Предпосылки и причины реформационного движения
Тезис о Реформации вполне согласуется с наши тезисом: в основе средневекового мира и главным организующим стержнем средневекового мира, наряду с семейно - родственными и династическими скрепами, выступает церковь. Средневековый запад уникален помимо всего прочего и монизмом религиозной культуры. Церковь, вне зависимости от кризисов, вне зависимости от Авиньонского пленения сумела достаточно глубоко контролировать недра общественного сознания. Вера сплачивала людей, и это позволило церкви на исходе 15 века вновь восстановить внутреннее единство.
Именно этот момент предполагает особое внимание к Реформации, и именно этот момент обязывает нас в первую голову начать правильные рассуждения по поводу раннего нового времени и истории раннего нового времени именно с Реформации. Почему? Потому что Реформация Мартина Лютера, протестантских богословов, второго поколения после Лютера, взломала это внутреннее единство западного мира. Реформация окончательно разрушила единство католической церкви. Как бы мы ни относились к Лютеру, как бы католическим богословам не хотелось бы в 20 веке, в эпоху возросшей конфессиональной внутрихристианской толерантности, как бы ни хотелось это протестантским богословам Англии и Германии, примирить Лютера с католицизмом, с классической латинской церковью, как бы ни хотелось простить и оправдать Лютера, факт остается фактом: Лютер и Реформация стали главной трагедией католического мира и католической церкви за всю ее историю. Вот уже 5 веков десятки миллионов людей, десятки европейских стран выросли за пределами ниши католической церкви. Это тяжелая драма. И католические богословы справедливо указывают на Лютера, при всей своей терпимости, как на символа этого раскола. Конечно, не один Лютер повинен в конце этого единства, но Лютер стал символом и мощным локомотивом этого разрушения. Ни один из богословов и теоретиков церкви до Лютера не нанес церкви столь глубоких ран. Ни один из них, даже Гус, который вызвал отпадение Богемии, вызвал знаменитые Гуситские войны, который привел фактически Чехию к автономному анклаву в рамках европейского сообщества, ни один из них несомненно не становится более с Лютером, Лютер оказался сильнее.
Поэтому вполне логично нам начать разговор с анализа предпосылок, движущих сил Реформации и посмотреть на то, как мы будем периодизировать эпоху 16-17 веков под углом зрения этих реформационных процессов и перемен.
В учебнике главный раздел посвящен Реформации. Реформация, торжество лютеранского богословия. Эта Реформация охватывает 1-ю половину 16 века. Далее во 2-й половине 16 века наступает католическая реакция, попытка католической церкви отбить отнятое. Этот период обозначается термином контрреформация. В 17 веке – рассказ о 30-летней войне, всеобщий европейский конфликт, который подытожил религиозное противостояние предыдущего века. Это классическая схема. Это 3 части.Хронология о 3-х частях впервые будет сформулирована не российскими специалистами, а немецкими протестантскими авторами в 19 веке.
У истоков этой концепции стоял выдающийся немецкий историк Леопольд фон Ранке. Он объявил, что вся немецкая история нового времени (тогда еще термин раннего нового времени не существовал) это новое время в 3-х частях.
Часть (1517-1555). Открывается победным триумфальным шествием лютеранской Реформации. Здесь в качестве исходной посылки 1517 год, когда Лютер публикует свои тезисы … Завершается 1555 годом. В этот год немецкие лютеране получили свободу вероисповедания в землях Священной Римской империи, наряду с католиками. 1555 год часто называется датой Аугсбургского религиозного мира, где было подписано итоговое соглашение после многолетней борьбы между немецкими католиками и лютеранами.
2-я половина 16 века – попытка интернационального злого католицизма, ведомого иезуитами, папами, повернуть лицо истории вспять. Это попытка конрреформации, это организованная католическая реакция. Католицизм пытается вернуть утраченное, пытается подвить движение Мартина Лютера.
Ранке выделил белое и черное в истории Европы, в истории 16 века. Светлая страница – 1-я половина 16 века, Реформация – это хорошо, это рывок в сторону прогресса, это крушение католического универсализма. 2 –я полвина 16 века – черное пятно, это попытка реванша католических сил. Заканчивается кровавым побоищем 30-летней войны – 1-я половина 17 века. 30 лет противостояния между европейским протестантизмом и европейским католицизмом.
1648 год ставит точку в истории этой 30-летней драмы. Подписывается Вестфальский мир, который был весьма пышно отмечен 8 лет назад в Европе. Этот мир приведет к рождению новой системы европейских государств, к рождению международного права, который провозгласит религиозную толерантность католиков и протестантов, уравновесит их в правах.
С конца 19 века этот протестантский взгляд легко усваивается в русских университетах. Почему? Так получилось исторически. Российская историческая наука наиболее часто общалась с немецкой исторической наукой. Россия и Германия – как два брата-близнеца. Это и европейское партнерство, и частые войны и очень мощный культурный обмен. Кроме того, православной России всегда импонировала антикатолическая протестантская точка зрения немецких историков. Поэтому эта концепция Леопольда фон Ранке довольно быстро будет усвоена в российских высших школах и перекочует на страницы учебников новой истории.
Неизменной она остается до сих пор. И до сих пор в ваших учебниках вы можете прочитать слова о католической феодально-аристократической реакции, о прогрессивном деле Мартина Лютера, и о 1648 годе, который маркировал очень важный рубеж в истории европейского сообщества.
Европейская наука несколько иначе трактует все эти события, и иначе вносит периодизацию в историю этих 1,5 веков: 16 и 1-й половины 17 века.
Во 2-й половине 20 века европейские ученые, английские и немецкий, находясь под влиянием совсем иных воззрений, иначе формулируют свою концепцию Реформации и религиозной борьбы 16-17 века. Эта концепция в грубых очертаниях выглядит следующим образом: Реформация возникла на объективной почве позднесредневекового религиозного движения. Борьба за реформу церкви развернулась задолго до Лютера. Лютер был одним из представителей этой реформы. В ходе самой реформации с самого начала и параллельно лютеранской реформации возникло несколько типологически схожих религиозных движений. Да, конечно, был Лютер, который возглавил одно направление богословской мысли, в развитии религиозной идеи. Но почти одновременно с этим на европейскую арену выступает Кальвинизм. Жан Кальвин, его учение и учение европейского кальвинизма, которое во многом отлично от лютеранства. И мы с вами увидим, что лютеране очень часто предпочитали блокироваться с папистами, католиками, нежели с кальвинианами. Разногласия между ними были достаточно большими. Плюс к этому, почти одновременно с выступлениями Лютера в недрах самой римской курии, в Ватикане возрождается идея возрождения, о реформе собственно католической церкви.
Вывод такой: 16 век нельзя делить на эпоху Реформации и контрреформации. 16 век это борьба 3-х параллельных потоков религиозного движения: лютеранства, кальвинизма и католической реформы. Сама католическая церковь не только боролась с протестантизмом, она и внутренне преображалась. Она пыталась внутренне реформироваться. Поэтому старая схема Ранке: светлое начало – Реформация, темное начало – католическая реакция, она….. Почему? Она обижает католических историков. Общепринято во французской исторической науке, что именно католическая реформа 16 века помогла сплотить французов в единую нацию, именно французский католицизм сумел погасить последние очаги провинциального сепаратизма, сепаратизма провинциальной знати. Эта же точка зрения заверяется испанскими и итальянскими историками. Испанский католицизм формирует единый литературный язык испанского народа, единое общество испанских подданных мадридского короля. Католицизм в Италии это последний взлет Ренессанса, эпохи возрождения. Возрожденный католицизм 16 века сыграет свою положительную роль именно как локомотив прежде всего в культурном развитии этих южных средиземноморских народов.
Второй момент. Все эти 3 религиозных потока не могли повиснуть в воздухе, они естественно развивались не просто так. И лютеране, и кальвинисты католики нового образца 2-й половины 16 века, церковные структуры нуждались в общественной поддержке. Поэтому историки считают, что 16 век это уникальный век в истории запада. Общество как бы заново срасталось с церковными течениями. Возникает феномен своего рода второй христианизации запада. Почему? Потому что население, исповедовавшее протестантскую форму веры, нуждалось в воцерковлении, в правильной церковной дисциплине, как это было много веков назад. Мы наблюдаем соединение и государственных структур, и общественных структур, и семьи, и города, и села с этими новыми конфессиями. Иными словами, эти новые религиозные вероисповедания стали общим интегралом общественного развития запада в 16-17 веках. Любая вера нуждается в социальном овеществлении, нет веры без носителей этой веры. Новые протестантские конфессии, в том числе возрожденная католическая церковь, нуждалась в этом. 16 век и даже 17 век по мысли этих историков – это история врастания этих новых вероисповеданий в общественную толщу. Новые вероисповедания пускают корни в обществе, и общество воцерковляется. Оно развивается под мощным религиозным влиянием.
Как назвать эту эпоху? Историки (прежде всего немецкие) договорились в конце 20 века величать эту эпоху конфессиональной эпохой, или эпохой конфессионализации. Любой здравомыслящий человек вправе задать вопрос: а что, были какие-то эпохи в средневековой Европе неконфессиональные? Конечно, Европа Карла Великого – конфессиональная, все исповедовали догматы латинской католической церкви. Точно также конфессиональна православная Россия в средневековье. Точно также конфессионален мир исламских народов. Речь идет о другом, речь идет о специфике именно 16-17 века, когда на базе раскола единой католической церкви, разрушенной под ударами Лютера, Кальвина, возникнет несколько родственных направлений, и эти родственные направления хотели жить, развиваться, и для этого нуждались в поддержке со стороны общества. Идет воцерковление общества на почве этих новых религиозных вероисповеданий. И только в этом смысле мы вправе говорить о конфессиональном обществе и о процессе конфессионализации запада в 16-17 веках. По мысли многих историков этот процесс не будет закончен даже в 17 веке.
Крупнейший представитель и главный автор всех этих направлений немецкий историк Хайнц Шиллинг. «Пробуждение и кризис в Германии 1517-… год». Он изобрел этот термин, и он сформировал вокруг себя школу исследователей, которые пытаются по-новому … . Но в любом случае нам приходится начать с Реформации.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ.