же нами анализ исследуемых эсхатологических понятий ап. Павла, основанный на исследованиях обоих русских библеистов, надеемся, будет способствовать более глубокому пониманию эсхатологии ап. Павла.

Библиография

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Издательский совет РПЦ, М., 2008г.

2. Библейские проекты. Подстрочный перевод Библии. Второе послание к фессалоникийцам, http://bible.in.ua

3. Книги Сивилл, песнь 3, 63-70 (http://lit.lib.ru/img/i/irhin_w_j/biblioteka/sibilly.htm).

4. Феофан Затворник. Собрание сочинений в 31-м томе. Изд-во «Правило веры», тир.4500 экз., М., 2008г.

5. Филарет (Дроздов), митр. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык. 1823г, СПб.

6. Углубленное исследование библейского текста – www.biblezoom.ru

Литература

1. Амвросий (Подобедов), архим. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета, СПб., 1799 г. (О нем: «Странник», 1860, № 5—6).

2. Библиотека Святых отцов и Учителей Церкви. Святитель Феофан Затворник. Источник: сайт «Азбука Веры».

3. Бухарев А. М. (архим. Феодор): «Несколько статей о святом апостоле Павле. – СПб., 1860.

4. Богданова Т. А., Клементьев А. К. Глубоковский Н. Н.» // Православная энциклопедия. Т. 11. - М., 2006 - стр. 609.

5. Вестель Ю. Еще раз об “удерживающем” (2 Фес. 2:6-7): научный взгляд // "Анти-Раскол" информационно-справочный портал по расколоведению: [сайт]. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1912 (дата обращения: 20.09.2014).

6. Виноградов П. Святой ап. Павел, как обличитель иудейства» \\ Христианское Чтение. 1874. № 8-9. С. 591-831.

7. Воронцов Е. А. Язык и стиль в послании к евреям \\ Христианское Чтение. 1907. № 1. С. 3-23.

8. Глубоковский Н.Н..: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128, а также журналы заседаний Совета МДА за 1891 г. М., 1891. С. 78-86, 87-111; М., 1890. Т. 1-2

9. Глубоковский Н.Н. Учение св. Ап. Павла о загробной жизни и воскресении мертвых // Христиан. чтение. — 1888. — Янв.

10. Глубоковский Н.Н. К вопросу о нуждах духовно-академического образования («Странник». 1897. № 8. С. 519-540)

11. Глубоковский Н.Н.: СПб., 1905-1912. Т. 1-3, общим объемом ок. 2500 с.; первые 3 главы 1-го т.- текст докт. диссертации Г.; с февр. 1897 по окт. 1910 сочинение печаталось в журналах «Христианское Чтение» и «Странник».

12. Глубоковский Н.Н. Учение св. Ап. Павла о добрых и злых духах» // Христиан. чтение. — 1900. — Янв.

13. Глубоковский Н.Н. Учение св. Ап. Павла о христианской жизни «в Духе» и его самобытная независимость» // Христиан. чтение. — 1904. — Апр. — С. 751—787.

14. Глубоковский Н.Н. Благовестие святого ап. Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. ап. Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, 964с.

15. Глубоковский Н.Н. По вопросам духовной школы. 1907. С. 2

16. Глубоковский Н.Н. Благовестие св. Ап. Павла и мистерии // Христиан. чтение. — 1909. — Апр., июнь — июль.

17. Глубоковский Н.Н. Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже др\вух столетий // Церковный вестник. 1909. № 50-51. С. 1583.

18. Глубоковский Н.Н. Благовестие святого ап. Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. 2: «Евангелие» св. ап. Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. СПб., 1910.

19. Глубоковский Н.Н. Благовестие святого ап. Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. 3: Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и указатель содержания первых двух книг. СПб., 1912, 80с.

20. Глубоковский Н.Н. Благовестие святого ап. Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. СПб., 1905-1912. Т. 1-3, общим объемом ок. 2500 с.; первые 3 главы 1-го т.- текст докт. диссертации Г.; с февр. 1897 по окт. 1910 сочинение печаталось в журналах «ХЧ» и «Странник (отд. издание отличалось небольшими библиографическими и др. дополнениями и изменениями).

21. Глубоковский Н.Н., проф. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г.

22. Глубоковский Н.Н., проф. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии (1928 г.). Изд-во Свято-Владимирского Братства. М., 2002. С.43.

23. Глубоковский Н.Н., проф. Центр изучения церковной истории русского зарубежья, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад – Джорданвилль: 2007. – 862 с.

24. Список научных работ проф. Н.Н.Глубоковского см. в изданиях: Русские писатели-богсловы. В.2. Исследователи и толкователи Священного Писания. Библиографический указатель – М.: РГБ, Новоспасский монастырь, 1999 - стр. 75-86; Даниленко Б., прот.

Библиография прижизненных публикаций Н. Н. Глубоковского, относящихся к периоду его эмиграции (1921–1937) / Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы. М.; Сергиев Посад, 2005. - стр. 137–145; СПбДА. История Академии. Профессорский состав. – Глубоковский Н.Н. -http://www.spbda.ru/academy/r-112.html (09.12.2010)

25. Глубоковский Н. Н. Благовестие ап. Павла. 1934. С. 2.

26. Григоренко А. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. СПб., 2004, сс. 45-47

27. Гумилевский И., свящ. Учение св. ап. Павла о душевном и духовном человеке/ - Сергиев Посад, 1913г.

28. Елеонский Н.А., прот. Очерки из Библейской географии»: [Вып.] 1—2. — СПб.: Имп. Правосл. палест. общ-во, 1896—1897.

29. Елеонский Н., прот. Современная критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны. Очерки по ветхозаветной исагогике.» Впервые опубликовано: «Вера и Церковь. 1904, № 4. Отдельное издание: Москва, 1904, 106 с.

30. Елеонский Ф.Г. Разбор мнений совр. отрицательной критики о времени написания Пятокнижия // ХЧ. 1871. № 10. C. 615-642; № 12. С. 935-957; 1872. Ч. 1. № 2. С. 303-320; № 8. С. 547-621; 1873. Ч. 2. № 5. С. 115-133; № 8. С. 692-730 (отд. изд.: СПб., 1875. Вып. 1).

31. Елеонский Ф.Г. Отечественные труды по изучению Библии в 19 веке. (журнал "Христианское чтение", 1901г. т.1 стр. 5.

32. Елеонский Ф.Г. По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре слав. перевода Библии. СПб., 1902.

33. Елеонский Ф.Г.. Православная энциклопедия, Т.18., с.317-319. http://www.pravenc.ru/text/189767.html

34. Емельянов А. Новый Завет. Вводная часть. Лекции Лекция 6. Переводы на русский язык. Материалы сайта «Азбука веры». http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/emelyanov_novy_zavet_12-all.shtml

35. Жебелев С. А. Ап. Павел и его послания. - Пг., 1922.

36. Зарин М. С. Значение некоторых наименований, коими св. ап. Павел характеризует пастырское служение» \\ Христианское Чтение. 1913. №1. С. 101-117.

37. Ианнуарий (Ивлев), архим. Вклад С-Петербургской духовной академии в русскую библеистику» // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М., с. 192-198 (http://www.sinai.spb.ru/ot/ian_contrib.html).

38. Иоанн Дамаскин. Точное изложение христианской веры. Кн.4, гл. 26.

39. Иоанн (Доброзраков), еп.. Сокращенная священная герменевтика, приспособленная к употреблению юношества, СПб., 1814г., и Начертание священной герменевтики, приспособленное к употреблению изучающих Священное Писание, СПб., 1828г. (были опубликованы без имени автора).

40. Иоанн (Доброзраков), архим. Declinatio Hermeneuticae Sacrae. СПб., 1825г.

41. Клитин А..Подлинность посланий св. ап. Павла к Тимофею и Титу. - Киев, 1887.

42. Лопухин А.П. Ап. Павел в центрах классического мира // Христианское чтение. – 1896. – Ч.2

43. Лопухин А.П. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 2 т. — СПб.: Тузов, 1889—1890; «Библия и естесствознание. – СПб., «Церковный вестник. 1896г.; . Кораблекрушение ап. Павла на Средиземном море при свете новейших археологических открытий» \\ Христианское чтение. 1893. № 11-12. С. 478-504.

44. Лопухин А.П. Руководство к Библейской истории Ветхого Завета. — СПб.: Тузов, 1888. — VIII, 431 с.; Руководство к Библейской истории Нового Завета. — СПб.: Тузов, 1889. — VII, 464 с., Лопухин А. П. Кораблекрушение ап. Павла на Средиземном море при свете новейших археологических открытий» \\ Христианское чтение. 1893. № 11-12. С. 478-504.

45. Лопухин А.П. Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета»(выходил в качестве бесплатных приложений к журналу «Странник» с 1904 по 1911 гг.).

46. Мень А., свящ. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002.

47. Мень А., свящ. Михаил Лузин. Источник: www.krotov.info/spravki/essays_bible/bibleists/1887luzin.htm (из «Библиографического словаря. СПб., 2002г.)

48. Михаил (Лузин), архим. Деяния и Послания святых апостолов. Кн. 1. - М., 1876.

49. Михаил (Лузин), архим. Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: По Евангелию // Под ред. Троицкого Н. – М., 1990; Тула, 1904.

50. Михаил (Лузин), архим: «Святой ап. Павел и его послания. – Вып.1. – Тула, 1905г.

51. Михаил (Лузин), архим.. Толковое Евангелие. М., 1870-1874. 3 т. и Толковый Апостол (М., 1876. К., 1905. 2 т.)

52. Муретов М.Д., проф. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. Вып. 2. Логос в сочинениях Филона Александрийского. М. – 1885г.

53. Муретов М.Д., проф. Четвероевангелие: Сравнительные особенности канонических евангелий по их содержанию, главным мыслям и изложению. Сергиев Посад, 1899 г.

54. Муретов М.Д., проф. Родословие Христа. Экзегетическое исследование, М., 1904г.

55. Муретов М.Д., проф. Христианский брак и Церковь»: (Речь на акте 1/Х–1916 г.), Богословский вестник, 3 №10/11/12, 1916г.

56. Мышцын В.Н. Учение святого ап. Павла о законе дел и законе веры. – Сергиев Посад, 1894.

57. Назарьевский И. Послание святого Ап. Павла к Филиппийцам. с. 1.

58. Некрасов А. Чтение греческого текста Деяний и Посланий апостольских. - Казань, 1892.

59. Никанор (Каменский), еп. Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к евреям. - Казань, 1903

60. Новый Завет. О втором пришествии. Православная энциклопедия Т.9, с. 727-736.

61. Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви, 1894 г., стр. 11 + 224

62. Павский, Г.П., прот. Евангелие от Матфея» (перевод с греческого) , 1819 г.

63. Петр (Полянский), митр..Первое послание св. ап. Павла к Тимофею. - Сергиев Посад. 1897г.

64. Попов К.Д. Отзыв о соч. проф. КДА Д. И. Богдашевского «Послание св. Ап. Павла к Эфессянам» - К., 1904. Цит. по «Православная Энциклопедия. Т. 7, с.75-78; http://www.pravenc.ru/text/150699.html (9.12.2010).

65. Розанов Н.П. Обозрение посланий св. апостолов. Т. 3. - М., 1886.

66. Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. - М.: Приход храма Казанской ик. Б.М. в Ясенево, 2002 - Переиздание с одноименной книги 1905г. - с. 329.

67. Страхов В.Н., свящ. Второе послание святого ап. Павла к фессалоникийцам: Исагогико-экзегетическое исследование.Сергиев Посад, 1911. Печ. в «Богословский вестник» в №3, 4, 5, 7, 8 за 1911г.

68. Страхов В.Н., свящ. Рецензия на работу Протасова Н.Д. «Св. ап. Павел на суде у Феста Агриппы» М., 1912

69. Сухова Н.Ю. Православные Духовные Академии в 1850–60-х гг. и реформа 1869 г." Богословский Вестник №4, с. 324 УДК 94(47).081

70. Тиров Ф., свящ. Первое послание святого ап. Павла к фессалоникийцам. - К., 1893.

71. Троицкий М., свящ. Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу. - Казань, 1884.

72. Тураев Б.А., акад. Глубоковский. Акад.. 1923/1924., с.173.

73. Феоктист (Мочульский), архим. Драхма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных, СПб, 1808г.

74. Херасков М., прот. Писания апостольские и апокалипсис. - Владимир на Клязьме, 1907.

75. Чистович И.А. История перевода Библии, Ч.1, с. 197-226.

76. Юнгеров П.В: «Пятый отдел. История толкования ветхозаветных книг. Иудейское толкование.» http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-vethij-zavet/5

77. Юнгеров П.В. Объяснение книги пророка Михея. Казань, 1888г

78. Юнгеров П.В: «Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Казань, 1902 г.

79. Юнгеров П.В. Псалтирь пророка Давида в русском переводе, Казань, 1915.

80. Юревич Д. Богословский анализ труда профессора Н.Н. Глубоковского «Благовестие христианской свободы в послании святого ап. Павла к Галатам» (София, 1935) – 2000 - эл. текст: http://www.sinai.spb.ru/ot/glubokov.zip(09.12.2010).

81. Dieckmann H. Die Parusie Christi (Gemünde 1898), S.39.

82. Helwig A. Antichristus Romanus. Виттенберг, 1512г.

83. Migne, patrologiae cursus completes. Ser. gr. t. 7. 1857.

84. Migne, Patrol. curs compl. Ser. lat. t. 30.

Электронные материалы.

1. Богданова Т.А. К пятидесятилетию со дня рождения Глубоковского. http://expositions.nlr.ru/ex_manus/glubokovsky/

2. Богословский Вестник «Страхов Владимир Николаевич, протоиерей» Материалы сайта: «Богослов.ру» http://www.bogoslov.ru/bv/text/504 21/index.html

3. Ириней (Пиковский), иером. Толкование посланий святого ап. Павла святителем Феофаном Затворником. Часть 2. ресурс: «Богослов.ру», 13.11.2014 // http://www.bogoslov.ru/text/2432905.html

4. История Иерусалимского храма. «Сретение Господне. Пасха.ру». (http://sretenie.paskha.ru/history/IstoriJa_Ierusalimskogo_Hrama/)

5. Колено Дана. Сайт «Древо», http://drevo-info.ru/articles/5199.html.

6. Назаров М.В. Три ветви русского народа и Новый мировой порядок (доклад на первом пленарном заседании на Свято-Михайловских чтениях «Православие и современность». Минск, 14-21 ноября 2002 г.) www.rusidea.org

7. Олег Давыденков, прот. Антихрист и время его пришествия. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания (http://www.wco.ru/biblio/books/daviden1/Main.htm).

8. Писаревский В. Дискуссия о православной эсхатологии. 17.11.2005г.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/398.htm

9. Полное житие свт. Феофана Затворника Вышенского. Источник: сайт «Азбука Веры»; http://azbyka.ru/days/sv-feofan-zatvornik

10. Страхов Владимир Николаевич. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656. Сайт ПСТГУ http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ*

[1] Григоренко А. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. СПб., 2004, сс. 45-47

[2] Страхов В.Н., свящ. Второе послание святого ап. Павла к фессалоникийцам: Исагогико-экзегетическое исследование.Сергиев Посад, 1911. Печ. в «Богословский вестник» в №3, 4, 5, 7, 8 за 1911г.

[3] Проф. Глубоковский Н.Н. О втором послании святого ап. Павла к фессалоникийцам. Петроград, 1914г. ©Сканирование и создание электронного варианта: Кафедра библеистики МПДА (www.bible-mda.ru) и Региональный фонд поддержки православного образования и просвещения «Серафим»(www.seraphim.ru), 2005.

[4] Глубоковский Н.Н., проф. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии (1928 г.). Изд-во Свято-Владимирского Братства. М., 2002. С.43

[5] Глубоковский Н.Н., проф. Центр изучения церковной истории русского зарубежья, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад – Джорданвилль: 2007. – 862 с.

[6] Мень А., свящ. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002.

[7] Амвросий (Подобедов), архим. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета, СПб., 1799 г. (О нем: «Странник», 1860, № 5—6)

[8] Феоктист (Мочульский), архим. Драхма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных, СПб, 1808г.

[9] Еп. Иоанн (Доброзраков), еп.. Сокращенная священная герменевтика, приспособленная к употреблению юношества, СПб., 1814г., и Начертание священной герменевтики, приспособленное к употреблению изучающих Священное Писание, СПб., 1828г. (были опубликованы без имени автора).

[10] Иоанн (Доброзраков), архим. Declinatio Hermeneuticae Sacrae. СПб., 1825г.

[11] Филарет (Дроздов), митр. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык. 1823г, СПб.

[12]Емельянов А. Новый Завет. Вводная часть. Лекции Лекция 6. Переводы на русский язык. Материалы сайта «Азбука веры». http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/emelyanov_novy_zavet_12-all.shtml

[13] Подробно об этом пишет Чистович И.А. История перевода Библии, Ч.1, с. 197-226.

[14] Павский, Г.П., прот. Евангелие от Матфея» (перевод) , 1819 г.

[15] Архим. Макарий (Глухарев) перевел почти все книги Ветхого Завета в 1834—1845 (перевод осуществлялся с древнееврейского языка, а не с церковно-славянского).

[16] Елеонский Ф.Г. Отечественные труды по изучению Библии в 19 веке. (журнал "Христианское чтение", 1901г. т.1 стр. 5.

[17]Сухова Н.Ю. Православные Духовные Академии в 1850–60-х гг. и реформа 1869 г." Богословский Вестник №4, с. 324 УДК 94(47).081

[18] «Полное житие свт. Феофана Затворника Вышенского. Источник: сайт «Азбука Веры»; http://azbyka.ru/days/sv-feofan-zatvornik

[19] Полное собрание творений свт. Феофана представлено в 31-м томе. Феофан Затворник. Собрание сочинений в 31-м томе. Изд-во «Правило веры», тир.4500 экз., М., 2008г.

[20] Назарьевский И. Послание святого Ап. Павла к Филиппийцам. с. 1.

[21] Ириней (Пиковский), иером. Толкование посланий святого ап. Павла святителем Феофаном Затворником. Часть 2. ресурс: «Богослов.ру», 13.11.2014 // http://www.bogoslov.ru/text/2432905.html

[22] Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. - М.: Приход храма Казанской ик. Б.М. в Ясенево, 2002 - Переиздание с одноименной книги 1905г. - с. 329

[23] Библиотека Святых отцов и Учителей Церкви. Святитель Феофан Затворник. Источник: сайт «Азбука Веры».

[24] Бухарев А. М. (архим. Феодор): «Несколько статей о святом апостоле Павле. – СПб., 1860

[25] Виноградов П. Святой ап. Павел, как обличитель иудейства» \\ Христианское Чтение. 1874. № 8-9. С. 591-831

[26] Михаил (Лузин), архим. Деяния и Послания святых апостолов. Кн. 1. - М., 1876.

[27] Ириней (Пиковский), иером. Толкования посланий святого ап. Павла святителем Феофаном Затвоником. Часть 2.. 10.02.2012г., www.bogoslov.ru/text/2432905.html

[28] Мень А., свящ. Михаил Лузин. Источник: www.krotov.info/spravki/essays_bible/bibleists/1887luzin.htm (из «Библиографического словаря. СПб., 2002г.)

[29] Михаил (Лузин), архим. Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: По Евангелию // Под ред. Троицкого Н. – М., 1990; Тула, 1904.

[30] Михаил (Лузин), архим: «Святой ап. Павел и его послания. – Вып.1. – Тула, 1905г.

[31] Архим Михаил (Лузин) (с 1878г епископ): «Толковое Евангелие» (М., 1870-1874. 3 т.) и «Толковый Апостол» (М., 1876. К., 1905. 2 т.)

[32] Елеонский Н., прот. Современная критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны. Очерки по ветхозаветной исагогике.» Впервые опубликовано: «Вера и Церковь. 1904, № 4. Отдельное издание: Москва, 1904, 106 с.

[33] Елеонский Н.А., прот. Очерки из Библейской географии»: [Вып.] 1—2. — СПб.: Имп. Правосл. палест. общ-во, 1896—1897

[34] Муретов М.Д., проф. Четвероевангелие: Сравнительные особенности канонических евангелий по их содержанию, главным мыслям и изложению. Сергиев Посад, 1899 г.

[35] Муретов М.Д., проф. Родословие Христа. Экзегетическое исследование, М., 1904г.

[36] Муретов М.Д., проф. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. Вып. 2. Логос в сочинениях Филона Александрийского. М. – 1885г.

[37] Муретов М.Д., проф. Христианский брак и Церковь»: (Речь на акте 1/Х–1916 г.), Богословский вестник, 3 №10/11/12 (1916)

[38]: Юнгеров П.В: «Пятый отдел. История толкования ветхозаветных книг. Иудейское толкование.» http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-vethij-zavet/5

[39] Юнгеров П.В: «Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Казань, 1902 г.

[40]Юнгеров П.В. Объяснение книги пророка Михея. Казань, 1888г

[41]Юнгеров П.В. Псалтирь пророка Давида в русском переводе, Казань, 1915г.

[43] Попов К.Д. Отзыв о соч. проф. КДА Д. И. Богдашевского «Послание св. Ап. Павла к Эфессянам» - К., 1904. Цит. по «Православная Энциклопедия. Т. 7, с.75-78; http://www.pravenc.ru/text/150699.html (9.12.2010).

[44] Елеонский Ф.Г. Разбор мнений совр. отрицательной критики о времени написания Пятокнижия // ХЧ. 1871. № 10. C. 615-642; № 12. С. 935-957; 1872. Ч. 1. № 2. С. 303-320; № 8. С. 547-621; 1873. Ч. 2. № 5. С. 115-133; № 8. С. 692-730 (отд. изд.: СПб., 1875. Вып. 1)

[45] Елеонский Ф.Г. По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре слав. перевода Библии. СПб., 1902;

[46] Елеонский Ф.Г. Отечественные труды по изучению Библии в ХIХ в. // Там же. 1901. Ч. 1. № 1. С. 5-28; № 5. С. 633-660

[47] Елеонский Ф.Г.. Православная энциклопедия, Т.18., с.317-319. http://www.pravenc.ru/text/189767.html

[48] Лопухин А.П. Ап. Павел в центрах классического мира // Христианское чтение. – 1896. – Ч.2

42 Лопухин А.П. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 2 т. — СПб.: Тузов, 1889—1890; «Библия и естесствознание. – СПб., «Церковный вестник. 1896г.; . Кораблекрушение ап. Павла на Средиземном море при свете новейших археологических открытий» \\ Христианское чтение. 1893. № 11-12. С. 478-504.

[50] Лопухин А.П. Руководство к Библейской истории Ветхого Завета. — СПб.: Тузов, 1888. — VIII, 431 с.; Руководство к Библейской истории Нового Завета. — СПб.: Тузов, 1889. — VII, 464 с., Лопухин А. П. Кораблекрушение ап. Павла на Средиземном море при свете новейших археологических открытий» \\ Христианское чтение. 1893. № 11-12. С. 478-504.

[51] Лопухин А.П. Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета» (выходил в качестве бесплатных приложений к журналу «Странник» с 1904 по 1911 гг.).

[52] Некрасов А. Чтение греческого текста Деяний и Посланий апостольских. - Казань, 1892.

[53] Воронцов Е. А. Язык и стиль в послании к евреям \\ Христианское Чтение. 1907. № 1. С. 3-23.

[54] Гумилевский И., свящ. Учение св. ап. Павла о душевном и духовном человеке/ - Сергиев Посад, 1913г.

[55] Зарин М. С. Значение некоторых наименований, коими св. ап. Павел характеризует пастырское служение» \\ Христианское Чтение. 1913. №1. С. 101-117.

[56] Жебелев С. А. Ап. Павел и его послания. - Пг., 1922.

[57] Троицкий М., свящ. Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу. - Казань, 1884.

[58] Клитин А..Подлинность посланий св. ап. Павла к Тимофею и Титу. - Киев, 1887.

[59] Петр (Полянский), митр..Первое послание св. ап. Павла к Тимофею. - Сергиев Посад. 1897

[60] Розанов Н.П. Обозрение посланий св. апостолов. Т. 3. - М., 1886.

[61] Мышцын В.Н.Учение святого ап. Павла о законе дел и законе веры. – Сергиев Посад, 1894.

[62] Никанор (Каменский), еп. Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к евреям. - Казань, 1903.

[63] Херасков М., прот. Писания апостольские и апокалипсис. - Владимир на Клязьме, 1907.

[64]Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви» (1894 г., стр. 11 + 224)

[65] Страхов В.Н., свящ. Второе послание св. ап. Павла к фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование – Сергиев Посад, 1911.

[66] Проф. Глубоковский Н.Н. О втором послании святого ап. Павла к фессалоникийцам. Петроград, 1914г. ©Сканирование и создание электронного варианта: Кафедра библеистики МПДА (www.bible-mda.ru) и Региональный фонд поддержки православного образования и просвещения «Серафим»(www.seraphim.ru), 2005.

[67] Тиров Ф., свящ. Первое послание святого ап. Павла к фессалоникийцам. - К., 1893.

[68] Страхов В.Н., свящ. Второе послание святого ап. Павла к фессалоникийцам: Исагогико-экзегетическое исследование.» Сергиев Посад, 1911. http://www.sedmitza.ru/lib/text/2144416/

[69] Глубоковский Н.Н. О втором послании святого ап. Павла к фессалоникийцам. Петроград, 1914г. ©Сканирование и создание электронного варианта: Кафедра библеистики МПДА (www.bible-mda.ru) и Региональный фонд поддержки православного образования и просвещения «Серафим»(www.seraphim.ru), 2005.

[70] См. отчет Глубоковского Н.Н..: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128-157

[71] Журналы заседаний Совета МДА за 1891 г. М., 1891. С. 78-86, 87-111; М., 1890. Т. 1-2

[72] Глубоковский Н.Н. К вопросу о нуждах духовно-академического образования» (Странник. 1897. № 8. С. 519-540)

[73]Глубоковский Н.Н.: СПб., 1905-1912. Т. 1-3, общим объемом ок. 2500 с.; первые 3 главы 1-го т.- текст докт. диссертации Г.; с февр. 1897 по окт. 1910 сочинение печаталось в журналах «ХЧ» и «Странник. отд. издание отличалось небольшими библиографическими и др. дополнениями и изменениями.

[74] Глубоковский Н.Н. Учение св. Ап. Павла о загробной жизни и воскресении мертвых // Христиан. чтение. — 1888. — Янв.

[75] Глубоковский Н.Н. «Благовестие св. Ап. Павла и мистерии» // Христиан. чтение. — 1909. — Апр., июнь — июль.

[76] Глубоковский Н.Н. Учение св. Ап. Павла о добрых и злых духах» // Христиан. чтение. — 1900. — Янв.

[77] Глубоковский Н.Н. Учение св. Ап. Павла о христианской жизни «в Духе» и его самобытная независимость» // Христиан. чтение. — 1904. — Апр. — С. 751—787.

[78] Список научных работ проф. Н.Н.Глубоковского см. в изданиях: Русские писатели-богсловы. В.2. Исследователи и толкователи Священного Писания. Библиографический указатель – М.: РГБ, Новоспасский монастырь, 1999 - стр. 75-86; Даниленко Б., прот. Библиография прижизненных публикаций Н. Н. Глубоковского, относящихся к периоду его эмиграции (1921–1937) / Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы. М.; Сергиев Посад, 2005. - стр. 137–145; СПбДА. История Академии. Профессорский состав. – Глубоковский Н.Н. -http://www.spbda.ru/academy/r-112.html (09.12.2010)

[79] ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. № 699. Л. 22 об.

[80] Там же. № 763. Л. 5

[81] Глубоковский Н.Н. По вопросам духовной школы. 1907. С. 2

[82] Там же.,С. 3.

[83] Богданова Т.А. К пятидесятилетию со дня рождения Глубоковского , http://expositions.nlr.ru/ex_manus/glubokovsky/

[84] Глубоковский Н.Н. Христианское единение. 1926. С. 139.

[85] Богданова Т. А., Клементьев А. К. Глубоковский Н. Н.» // Православная энциклопедия. Т. 11. - М., 2006 - стр. 609.

[86] Глубоковский Н.Н. Благовестие святого ап. Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование" вышедшее в трех книгах:

Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. ап. Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, 964с.

Кн. 2: «Евангелие» св. ап. Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. СПб., 1910.

Кн. 3: Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и указатель содержания первых двух книг. СПб., 1912, 80с.

[87] Глубоковский Н.Н. Благовестие св. Ап. Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование»: Кн. 3 – стр. 4.

[88] Юревич Д.: Богословский анализ труда профессора Н.Н. Глубоковского «Благовестие христианской свободы в послании святого ап. Павла к Галатам» (София, 1935) – 2000 - эл. текст: http://www.sinai.spb.ru/ot/glubokov.zip(09.12.2010).

[89] Там же, с. 26.

[90] Ианнуарий (Ивлев), архим. Вклад С-Петербургской духовной академии в русскую библеистику» // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М., с. 192-198 (http://www.sinai.spb.ru/ot/ian_contrib.html).

[91] Там же. (Цитата в тексте из: Глубоковский Н.Н. Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже др\вух столетий // Церковный вестник. 1909. № 50-51. С. 1583.)

[92] Глубоковский Н. Н. Благовестие ап. Павла. 1934. С. 2

[93] Акад.Тураев Б.А. Глубоковский. Акад.. 1923/1924., с.173

[94] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., 400 стр.

[95] ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656

[96] Богословский вестник (Страхов Владимир Николаевич). Источник: «Богослов.ру», http://www.bogoslov.ru/bv/text/50421/index.html

[97] Академия была закрыта, а точнее перешла на нелегальное существование после постановления антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) вопрос «о закрытии духовных академий» от 6 марта 1923 г.

[98] Свято-Филаретовский православно-христианский институт СФИ, «Архиепископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) – ректор тайной Московской Духовной Академии в 1930-1935 гг..Елена Балашова, Москва, РПУ св. Иоанна Богослова 03.2013г. http://www.sfi.ru/statja/arkhiepiskop-sergievskii-varfolomei-remov-rektor-tainoi-moskovskoi-dukhovnoi-akademii-v-1930-1935-gg/

[99] ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656.; еще: сайт ПСТГУ, Страхов Владимир Николаевич http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ*

[100] Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о признании им советской власти 16/29 июля 1927г. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/Dekl_Ser.php

[101] ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656, далее. Сайт ПСТБИ (Свято-Тихоновского Института): http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ*

[102] «Осуждения» ; материал предоставил ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет). Источник: ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656. (http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ* )

[103] Рецензия на работу Протасова Н.Д. «Св. ап. Павел на суде у Феста Агриппы» М., 1912

[104] Богословский Вестник «Страхов Владимир Николаевич, протоиерей» Материалы сайта: «Богослов.ру» http://www.bogoslov.ru/bv/text/504 21/index.html

[105] Прот. Страхов В.Н.. Вера в близость паруси или второго пришествия Гопода в первохристианстве и у св. ап. Павла»Сергиев Посад, 1914г.

[106] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 39.

[107] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г, с. 13.

[108] Новый Завет о втором пришествии. Православная энциклопедия Т.9, с. 727-736.

[109] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г.

[110] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г.

[111] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 136.

[112] Там же, с. 137

[113] Там же, 137.

[114] Такое мнение отражено в предшественнике адвентизма – проф. Хелвиге Андреасе: Helwig Andreas " Antichristus Romanus. Виттенберг, 1512; и выражалось адвентистами в 18-19-м вв.: http://anti-adventism.ru/ «Об антихристе»

[115] Там же, с.245.

[116] Там же, с. 246.

[117] Там же, с.245.

[118] Там же, с. 246.

[119] Там же, с. 115-116.

[120] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с.6.

[121] Там же, с.7.

[122] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с. 62.

[123] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 247.

[124] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 136., с. 244.

[125] Там же, с. 247.

[126] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с.32, (ссылка на работу проф. В.Н. Страхова, с. 235).

[127] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с.3, 31.

[128] Там же, с. 31.

[129] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 248.

[130] Там же, с.247.

[131] Там же, с. 250-251.

[132] Там же, с. 252.

[133] Там же, с. 259.

[134] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с. 82.

[135] Там же, с. 66.

[136] Там же, с. 74.

[137] Там же, с. 71

[138] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 241

[139] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с. 31.

[140] См. также: Heinrich Dieckmann, Die Parusie Christi (Gemünde 1898), S.39: “in keiner apokalyptischer Urkunde jemals eine Zweite Erscheinung des Messias auf Erden nach schon voraufgegangener Wirksamkeit desselben gelechrt und gefordet wird”.)

[141] См. полный отвырок: 3 Ездр. 5.1 – 6.25.

[142] Книги Сивилл, песнь 3, 63-70 (http://lit.lib.ru/img/i/irhin_w_j/biblioteka/sibilly.htm).

[143] Migne, patrologiae cursus completes. Ser. gr. t. 7. 1857.

[144] Migne, Patrol. curs compl. Ser. lat. t. 30., Страхов, 174.

[145] Иоанн Дамаскин. Точное изложение христианской веры. кН.4, гл. 26. Священник Олег Давыденков, «Антихрист и время его пришествия. http://www.wco.ru/biblio/books/daviden1/Main.htm

[146] Исторически колено Дана находилось на последнем мест в списке колен Израильских, часто было очень неустойчивым в вере, ставя интересы политики на первое место. Так, в угоду филистимлян, они позволяли в своем уделе приносить жертвы идолам. После Ассирийского пленения это колено было единственным утерянным из всех прочих, они также не упоминались больше по Библии. Все это говорит о том, что они полностью рассеялись как единый народ за свое богоотступничество. Взято из: Открытая православная энциклопедия «Древо». Колено Дана. (http://drevo-info.ru/articles/5199.html).

[147] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с. 67.

[148] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 225.

[149] Там же, с. 37.

[150] Там же, с. 330-331.

[151] Там же, с. 242.

[152] Олег Давыденков, прот. Антихрист и время его пришествия. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания (http://www.wco.ru/biblio/books/daviden1/Main.htm).

[153] Там же.

[154]Подстрочный перевод Библии. «Библейские проекты» http://bible.in.ua/

[155] Там же, с.141 – 256.

[156] Там же, с. 245.

[157] Библейские проекты. Подстрочный перевод Библии. Второе послание к фессалоникийцам, сайт http://bible.in.ua

[158] Вестель Ю. Еще раз об “удерживающем” (2 Фес. 2:6-7): научный взгляд // "Анти-Раскол" информационно-справочный портал по расколоведению: [сайт]. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1912 (дата обращения: 20.09.2014).

[159] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с. 68.

[160] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 163.

[161] Там же, с. 178

[162] М.В. Назаров. Три ветви русского народа и Новый мировой порядок (доклад на первом пленарном заседании на Свято-Михайловских чтениях "Православие и современность. Минск, 14-21 ноября 2002 г.) www.rusidea.org

[163] Подстрочный перевод Библии. «Библейские проекты» http://bible.in.ua/

[164] Изначально Иерусалимский храм был построен Соломоном на 11-м году его царствования (ок. 950г. до Р.Х.), разрушен во время вавилонского нашествия в 586-м г. до Р.Х. и заново отстроен в 516-м г. до Р.Х.. Сайт «Пасха.ру» История иерусалимского храма. http://sretenie.paskha.ru/history/IstoriJa_Ierusalimskogo_Hrama/

[165] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 220.

[166] Там же, с.260.

[167] Глубоковский Н.Н. О втором послании ап. Павла к фессалоникийцам» Петроград, 1915г., с. 99-100.

[168] «В каком храме воссядет антихрист» http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk135-12.htm

[169] Страхов В.Н., свящ. Второе послание к фессалоникийцам, исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911г., с. 260 - 261.

[170] ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656.; еще: сайт ПСТГУ, Страхов Владимир Николаевич http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFsi0UtOuW668fc8Gcf8XU66qceeufc8KWeCQ*

[171] Там же.

Наши рекомендации