Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической; · политической; · социальной; · гражданской; · военной; · государства и права; · религии. Исторической наукой считается также этнография (быт и культуру народов), археология (историю по вещественным источникам).
История подразделяется и по широте изучения объекта:
1)история мира в целом (всемирная или всеобщая история);
2) история континентов (например, история Азии и Африки);
3) история отдельных стран и народов или группы народов (история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования: хронология – изучает системы отсчета времени; · палеография– рукописные памятники и старинное письмо; · дипломатика – исторические акты; · нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; · метрология – систему мер; · флаговедение – флаги; · геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей.

История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией.

В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино.

Особенность и противоречие

Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости. В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было.

Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности. Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура. Весь же Собор был ознаменован большим количеством интриг, попыток подкупа и другими манипуляциями людьми.

Резюмируя, можно сказать, что Земский собор 1613 года имел важное значение для истории России. Он сосредоточил власть в руках русского царя, заложил основу новой династии (Романовы) и избавил страну от постоянных проблем и притязаний на престол со стороны Германцев, Поляков, Шведов и других.

С избранием Михаила Романова династический кризис закончился. Преодоление Смуты, легитимность царя обусловили подъём экономики, рост числа городов (к концу века - 300), стремительное продвижение русских людей к Тихому океану. Усиливалась специализация сельского хозяйства, складывалось мелкотоварное производство, расширился обмен товарами между отдельными районами страны, постепенно создавалась единая экономическая система.
Выборы царя и земские соборы способствовали повышению роли сословий в управлении государственными делами. Их деятельность мотивировала рост общественного самосознания, оформила и укрепила систему государственного управления в центре и на местах, подготовила условия для перерастания сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле. И больше никто не будет думать, что царя можно избрать. К середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы утратят свое значение. Вместо них станут проходить совещания правительства с представителями отдельных сословий при царе, всё чаще принцип выборности заменялся принципом должностного делегирования.

Закрепощение крестьян

Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

Значение Соборного уложения

Соборное уложение 1649 года является памятника русского права. Оно наметило новые тенденции в развитии русского права, закрепило новые социальные черты и институты. Кроме того, уложение значительно продвинулось в плане систематизации и составления юридических документов, так как было сделано разграничение по отраслям.

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

На пути к освобождению

Жалобы на помещиков.

Монархию

19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифесту законоположения, касавшиеся отмены крепостного состояния частновладельческих крестьян. Основные положения крестьянской реформы сводились к следующему. 1. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права бесплатно, объединялись в сельские общества и могли сообща решать хозяйственные вопросы на сельских сходах. 2. Вся земля в имениях признавалась помещичьей. Крестьяне продолжали пользоваться ею (на условиях барщины и оброка). Это состояние признавалось временным, а крестьяне временно обязанным и до тех пор, пока они вместе с помещиком не составят уставную грамоту, в которой зафиксируют условия перехода земли в общёкрестьянскую собственность. За введение этих грамот отвечали мировые посредники, специально назначавшиеся Сенатом из числа местных помещиков. Реформа определяла средние нормы работ для временнообязанного крестьянства (на барщине 40 мужских и 30 женских дней в году, причем 2/3 нужно было отработать летом не менее 12 часов в день). Сумма оброка дифференцировалась по районам; в среднем по стране она составляла 10 руб. В уставной грамоте закон обязывал отметить, что усадьба вместе с надворными постройками обязательно должна перейти в собственность крестьянина, а пахотные угодья по договоренности. При этом не менее 10 лет крестьяне, дабы не нанести резкого урона сложившемуся хозяйству, должны были работать на помещика. Российские крестьяне могли рассчитывать на получение надела из помещичьей земли только в общественную собственность. Условия индивидуального выкупа не оговаривались. Размер надела определялся по плодородию почвы. На получение земли могли рассчитывать только домохозяева, т.е. мужчины. Вся территория империи делилась на три зоны: черноземную, нечерноземную и степную. Так были учтены противоречивые интересы помещиков, которые вели хозяйства разных типов. В каждой зоне определялась "вилка" надела, крайние границы которой зависели плотности населения в данной местности и от размера помещичьего имения (по закону у собственника нельзя было отчуждать более 3/5 имения). "Вилка" для нечерноземной полосы составляла 3-7 лес., для степной – около 10 дес, а для черноземной - 2,7-6 дес. Все отношения по поводу размера и выкупа земли решались не индивидуально, а через общину. В итоге в нечерноземных малодоходных землях в пользовании крестьян осталось почти столько же земли, сколько было и до реформы, или чуть больше. А черноземных губерниях помещики отрезали в свою пользу чacть бывшей надельное земли крестьян. Здесь крестьянское землевладения оказалось меньше дореформенных наделов. Следующая часть законоположений касалась выкупа земли. Временно обязанные отношения должны были закончиться, по мнению правительства, выкупной сделкой между помещиком и крестьянином. Общая стоимость надела определялась по капитализированному оброку, что означало, что помещик должен был иметь доход от капитала, полученного за землю, в том же размере, что доходит крестьянина прежде. Если в среднем по России он равнялся 10 руб., то при тогдашних процентах в Госбанке (6%) он приравнивался к 6% а совокупная стоимость земли определялась -как 100% Пятую часть от этой суммы крестьянин, по договоренности с помещиком, могли либо отрабатывать в течение 10 лет, либо заплатить. Поскольку заплатить такую сумму крестьяне не могли, большую часть (80% стоимости земли) выплакивало за крестьянина государство. Причем из этой суммы вычитались все прежние долги помещиков государству. Крестьяне возвращали эту часть денег уже не помещику, а государству с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет. Проводимая реформа носила компромиссный характер: она сохраняла в уменьшенном размере помещичью собственность, постепенно создавала новую -общинное землевладение крестьян. Так как размеры общинного землевладения были определены на имевшееся в 1861 г. крестьянское население, реформа разрешала аграрный вопрос в стране.

.д. Таким образом, после аграрных реформ 60-х гг. община продолжала играть существенную роль в жизни

русской деревни. Однако в отличие от дореформенного времени государство все более вмешивалось в жизнь общины. И это вторжение не вызывало у крестьян сопротивления. Постепенно к началу XX века община превращалась в формальную организацию, которая сдерживала личную инициативу и дух предпринимательства. Как видим, главный смысл аграрных преобразований состоял в том, чтобы* дать большинству подданных империи личную свободу. Условия наделения землей для них были разными, но тем не менее реформа сохранила "классовый мир" в деревне почти на 40 лет и создала возможность для проникновения рыночных отношений в главный сектор российской экономики. Важно отметить и то, что реформы по отмене крепостного состояния крестьян открывали не прусский, не американский, а собственный русский тип развития деревни, где сохранялось крупное землевладение помещиков и создавалось общественное землевладение крестьян.

Реформы Александра II.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года:

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Реформа деревни:

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Судебная реформа 1864 года:

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Земская реформа 1864 года:

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Городская реформа 1870 года:

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Военная реформа(1861-1874):

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Реформы в области народного образования(1863-1864):

Билет 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. - student2.ru

Финансовая реформа (1862-1866):

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов. Бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Цензурная реформа 1865 года:

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов; редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Последствия (для оценки всего произошедшего):Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855—1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя»

24. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Экономические преобразования С.Ю. Витте.

В начале 80-х годов XIX в. очередной экономический кризис охватил все развитые страны Европы. Россия, уже вовлеченная в мировое экономическое пространство, также пострадала. Закрылись слабые, технически плохо оснащенные предприятия. Кризис перерос в затяжную депрессию, на что повлиял голод 1891 года.

В 1893 году начался промышленный подъем, в результате которого к началу XX в. сложилась система российского капитализма, определились его экономические, социальные и политические особенности.

Последнее десятилетие XIX в. в России стало временем мощного промышленного подъема. Правительство продолжало поддерживать промышленность и железнодорожное строительство. На эти цели уходили выкупные платежи, доходы от винной монополии, которую восстановил министр финансов С. Ю. Витте. В 1897 году была проведена денежная реформа, введено золотое обеспечение рубля. Рубль стал конвертируемой валютой, что позволяло привлечь значительные иностранные капиталовложения в металлургическую, угольную, нефтяную, машиностроительную, электротехническую и химическую отрасли промышленности. Петербург, Москва, Подмосковье, Урал, Юг, Баку стали мощными индустриальными центрами, в которых сосредоточилось большое количество промышленных рабочих.

В 90-е годы значительный рост отмечался во всех отраслях промышленности, особенно в металлургической, машиностроительной и горнозаводской. Более чем трехкратное увеличение продукции черной металлургии позволило почти полностью отказаться от импорта металлов. В 1891-1901 годах развернулось строительство Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока. Государство вкладывало в железные дороги огромные средства, что вызывало спрос на локомотивы, вагоны, рельсы, шпалы, уголь, нефть. Машиностроительные и металлургические заводы, шахты буровые работали на полную мощность. В последнее десятилетие ежегодно вводилось в эксплуатацию более 2000 км рельсовых путей. Благодаря техническому перевооружению предприятий росла производительность труда. Появились крупные капиталистические формы организации производства.

Экономический рост конца XIX в. во многом обеспечивался за счёт зарубежных займов. Но в 1899 году начался европейский денежный кризис. Государственный банк и частные банки повысили ставку учетного процента и ограничили кредитование предприятий. Предприятия сократили кредиты под отпускаемые товары, которые не реализовались и падали в цене. Началось сокращение производства, закрылось множество мелких, около 3 тыс. средних и крупных предприятий. Самые крупные предприятия устояли. Концентрация производства в металлургической, машиностроительной и топливной промышленности ещё больше усилилась.

После экономического кризиса 1900-1903 годов застой в промышленности сохранялся из-за ухудшения финансового положения и дефицита государственного бюджета, вызванных расходами на русско-японскую войну. На дезорганизации производства сказалась и революция 1905-1907 годов.

Оживление промышленности началось в 1908 году. Правительство выделило значительные средства на восстановление военно-морского флота и другие военные нужды. Хорошие 1909-1913 (кроме 1911) урожаи позволили резко увеличить экспорт хлеба. Финансовое положение улучшилось за счет внешних и внутренних источников.

Экономические преобразования С.Ю. Витте:

Цель: догнать ведущие западноевропейские страны

Задача: интенсивное развитие страны, ее индустриализация в течение 10 лет

Реформы:

1)Увеличение косвенных налогов. 1894 г. – введение монополии государства на торговлю спиртными напитками (государственная винная монополия). Результат: появление доп. источника доходов казны.

2)1897 г.– денежная реформа: введение золотого обеспечения рубля. Результат: укрепление конвертируемости рубля.

3)1899 г.– устранение препятствий для ввозимого капитала. Результат: усиление притока иностранного капитала в промышленность.

4)Проведение протекционистской политики:

1891 г. – новый таможенный тариф: повышение пошлины на ввозимые товары. Результат: обеспечение защиты российской промышленности от иностранных конкурентов.

5)Поощрение развития тяжелой индустрии и железнодорожного строительства (1891-1905 гг. – создание Великой Сибирской (Транссибирской) железнодорожной магистрали). Результат: почти полный отказ России от импорта металла. Обеспечение связи крупных промышленных центров между собой и Центральной России с окраинами. Рост спроса на продукцию металлургических и машиностроительных заводов.

25.Реформы Столыпина П.А и их значение.

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911 гг.) известен как оратор, реформатор, человек, подавивший революцию 1905—1907 гг. В 1906 г. император Николай Второй предложил Столыпину пост министра внутренних дел, а после роспуска Госдумы первого созыва Столыпин был назначен новым премьер-министром.

Реформы Столыпина — неудачная, встретившая сопротивление российского общества, попытка председателя совета министров Российской империи Петра Алексеевича Столыпина (должность занимал с 1906 по 1911 годы) создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядка.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии, присоединение к ней крестьян, которые, становясь мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой самодержавной власти на селе.

Причины реформ Столыпина

— Первая русская революция (1905-1907)обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной

— Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться

— В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства

Проблемы России в начале ХХ века

* Допотопные аграрные отношения

* Недовольство своим положение рабочих

* Безграмотность, необразованность народа

* Слабость, нерешительность власти

* Национальный вопрос

* Существование агрессивных, экстремистских организаций

Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу.

Реформы Столыпина:

— Аграрная реформа

— Реформа судопроизводства

— Реформа местного самоуправления в Западных губерниях

Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.

Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно»

Аграрная реформа

Цель

* Преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма

* Ликвидация социальной напряженности в аграрном секторе экономики

* Повышение производительности крестьянского труда

Методы

* Предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частной собственности

Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.

* Предоставление права крестьянину продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству

* Предоставление крестьянам права создания обособленных (вне пределов деревни) хозяйств (хуторов)

* Выдача Крестьянским банком ссуды крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика

* Льготное кредитование крестьян под залог земли

* Переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитых районах Урала и Сибири

* Государственная поддержка агрономических мероприятий, направленных на усовершенствование труда и повышение урожайности

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Итоги

* 21 % крестьян вышли из общины

* 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора

* 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни

* К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине

* Ускорился процесс классового расслоения крестьянства

* Увеличение количества городского плебса, вызванное выходом крестьян из общины

* Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)

* Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники

РЕЗУЛЬТАТЫ реформ:

Развивалось кооперативное движение.

Увеличилось число зажиточных крестьян.

По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.

В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.

На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

26.Политические партии в России в начале XX века. Генезис, классификация, программа, тактика.

В России первые политические партии были созданы только в начале ХХ века. В течение первых

двадцати лет они пытались оказывать влияние на внутреннюю политику правительства,

используя как легальные, так и нелегальные методы воздействия, исходя из своих программных

и тактических установок.

Кадеты Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре

1905 года. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая

буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в

конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное

право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии.

Кадеты находились в оппозиции режиму, но признавали только легальные методы борьбы.

Особое внимание отводилось работе в Государственной думе, где кадеты пользовались большим

влиянием. Им принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке сформировавшемся в

Государственной думе в 1915 году. В состав созданного, после отречения Николая II,

Временного правительства вошло несколько министров кадетов. Партия пыталась остановить

разруху в стране и сдерживать недовольство масс. Особое возмущение в кадетских кругах

вызывала деятельность большевиков. Кадеты не приняли Октябрьскую революцию и направили

все свои усилия на сплочение антибольшевистских сил. В конце ноября 1917 года партия

кадетов была запрещена декретом Совнаркома и ее члены ушли в подполье. В годы гражданской

войны большинство из них сражалось в рядах "белой армии", а затем эмигрировало из России.

Черносотенцы Наиболее известным идеологом этого движения стал Пуришкевич В.М.

Социальную базу черносотенных организаций составляли все монархические слои населения.

Черносотенцы считали необходимым ограничение политических свобод, усиление роли

государства, полиции, ограничение в правах евреев, улучшение положения рабочих.

Черносотенцы принимали не менее активное участие в подавлении революции, чем армия и

полиция. Их организации часто финансировались из казны. Черносотенцы применяли и тактику

индивидуального террора. После Февральской революции эти партии распались, их печатные

органы были запрещены, а предшествующая деятельность стала предметом расследования.

Октябристы Партия октябристов была создана в ноябре 1905 года. Социальную базу партии

составила интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, помещики. Лидером партии стал

Гучков А.Ф. Программа партии предполагала введение всеобщего избирательного права,

независимый суд, уравнение всех сословий, постепенное улучшение положения рабочих,

государственное страхование. Деятельность октябристов была сосредоточена в

Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести

войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его

им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти

монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра,

но через два месяца ушел в отставку, не согласившись политикой Временного правительства.

Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за

"белую идею" на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

Социал – демократы Образование партии произошло фактически на II съезде РСДРП в 1903

году. Основателями партии стали В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, Г.В.Плеханов, А.Н.Потресов.

Социальную базу партии составили: интеллигенция, рабочие и мелкая буржуазия города.

Программа партии предусматривала свержение самодержавия, установление избирательного

права для трудового народа, выборность чиновников, политические свободы, право наций на

самоопределение, введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, государственного

страхования. Партия раскололась на два крыла ( меньшевиков под руководством Мартова и

большевиков под руководством Ленина ) еще на учредительном съезде. Но вплоть до 1917 года

действовала как единое целое. Окончательное оформление в две разные партии произошло в

1917 году с принятием большевиками Апрельских тезисов Ленина, в которых он призывал не

признавать Временное правительство и готовится к новой революции. А меньшевики вошли во

Временное правительство.

Эсеры Создание партии социалистов-революционеров произошло в 1901-02 годах. Социальную

базу эсеров составляли: интеллигенция, студенты, мелкая буржуазия города и деревни. Главным

теоретиком и видным лидером партии стал Чернов. Целью партии было уничтожение

самодержавия, установление всеобщего избирательного права, политические свободы, выбор

чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение

зарплаты. Эсеры выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности

на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать.

Партия эсеров активно применяла тактику индивидуального террора. Существовавшая в партии

"Боевая организация", возглавляемая Е.Ф.Азефом, подготовила и осуществила убийство

министра внутренних дел В.К.Плеве, уфимского губернатора Н.М.Богдановича, великого князя

Сергея Александровича. В конце 1908 года был разоблачен провокатор Азеф, что нанесло

ощутимый удар по авторитету партии. Партия осудила начало войны с Германией и призывала к

"солидарности трудящихся всего мира". После Февральской революции влияние и численность

партии резко возросли. Эсеры вместе с меньшевиками составляли большинство в Петроградском

Совете рабочих и солдатских депутатов. Партия высказалась за поддержку Временного

правительства и коалицию с буржуазными партиями. В состав правительства от эсеров входили:

Керенский А.Ф., Чернов В.М.и другие. Октябрьский переворот большинство эсеров не приняли и

партия раскололась.

Опыт российского парламентаризма:

Парламентаризм – тип государственного устройства, при котором в структуре органов власти учреждается постоянно действующий, избираемый населением парламент, принимающий законы. По сравнению со странами Западной Европы (в Англии в 1265 г., во Франции в 1302 г.) в России парламент появился очень поздно, и лишь под давлением революции 1905-1907 гг. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором обещал созвать законодательную Государственную думу.

Открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Выборы в нее были не всеобщими. Избирательного права были лишены женщины, солдаты, матросы, учащиеся, батраки. Каждое сословие имело свои нормы представительства: голос 1 помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков.

Выборы были не прямые: для крестьян – четырехступенчатые, для рабочих – трехступенчатые, для дворян и буржуазии – двухступенчатые. Был введен возрастной ценз (25 лет), а для горожан – еще и высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Депутаты Государственной думы избирались на 5 лет. Дума созывалась указами царя. Фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой, был преобразован Госсовет. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Император мог распустить Думу и назначить новые выборы. Тем не менее, некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждать государственный бюджет.

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. Намерения депутатов оказались слишком радикальными, поэтому 9 июля 1906 г. I Государственная дума, проработав 72 дня, была распущена Николаем II.

II Государственная дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.) оказалась еще левее (оппозиционнее), чем первая. Из 542 депутатов 222 (43%) принадлежало к революционным партиям (социал-демократам, эсерам, трудовикам и др.). Представительство кадетов сократилось до 19%. Больше стало правых (консерваторов) – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Вторая Дума успела проработать только 102 дня и тоже была распущена. 3 июня 1907 г. одновременно с

Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон, предоставивший преимущества на выборах помещикам и крупной буржуазии.

III Государственная дума(1907-1912), избранная на основе нового закона, оказалась намного консервативнее предшествующих, а потому проработала весь отведенный ей срок. По новому закону о выборах один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 – мелкой городской буржуазии, 260 – крестьян и 543 – рабочих. Число депутатов от национальных районов сократилось втрое. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Сре

Наши рекомендации