Тема 6. Музыкальная фактура
Тема 1. Гармония как философско-эстетическая
И музыкально-теоретическая категория
(1 час)
1. Значение термина «гармония» в музыке, его многозначность, происхождение и этимология. Историческая эволюция понятия «гармония».
2. Гармония в философско-эстетическом (гармония мира) и музыкально-теоретическом аспектах.
3. Учение о гармонии, его предмет и задачи, место среди других разделов теории музыки.
4. Гармония как наиболее специфическая грамматика музыки, как один из главнейших формообразующих факторов музыки, носитель ее конструктивно-логических, выразительных и красочных качеств.
5. Гармония и стиль. Эволюционность гармонического мышления.
6. Роль гармонии в музыкальном целом, соотношения с другими факторами музыкального целого.
7. Гармония и лад:
— понятие лада (по Ю.Холопову), этимология термина, историческая эволюция понятия;
— ладовая система как обобщающее выражение конструктивно-логических основ и закономерностей музыкального мышления;
— соотношение понятий «гармония» и «лад».
8. Классификация ладовых систем (по Ю.Холопову).
9. Характеристика основных типов ладовых систем: экмелика, ангемитоника, диатоника и миксодиатоника, гемиолика, хроматика, микрохроматика.
Библиографический список
1. Берков В. Формообразующие средства гармонии.— М., 1971.
2. Бершадская Т. Лекции по гармонии.— Л., 1978.— С. 64-68; 81-84.
3. Гармония // Музыкальная энциклопедия.— М., 1973. — Т. 1 — С. 907-931.
4. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.— С. 130-162.
5. Лад // Музыкальная энциклопедия.– М., 1976.— Т. 3. — С. 130-143.
6. Мазель Л. Проблемы классической гармонии.— М., 1972.
7. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.— С. 126-127; 291.
8. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей.— М., 1973.
9. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс.— М., 1988.
10. Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада.— М., 1972.
Тема 2. Теория функций
(1 час)
1. Понятие функции (определения Ю.Тюлина, Т.Бершадской, Ю.Холопова, В.Беркова, И.Способина).
2. Типология ладовых функций (по Ю.Холопову).
3. Характеристика основных тональных функций:
— главные элементы;
— функциональные модификации главных элементов;
— основной тон тональности, функции, аккорда;
— логика тональных функций; формула T-S-D-T как основной закон функциональной тональности.
4. Переменные функции. Различие переменности функций и ладовой переменности.
5. Побочные функции.
6. Функции высшего порядка.
7. Историческое развитие функциональных взглядов в области гармонии.
Библиографический список
1. Берков В. Учебник гармонии.— М., 1970.— С. 34-49.
2. Бершадская Т. Лекции по гармонии.— Л., 1978.— С. 64-68; 81-84.
3. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.— С. 130-162.
4. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.— С. 590-592.
5. Способин И. Лекции по курсу гармонии.— М., 1969.— С. 24-30.
6. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии.— М., 1965.— С. 55-77; 102-117.
7. Функции ладовые // Музыкальная энциклопедия. — М., 1981.— Т. 5. — С. 999-1002.
8. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс.— М., 1988.— С. 242-275; 297-299; 305-311; 319-323.
Тема 3. Степени и виды родства тональностей
(1 час)
1. Проблема родства тональностей в отечественном музыкознании:
— музыковеды, разрабатывавшие проблему родства тональностей;
— звукорядный (общие ключевые знаки) и функциональный (общие аккорды) подходы к решению проблемы;
— сложность решения проблемы в связи с эволюцией ладового мышления и многообразием ладовых систем в ХХ веке.
2. Теория степеней родства:
— Н.Римского-Корсакова;
— музыковедов Московской консерватории (бригадный учебник);
— Ю.Тюлина и Н.Привано;
— критические взгляды Л.Мазеля на проблему степеней родства тональностей.
3. Теория видов родства тональностей:
— определение вида родства тональностей по И.Дубовскому, ошибка в его систематике;
— система видов родства тональностей Скребковых (основана на принципе одноименности);
— два варианта систем видов родства тональностей И.Способина (принять за основу второй вариант, объединяющий 6 групп тональностей попарно);
— система видов родства тональностей Т.Тифтикиди (основана на принципе однотерцовости);
— критическая оценка всех систем видов родства тональностей.
4. Проблема родства тональностей в условиях особых диатонических ладов.
5. Проблема родства тональностей в индивидуализированных ладовых системах ХХ века (на примере ладов Д.Шостаковича).
Библиографический список
1. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.
2. Должанский А. О ладовой основе сочинений Шостаковича // Черты стиля Шостаковича.— М., 1962.
3. Дубовский И. Модуляция. — М., 1967.
4. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. — М., 1987.
5. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972.— Гл. 8.
6. Мюллер Т. Гармония. — М., 1976.— С. 152-156.
7. Римский-Корсаков Н. Учебник гармонии.— М., 1952.
8. Родство тональностей // Музыкальная энциклопедия. — М., 1978.— Т. 4.— С. 678-680.
9. Скребков С., Скребкова О. Хрестоматия по гармоническому анализу.— М., 1978.— С. 3-6; 183..
10. Способин И. Лекции по курсу гармонии.— М., 1969.— Гл. 4.
11. Тифтикиди Т. Виды родства тональностей // Вопросы теории музыки.— М., 1970.— Вып. 2.
9. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии.— М., 1965.
12. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева.— М., 1967.— С. 321; 325.
Тема 4. Секвенции (САМОСТОЯТЕЛЬНО!)
(1 час)
1. Понятие и общая характеристика:
— определение секвенции, мотива, звена, шага, направления;
— происхождение термина и его эволюция;
— мелодическая природа секвенции;
— конструктивная (средство развития, модуляции, «усиленный повтор» по Э.Курту) и выразительная роль секвенций в музыке;
— связь отклонения и секвенций.
2. Классификация секвенций:
— по В.Беркову и Ю.Холопову на основе двух признаков: ладозвукорядного (диатонические и хроматические) и тонально-композиционного (однотональные и модулирующие);
— другие варианты классификации секвенций (Ю.Тюлина и Н.Привано, бригады МГК, С. и О. Скребковых).
3. Строение секвенций:
— структурное и функциональное строение мотива, составные мотивы;
— типизированные формы секвенций: «золотая секвенция», доминантовые и субдоминанто-доминантовые эллиптические цепочки.
4. Процесс секвенцирования: количество звеньев, типичные интервалы перемещения диатонических и хроматических секвенций, проявление переменных функций в звеньях, связи между звеньями.
5. Варьирование в секвенциях, строгие и свободные секвенции:
— изменение шага и направления секвенцирования;
— изменения внутри звеньев (сокращение звена, дробление, мелодические, гармонические, фактурные изменения);
— переход диатонической секвенции в хроматическую и наоборот.
6. Различные масштабы проявления секвентного принципа:
— микросеквенцирование (параллельные секстаккорды, септаккор-ды и пр.);
— макросеквенцирование – параллельные проведения (Б.Асафьев), консеквенции, секвенции на расстоянии (И.Способин), период секвентного типа.
7. Секвенции в музыкальной форме:
— в периоде;
— в простых формах;
— в сонатной форме.
8. Исторический обзор развития секвенций в музыке XVII-XIX вв.:
— секвенции в музыке барокко: преобладание диатонических нисходящих секвенций с небольшим объемом звена и большим количеством звеньев; секвенции как средство гармонического развертывания; секвенции в модуляционном процессе;
— секвенции в музыке венских классиков: преобладание хроматических секвенций 1-го рода в восходящем направлении, вычленение и секвенцирование мотивов основного тематизма, секвенции как средство разработки;
— секвенции в романтической гармонии: преобладание хроматических секвенций 2-го рода, разнообразие размеров звена; варьирование в секвенциях; экспозиционное положение секвенций; отсутствие местных тоник в звеньях; секвенции как средство ладового и гармонического колорирования.
Библиографический список
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.— Л., 1971.— С. 163.
2. Берков В. Гармония и музыкальная форма. — М., 1962.
3. Берков В. Учебник гармонии. — М., 1970.
4. Берков В. Формообразующие средства гармонии.— М., 1971.
5. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.
6. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. — М., 1987.
7. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера.— М., 1975.— С 307; 312-331.
8. Мюллер Т. Гармония. — М., 1976.— Гл. 2.
9. Секвенции // Музыкальная энциклопедия.— М., 1978.— Т. 4.— С. 903-908.
10. Скребков С., Скребкова О. Хрестоматия по гармоническому анализу.— М., 1978.— С. 50-55; 210-218.
11. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии.— М., 1965.
Тема 5. Органные пункты, педали, остинато (САМОСТОЯТЕЛЬНО!)
(1 час)
1. Общее понятие об органных пунктах, педалях, остинато:
— определение педалей, органного пункта (по Т.Мюллеру или Муз. энциклопедии);
— дифференциация терминов «органный пункт», «выдержанный звук», «педаль»;
— происхождение органных пунктов в народной и профессиональной музыке.
2. Общая характеристика ладовой функциональности при органных пунктах:
— ладофункциональное назначение продления баса как фундамента гармонии;
— обоснование функциональных и ритмических условий введения органного пункта;
— специфика функциональных отношений между органным пунктом и надстройкой.
3. Классификация органных пунктов (по В.Беркову):
— по ладовой функции (на I, IV, V ступенях, на III ступени в миноре), функциональное различие двойных квинтовых и квартовых органных пунктов;
— по композиционной функции (экспозиционные и предыктовые органные пункты, их типовые и обновленные варианты).
4. Фактурная характеристика органных пунктов:
— органные пункты и выдержанные звуки как носители самостоятельной фактурной функции;
— фигурационное изложение органных пунктов (ритмическая, гармоническая, мелодическая фигурации);
— отличия между остинато как фигурированным органным пунктом и basso ostinato как вариационной формой.
5. Гармоническое изложение на органном пункте:
— количество голосов и характер их движения;
— роль секвентности;
— новые явления в гармонии, возникшие благодаря органным пунктам и выдержанным голосам.
6. Исторический обзор развития органных пунктов в европейской музыке XVII-XX вв.:
— органные пункты в музыке барокко (на примере И.С.Баха);
— органные пункты в музыке венских классиков (на примере Л.Бетховена);
— органные пункты и выдержанные звуки в колористическом и жанровом значении в музыке XIX века;
— роль многообразных органных пунктов, педалей и остинато в современной музыке.
Библиографический список
1. Берков В. Гармония и музыкальная форма. — М., 1962.
2. Берков В. Формообразующие средства гармонии.— М., 1971.
3. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.
4. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. — М., 1987.
5. Мюллер Т. Гармония. — М., 1976.
6. Органный пункт // Музыкальная энциклопедия.— М., 1978.— Т. 4.— С. 77-78.
7. Остинато // Музыкальная энциклопедия. — М., 1978.— Т. 4. — С. 129-130.
8. Скребков С., Скребкова О. Хрестоматия по гармоническому анализу.— М., 1978.— С. 129-139.
9. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации.— М., 1976-1977.— Кн. 1-2.
10. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. — М., 1988.
11. Цуккерман В. Музыкально-исторические очерки и этюды.— М., 1970-1975.— Вып. 1.— С. 234-236; Вып. 2.— С. 89.
Тема 6. Музыкальная фактура
(1 час)
1. Понятие фактуры, музыкального склада, характеристика их соотношения.
2. Понятие фактурной функции, ее носителя; разновидности фактурных функций.
3. Классификация музыкальных складов и типов фактуры Ю.Тюлина и Н.Привано.
4. Классификация музыкальных складов и типов фактуры З.Визеля.
5. Фактурные планы и пласты, голос как первичный носитель фактурной функции, количество планов в различных складах фактуры.
6. Средства расчленения и сближения фактурных планов.
7. Общность и различие понятий «гетерофония», «дублировка голосов», «аккордовый склад», «подголосочная полифония».
8. Мелодическая и гармоническая фигурации в гармонии, неаккордовые звуки.
9. Связь между фактурой и гармоническим пульсом, нормы гармонической пульсации в различных метрах.
10. Акустическая и колористическая характеристики тесного и широкого расположения аккордов в различных регистрах.
11. Характеристика типов фактуры в музыке композиторов-классиков и композиторов-романтиков.
Библиографический список
1. Берков В. Гармония и музыкальная форма. — М., 1962.
2. Берков В. Формообразующие средства гармонии.— М., 1971.
3. Визель З. О классификации типов фактуры // Проблемы музыкальной фактуры. — М., 1978.
4. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.
5. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. — М., 1987.
6. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации.— М., 1976. — Кн. 1.— Гл. II, IV.
7. Фактура // Музыкальная энциклопедия.— М., 1981.— Т. 5.— С. 754-761.
8. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. — М., 1988.
Тема 7. Аккорд в классической гармонии (САМОСТОЯТЕЛЬНО!)
(1 час)
1. Определение аккорда (Ю.Тюлин, С.Григорьев, Т.Бершадская, Ю.Холопов).
2. Дифференциация понятий «аккорд», «созвучие», «сочетание», «вертикаль» (по Ю. Холопову).
3. Акустическое и функциональное обоснование терцового строения аккордов:
— принцип терцовой индукции Л.Мазеля;
— критика его теории Ю.Холоповым и Т.Бершадской;
— условия существования аккорда (по Т.Бершадской).
4. Типовые аккордовые структуры и их ладогармонические функции.
5. Логическая структура аккорда (по Ю.Холопову):
— внутриаккордовые функции;
— линейная функциональность тонов аккорда;
— тональная функциональность;
— фонизм аккорда.
6. Соотношение функциональности и фонизма.
7. Проявление образной семантики в аккордах.
8. Роль аккордов в инструментальной музыке XVII-XVIII вв.
9. Пути эволюции аккорда в романтической гармонии.
Библиографический список
1. Аккорд // Музыкальная энциклопедия.— М., 1973.— Т. 1.— С. 81-82.
2. Бершадская Т. Лекции по гармонии. — Л., 1978.
3. Гомофония // Музыкальная энциклопедия.— М., 1973.— Т. 1.— С. 1047-1055.
4. Григорьев С. Теоретический курс гармонии.— М., 1981.
5. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. — М., 1987.
6. Мазель Л. Проблемы классической гармонии.— М., 1972.— Гл. 5.
7. Музыкальный энциклопедический словарь.– М., 1990.— С.22-23; 143-147.
8. Мюллер Т. Гармония. — М., 1976.— С. 152-156.
9. Скребков С., Скребкова О. Хрестоматия по гармоническому анализу.— М., 1978.
10. Способин И. Лекции по курсу гармонии.— М., 1969.
11. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии.— М., 1965.
12. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс.— М., 1988.
Тема 8. Книга М.Этингера «Раннеклассическая гармония»
(2 часа)
1. Общая характеристика раннеклассической гармонии. Соотношение мелодического и гармонического начал, полифонии и гомофонии, гармонии и контрапункта.
2. Ладовая организация раннеклассической гармонии:
— мажор и минор, истоки двуладовости, причины превалирования минора;
— натуральный мажор и гармонический минор как ладовая основа гармонии XVIII века;
— соотношение диатоники и хроматики;
— использование элементов старых диатонических ладов как проявление модального мышления.
3. Гармония начальных построений и кадансов:
— начальные обороты и кадансы как зоны формирования тонально-гармонической логики;
— превалирование полных функциональных оборотов в гармонии начальных построений;
— разнообразие гармонических средств в каденционных построениях, разновидности прерванных каденций, ретардационный каданс.
4. Средства развития в раннеклассической гармонии:
— секвенции (преобладание диатонических секвенций, «золотая секвенция» как наиболее распространенный типизированный вид секвенции в гармонии XVIII в.);
— модуляции (мелодические и мелодико-гармонические модуляции, специфика функциональных и секвентных модуляций, введение в практику энгармонической модуляции через уменьшенный септаккорд);
5. Гармония и музыкальная форма:
— тональные планы;
— особенности направления тонального движения в форме;
— формообразующие средства гармонии;
— проявление рудиментов модальности в тональных планах.
Библиографический список
1. Этингер М. Раннеклассическая гармония. — М., 1979.
Тема 9. Книга Л.Мазеля «Проблемы классической гармонии»
(2 часа)
1. Глава I:
— социальное назначение и содержание музыкального искусства, которому «служила» классическая гармония;
— развитие инструментальной музыки как показатель эмансипации музыкального искусства;
— назначение гармонии в музыке как самостоятельном виде искусства;
— связь классической гармонии с формой, ритмом, фактурой, сложившимися в новом искусстве;
— соотношение выразительных и организующих начал в классической гармонии.
2. Глава II:
— соотношение мелодии и гармонии в плане ладообразования, рационального и эмоционального, общего и индивидуального;
— классическая гармония как грамматическая категория;
— соотношение функций мелодии и гармонии в плане формообразования на разных уровнях.
3. Глава III:
— оппозиция эмоционального содержания в контрасте мажора и минора и их соотношение в классической музыке;
— возможности укрупнения функциональных отношений в гармонии, пределы укрупнения в других средствах;
— процессуально-динамическая сторона содержания музыки и ее воплощение через гармонию;
— анализ типовых гармонических оборотов T-D-D-T, T-D-T-D и тональных соотношений в сонатной форме.
4. Глава IV:
— связь функциональности аккордов с фонизмом;
— связь функциональности аккордов с голосоведением;
— мелодический и гармонический подходы к объяснению мажорного лада.
5. Глава V:
— аккорд и случайное сочетание, единый принцип строения аккордов как условие их эмансипации;
— сравнение акустических и функциональных свойств интервалов секунды и терции;
— структурный и функциональный подходы к определению аккорда;
— терцовая индукция и функциональность, аккорд как отражение лада;
— терцовая вертикаль и мелодическое движение.
6. Глава VI:
— два источника формирования доминантовой функции, характеристика автентического оборота;
— характеристика субдоминантовой функции и плагального оборота;
— механизм действия оборота T-S-D-T, характеристика К46 и эволюция кадансового оборота;
— понятие ладового тяготения;
— функциональные группы в классической гармонии;
— расположение главных трезвучий в ионийском и эолийском ладах, организующая роль тритона;
— соотношение интервально-конструктивной и опорно-стержневой основ высотной организации лада;
— свойства классической тональной системы.
Библиографический список
1. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. — М., 1972.— Гл. 1-6.
Тема 10. Книга Э.Курта «Романтическая гармония
и ее кризис в «Тристане» Вагнера»
(2 часа)
1. Классицизм и романтизм как выражения различных типов мироощущения художника (с. 11-12; 27-46; 49-50).
2. Трактовка тоники, атоникальность романтической гармонии (с. 100; 109; 125-131; 171-172).
3. Красочные эффекты применения трезвучий (с. 103; 125-126; 143-149; 158-179; 189).
4. Усиление значения диссонирующих аккордов и способы продления неустойчивости (с. 59; 86-87; 122-125; 136-137; 164; 220-236; 240-248).
5. Обилие отклонений у романтиков и новое применение побочных доминант (с. 106-116; 138-143; 181; 242).
6. Новые условия введения неаккордовых звуков; созвучия мелодического происхождения как надстройка над основными гармоническими оборотами (с. 119-124; 182-198; 221; 335).
7. Линеарно-мелодическое преобразование гомофонного склада, мелодический поток (с. 214-227; 297-298; 323; 332; 341-352).
8. Альтерация как отражение мелодических тяготений; аккордовая альтерация (с. 56-59, 93-94, 107, 108, 143, 146, 180-182, 196-200).
9. Энгармонизм как расширение модуляционных возможностей аккордовых и неаккордовых структур (с. 70; 75; 77; 83-87; 182; 202-217; 267-268).
10. Обособление и индивидуализация аккорда и гармонического оборота, образование лейтгармонии (с. 94-95; 243-251; 252-253; 269; 279-286).
11. Состояние тональности – внутренние и внешние изменения: «разрыхление» и непрерывная модуляционность (с. 272; 287-298; 299; 306-308).
12. Анализ первого аккорда и гармонического оборота в «Тристане», а также энгармонической модуляции в кульминации вступления в связи с образной символикой (с. 54-57; 70-74).
13. Экспрессивные и импрессивные начала в романтической гармонии (с. 77; 94; 291-293; 354-356).
Библиографический список
1. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера». — М., 1975.