А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук

Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Основные направления современной исторической науки. Понятие «историческое знание».

Основные концепции исторического процесса

Существует ли единая мировая цивилизация? Формационный подход к историческому процессу. Концепция материалистического объяснения истории К. Маркса. Принципы единства человечества, детерминизма, прогресса. Общественно-экономические формации. Производительные силы и производственные отношения. Способ производства. Базис и надстройка. Достоинства и недостатки формационного подхода. Понятие «цивилизация». Цивилизационный подход к историческому процессу, его сущность и варианты. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. А. Тойнби о цивилизациях и этапах их развития. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода.

Исследователь и исторический источник

Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Русская историческая школа. Этапы развития исторической науки. Варианты периодизации истории.

1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: исто­рия мира в целом {всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдель­ных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относят­ся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеогра­фия — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических назва­ний; краеведение — историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее истори­ческие источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение зако­номерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими наука­ми, экономической теорией, математикой, математической стати­стикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, ана­лизирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимо­связи и взаимообусловленности. В то же время каждая из суще­ствующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, исто­рия музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как истори­ческая география, историческая геология и др.

Б) функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций.

*Первая — познава­тельная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении историче­ского пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

В научном языке часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс.

Следует заметить, что человеческое общежитие — такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание — такая же необходимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы.

Исторический процесс проявляется в человеческой жизни, известия о которой сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Таким образом, познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, исторического пути народа и в объективно-истинном, - с позиций историзма, - отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Российского государства. Стремясь к объективному познанию истории страны, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах. Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки.

*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей исто­рии. Русский историк В.0. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: "Каждому народу история задает двустороннюю куль­турную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями" (7. С.61.).

Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.

Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.

*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.

Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют всяческие сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идео­логические настроения и гипотезы на веру.

Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а следовательно и обеспечить научность познания.

*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патрио­тизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки об­щества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими катего­риями, видеть общество в развитии, оценивать явления общест­венной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с по­следующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действи­тельность не в статике, а в историческом процессе, в хронологи­ческой связи, в диалектике развития.

Наши рекомендации