Ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
Известно, что конституционная обязанность каждого - заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Памятник архитектуры, как любой иной объект материальной культуры, подвержен угрозе физической утраты (разрушения). Это связано с процессами естественного старения, которые ускоряют неблагоприятные климатические условия: высокая влажность, стихийные бедствия, атмосферные загрязнения, движение автотранспорта, неправильный режим эксплуатации зданий, снос, пожары и др.
Так, в Санкт-Петербурге пострадали от пожаров многие деревянные здания (например, главный дом усадьбы Ратьковых-Рожновых, дом, в котором В.И. Ленин скрывался от Временного правительства и др.). Также значительный ущерб может нанести ненадлежащего качества реставрация, проводимая с нарушением технических требований.
Отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект.
Из-за воздействия экологических и антропогенных факторов за последнее пятилетие утрачено 9 объектов культурного наследия.
Существует ряд мер, которые позволяют приостановить процессы разрушения:
- сокращение источников загрязнения и вибрации (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников; вывод промышленных предприятий, оздоровление и реновация индустриальных земель);
- снижение уязвимости исторических построек с помощью правильной эксплуатации и ухода за конструкциями, защиты строения от погодных условий, устранения дефектов, ослабляющих структуру, допускающих проникновение и капиллярное движение вод, которые препятствуют дренажам;
- эффективное использование зданий-памятников, достойное их значения и не противоречащее сохранности;
- запрет на применение непригодных и вредных материалов в реставрации, консервации и ремонте;
- физическая защита (усиление дверей, видеонаблюдение, центр контроля и т.п.);
- систематические противопожарные мероприятия.
Необходимо обеспечить обязательное страхование рисков утраты (гибели), повреждения, хищения объектов культурного наследия. Должны быть разработаны нормы и правила содержания и эксплуатации объектов культурного наследия с учетом особенностей этого вида недвижимости.
Методов вечного сохранения не существует. Главная задача - приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения. Все эти положения зафиксированы в Петербургской стратегии сохранения культурного наследия.
В связи с этим необходимо обратить внимание на деятельность Москомнаследия по усилению контроля за соблюдением законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия. В соответствии с докладом председателя Комитета по культурному наследию города Москвы в 2008 г. между Комитетом и Прокуратурой г. Москвы было подписано соглашение о взаимодействии, а также организована работа по следующим направлениям:
- понуждение собственника/пользователя объекта культурного наследия к заключению охранного обязательства;
- понуждение собственника/пользователя объекта культурного наследия к проведению работ по приведению объекта в первоначальный вид;
- изъятие объекта культурного наследия у недобросовестного собственника;
- возбуждение уголовного производства по ст. 243 УК РФ;
- возбуждение административного производства по КоАП РФ и Кодексу города Москвы об административных правонарушениях.
То есть можно говорить о том, что законодательство предусматривает наступление гражданско-правовой ответственности, а также уголовной и административной ответственности за совершение действий, повлекших уничтожение или повреждение памятников архитектуры.
Согласно Положению об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному постановлением СМ СССР от 16.09.1982 г. N 865 (оно применяется до вступления в силу соответствующих нормативных актов, но не позднее 31 декабря 2010 г. в части, касающейся правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ), все памятники истории и культуры, находящиеся на территории страны, охраняются государством.
Данное положение соответствует нормам п. 1 ст. 33 ФЗ "Об объектах культурного наследия", в соответствии с которыми объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения:
- их повреждения, разрушения или уничтожения;
- изменения облика и интерьера;
- нарушения установленного порядка их использования;
- перемещения;
- других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
Кроме того, охрана осуществляется в целях защиты этих объектов от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, можно выделить обязанности, которые необходимо исполнять в целях обеспечения сохранности указанных объектов. К таковым можно отнести:
- гарантия обеспечения сохранности каждого отдельно взятого объекта с присущими ему индивидуальными особенностями и характеристиками;
- запрет на передачу третьим лицам без охранного обязательства;
- при необходимости выполнение работ для сохранения объекта (осуществление ремонтно-реставрационных работ: консервация, ремонт памятника, его реставрация, приспособление для современного использования и др.).
В соответствии со ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" бесхозяйственно содержащимся объектом культурного наследия федерального значения можно считать объект, собственник (пользователь) которого не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения. То есть при наличии указанных действий со стороны собственника или пользователя можно говорить о наличии оснований для изъятия у него объекта (ст. 240 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия" именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Гражданское законодательство содержит общие основания для прекращения права собственности. В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при:
- отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
- отказе собственника от права собственности;
- гибели или уничтожении имущества;
- при утрате права собственности на имущество в случаях, предусмотренных законом.
При этом в п. 2 указанной статьи содержатся основания для принудительного изъятия у собственника, в частности, бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Данное изъятие осуществляется в порядке, установленном ст. 240 ГК РФ.
Но этот порядок действует только в отношении объектов, отнесенных к категории особо ценных.
Согласно ст. 24 ФЗ "Об объектах культурного наследия" решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов РФ может принять Правительство РФ. При этом если объект культурного наследия был включен в Список всемирного наследия, он признается особо ценным объектом культурного наследия народов РФ в первоочередном порядке.
Таким образом, гражданское законодательство (ст. 240 ГК РФ, ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия") предусматривает в качестве способа установления ответственности собственника (пользователя) объекта культурного наследия его изъятие в судебном порядке (на основании соответствующего решения суда) путем выкупа или продажи с торгов.
То есть изъятие представляет собой санкцию за нарушение условий использования объектов культурного назначения.
Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном ГК РФ, то есть изъятие носит возмездный характер.
В данном случае при его изъятии собственнику возмещается стоимость памятника в следующем порядке:
- если объект должен быть выкуплен, его стоимость определяется по соглашению сторон или на основании решения суда;
- при продаже с публичных торгов стоимость можно определить по сумме, вырученной от продажи в ходе проведения торгов. В данном случае собственнику будет выплачена указанная сумма за вычетом расходов на их проведение.
Иначе обстоит дело, когда памятник, который был включен в реестр, был уничтожен. При этом необходимо предоставить доказательства того, что уничтожение объекта произошло по вине либо его собственника, либо пользователя данным объектом, либо владельца земельного участка, в пределах, которых располагается объект археологического наследия. В этом случае земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ.
УК РФ также предусматривает наступление уголовной ответственности за неосторожное уничтожение или повреждение памятников истории и культуры или иных культурных ценностей (ст. 243 УК РФ).
Предметом данного преступления выступают памятники истории и культуры. Согласно ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия" к памятникам истории и культуры народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
При уничтожении указанных объектов они принимают невосстановимый вид, приходят в негодность и не могут использоваться по назначению. Повреждение влечет утрату этих объектов не в полном объеме, порчу значительной их части. Повреждение допускает восстановление изначального вида объекта после проведения ремонтно-реставрационных работ.
Согласно указанной норме, в частности, уничтожение или повреждение памятников истории, культуры наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Если же аналогичные деяния были совершены в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения (в случае если они были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ или перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения согласно Указу Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176, они наказываются штрафом в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.
За нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны предусмотрена административная ответственность (согласно ст. 7.13 КоАП РФ).
Указанные деяния влекут наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.;
- на должностных лиц - от 2 000 руб. до 3 000 руб.;
- на юридических лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб.
Если эти действия (бездействие) были совершены в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны, то наложение штрафа возможно в следующих размерах:
- на граждан - от 2 000 руб. до 2 500 руб.;
- на должностных лиц - от 4 000 руб. до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб.
В том случае, когда вышеперечисленные действия (бездействие) совершены в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, то административный штраф накладывается исходя из следующего:
- на граждан - от 500 руб. до 1 000 руб.;
- на должностных лиц - от 1 000 руб. до 2 000 руб.;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Необходимо дополнительно обратить внимание на то, что приведенные нормы, регулирующие административную ответственность виновных лиц, действуют только в том случае, если указанные действия были совершены в отношении памятников федерального значения (то есть объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры РФ, а также объектов археологического наследия согласно перечню, утвержденному Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176) и уточняется (см., например, Указ Президента РФ от 05.05.1997 г. N 452 "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения").
Административная ответственность согласно рассмотренной ст. 7.13 КоАП РФ наступает в случае невыполнения или нарушения нормативных актов, устанавливающих требования по сохранению и использованию объектов культурного наследия.