Умышленное уничтожение или повреждение имущества. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. (Статьи 167 — 168)

Умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Данное преступление относится к некорыстным преступлениям против собственности.

Будучи совершено без квалифицирующих обстоятельств, это преступление причиняет вред лишь основному непосредственному объекту — собственности в производственной или потребительской сфере.

Предметом данного посягательства выступает чужое движимое или недвижимое имущество. Однако, если имеет место уничтожение или повреждение памятников истории или культуры либо предметов или документов, обладающих исторической или культурной ценностью, содеянное необходимо квалифицировать по статье 243 (уничтожение или повреждение памятников культуры). Аналогичное решение о применении специальной нормы (статьи 267 — приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) следует принимать в случаях разрушения, повреждения или приведения в негодность иным способом такого специфического имущества, как транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование на железнодорожном, воздушном или водном транспорте. Подобный вопрос возникает также в ситуациях, когда умышленно уничтожается или повреждается оружие, боеприпасы или предметы военной техники. Если такое деяние совершает военнослужащий, то он несет ответственность по нормам о воинском преступлении (статья 346), а иные субъекты — по общей норме, содержащейся в статье 167.

Объективная сторона рассматриваемого преступления описывается в законе как уничтожение или повреждение чужого имущества. При этом термины „уничтожение“ и „повреждение“ характеризуют и действия виновных субъектов, и последствия подобных действий.

Уничтожение означает утрату потребительских свойств и экономической ценности имущества, которое прекращает свое существование и не может быть восстановлено.

Повреждение охватывает собой такую степень утраты имуществом своих качеств, при которой оно становится временно или частично негодным для использования по назначению, а стоимость его уменьшается, но после финансовых и трудовых затрат его потребительская и экономическая ценность восстановима. Состав материальный.

Таким образом, последствием преступления следует признавать уменьшение у собственника или владельца наличного имущества по его количеству и (или) стоимости.

Необходимо иметь в виду, что преступлением признается не любое уничтожение или повреждение чужого имущества, а лишь такое, которое повлекло причинение значительного ущерба. Если в частях 2 статей 158 — 160 УК потерпевшим указан конкрет­но гражданин, то в части 1 статьи 167 УК он не назван. Соответственно, значительный ущерб здесь может быть причинен любому лицу — как физическому, так и юридическому. При оценке причиненного физическому лицу ущерба следует руководствоваться примеча­нием 2 к статье 158 УК (не менее 2500 рублей). Если же ущерб причинен юридическому лицу, то необходимо учитывать, кроме стоимости уничтоженного имущества или стоимости восстановления поврежденного иму­щества, также род деятельности, финансово-экономическое состояние лица и т.д.

Субъективная сторона деяния, предусмотренного статьей 167, предполагает прямой или косвенный умысел. Мотивы и цели для квалификации рассматриваемых преступ­лений, согласно закону, роли не играют. Однако их установление важно с точки зрения отграничения от смежных преступлений (предусмотренных, в частности, статьями 205, 212, 213, 214, 281 УК).

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В части 2 статьи 167 предусматривается ответственность за то же деяние, совершенное:

— путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом;

— повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;

— из хулиганских побуждений.

Выделение в законе такого квалифицированного состава преступления, очевидно, обусловлено тем, что в указанных ситуациях деяние посягает на дополнительный объект, которым выступает общественная безопасность.

Прежде всего сам использованный виновным общеопасный способ уничтожения или повреждения имущества, в том числе поджог или взрыв, создает реальную угрозу утраты не только имущества, являющегося предметом посягательства, но и иных ценностей, целых цехов, предприятий, жилых массивов, гибели людей и т.д. В конкретных ситуациях надлежит выяснять, представлял ли произведенный субъектом поджог или взрыв опасность для других объектов (предметов) уголовно-правовой охраны или это происходило на отдалении от них, на изолированной территории. В случае необходимости по этим вопросам может быть назначена экспертиза.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что ответственность по части 2 статьи 167 наступает только в случае реального причинения потерпевшему значительного ущерба. Уничтожение или повреждение имущества с применением огня в условиях, исключающих его распространение на другие объекты и возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также чужому имуществу, исключает вменение в вину общеопасного способа действия.

Если в результате поджога собственного имущества виновным лицом причинен значительный ущерб чужому (либо совместному) имуществу, действия виновного при наличии у него прямого или косвенного умысла надлежит квалифицировать по части 2 статьи 167.

Ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные общеопасным способом, наступа­ет только в случае реального причинения потерпевшему значитель­ного ущерба. Данное обстоятельство (общеопасный характер вы­бранного способа) должно охватываться умыслом виновного.

Что касается второго квалифицирующего признака, то он более отчетливо выражает двухобъектный характер зафиксированного в части 2 статьи 167 преступного деяния. Непосредственным последствием действий виновного выступает уничтожение или повреждение соответствующего имущества, охватываемого умыслом этого лица, а в результате дальнейшего развития событий наступает второе, более отдаленное последствие — смерть человека или иное тяжкое последствие, психическое отношение к которым определяется неосторожной формой вины субъекта. К числу иных тяжких последствий следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью человека, причинение нескольким лицам вреда здоровью средней тяжести, уничтожение целых предприятий, многих домов в населенном пункте и т.п. Отношение к смерти — только неосторожное.

Причинение по неосторожности тяжкого вреда хотя бы одному человеку или средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, оставление потерпевшего без жилья или средств к существованию, отключение потребителей от источников жизнеобеспечения, дли­тельная приостановка работы предприятия и т.п. последствия охватываются понятием „иные тяжкие последствия“.

Если при уничтожении или повреждении имущества общеопасным способом виновный желал либо сознательно допускал наступление тяжких последствий своего деяния, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений: по части 2 статьи 167 и, в зависимости от умысла и наступивших последствий, по части 2 статьи 105 или 111 либо по статьям 112, 115.

Уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиган­ских побуждений — это преступление, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым моральным нор­мам. Оно может быть совершено без повода или с использовани­ем незначительного повода как предлога для уничтожения или повреждения чужого имущества.

Субъектом уничтожения или повреждения имущества при квалифицирующих обстоятельствах может быть вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Деяние, описанное в части 1 статьи 167, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в части 2 — средней тяжести.

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (статья 168).

Данное преступление относится к некорыстным преступлениям против собственности.

Данное преступление по объекту, предмету и другим объективным признакам преступного посягательства во многом совпадает со свойствами аналогичных умышленных деяний, предусмотренных в статье 167. Разница только в том, что в части 1 статьи 168 УК прямо не указано последствие.

Вместе с тем из предметов неосторожного уничтожения или повреждения имущества, зафиксированного в статье 168, следует исключить — для случаев совершения подобного деяния военнослужащим — оружие, боевые припасы или предметы военной техники (статья 347 — Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности).

Что касается учинения рассматриваемых деяний за пределами приведенной специфической ситуации, то они признаются преступлением только при условии, если имело место уничтожение или повреждение имущества:

— в крупном размере, то есть, стоимостью, превышающей 250 тысяч рублей;

— путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Основное отличие между преступлениями, предусмотренны­ми статьями 167 и 168 УК, следует проводить по субъективной сторо­не. Во второй из названных статей ответственность установлена за неосторожное (по легкомыслию или небрежности) уничтоже­ние или повреждение чужого имущества.

Субъектом данного преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности предполагает несоблюдение обычных, элементарных мер предосторожности при обращении с указанными источниками либо отступление от специальных правил использования открытого огня, электрооборудования, самовозгорающихся веществ, сжиженного газа, взрывчатых материалов и т.п. Установление подобных нарушений и их причинной связи с наступившими последствиями возможно с помощью пожарно-технической, химической, электротехнической или иной экспертизы.

Деяния, описанные в статье 168, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Наши рекомендации