Однолинейный и многолинейный подходы.
Законы истории
Термин философия истории ввел Вольтер. Философия истории пытается ответить на ряд вопросов:
1) существуют ли законы истории?
2) каково место причинности и случайности в истории?
3) может ли человек изменить историю?
Существует множество направлений, которые отрицают возможность нахождения закономерностей в истории, т.к.:
→ историю творят люди, наделенные волей, желаниями и интересами, а т.к. у каждого человека они свои, то получается «дурная бесконечность» индивидуальных нюансов поведения, в которых невозможно разобраться;
→ невозможно просчитать поведение не только отдельных индивидов, но и целых стран и народов в силу самобытности их развития и абсолютной непохожести друг на друга;
→ любой исследователь, изучающий историю, сроит теорию о ее закономерностях по заранее сделанному плану (Поппер, Ницше, неокантианцы).
Многие мыслители уже с античности говорили, что существуют законы истории и их можно познать. В античности Геродот, Фикидит начинают описывать исторические явления, также причину общественных явления пытались найти Аристотель и Демокрит.
В средние века философия характеризовалась телеологическим объяснением истории. Телеология – это религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразностей. При этом подходе люди представляются актерами драмы, автором которой является Бог.
В эпоху Возрождения имели место попытки периодизации истории и поиск ее движущих сил. В 18 веке Гердер, в 19 веке Гегель ставили проблему объективных оснований истории. По их мнению, за ходом случайных внешних явлений истории скрывается объективная внутренняя логика исторических явлений.
Нахождение объективных закономерностей в истории на утверждении, что возможно сведение индивидуальных действий к массовым типичным социальным явлениям, т.е. возможны общие существенные черты в бесконечном многообразии человеческих поступков.
Задача исторической науки состоит в описании посредствам дат, времен, событий реального многообразия народов, государств и регионов во всей их конкретности. Задача философии истории – обобщение всех этих фактов, т.е. переход от эмпирического многообразия истории к констатации общего, существующего, закономерного. Уровень объективности толкования истории зависит от многих факторов, но особенно от уровня развития исторической теории и уровня развития культуры.
Давно было замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Так родилась идея циклов исторического развития. Выделяют несколько типов цикличности:
• маятникообразный;
• круговой;
• спиралевидный;
• волновой.
Тип зависит от размеров и масштабов общественной системы: в маленьких преобладает маятниковый, в средних – круговой и спиралевидный, в больших – круговой и длинноволновый.
До 18 века существовали либо циклические варианты объяснения истории, либо однолинейный путь удаления от хорошей жизни золотого века. В 18 веке появилась идея прогресса, а также идея регресса.
Различные концепции исторического развития
В попытках понять закономерности исторического развития рассматриваются разные подходы:
Подход однофакторный и многофакторный.
В однофакторном подходе имеет место попытка найти ведущую детерминанту исторического развития (Гегель – осознание свободы, Вико – желание освободиться от угнетения, Маркс – экономический фактор, Ростоу – технико-экономический фактор).
Для многофакторного подхода характерно отыскание не одного. А нескольких факторов развития общества (Вебер – ценностно-символический и хозяйственный фактор, Гердер – внутренний 9хозяйственный) и внешний фактор).
однолинейный и многолинейный подходы.
В однолинейном имеет место запрограммированное движение к прогрессу или регрессу. Вся история – последовательная смена стадий: дикость – варварство – цивилизация (в случае прогресса). В случае линейного варианта возникают необратимые состояния, которые частично вбирают в себя свойства предшествующих этапов.
В многолинейном подходе отстаивается идея возможности равных, в том числе приблизительно равноценных путей исторического развития, иногда параллельного развития истории и культур (Шпенглер, Тойнби).