II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой В и звуками, которые она обозначает, научитесь писать заглавную и строчную букву.
1. Звукобуквенный анализ слов «ветка», «волна».
– Отгадайте загадку:
В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует – бежим по воде.
(Волны.)
– Рассмотрите схемы. Какая схема по количеству клеток совпадает с числом звуков в слове «волны»?
– Проведите звукобуквенный анализ слова самостоятельно.
Коллективно проводится анализ слова «ветка».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить данные звуки.
Показ образца буквы.
На что похожа буква?
Видишь: девочка Алёна
Держит трубку телефона.
Трубка телефонная –
Буква В огромная,
Может слушать и молчать,
На вопросы отвечать.
В. Степанов
Букву В верблюд двугорбый
На спине таскает – гордый.
Одногорбому обидно –
Буквы В на нём не видно.
С. Островский
– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз. Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
– Чем похожи и чем отличаются эти слова? (В этих словах по 5 звуков, по 5 букв, по 2 слога; в слове «ветка» ударный первый слог, а в слове «волна» – второй.)
2. Игра «Живые буквы».
Проводится со словами «ветка» и «волна».
Цель игры: отработать умения соотносить звуковой и буквенный состав слов.
Учитель называет звуки: [в’], [а], [к’], [т], [э]. Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка».
– Почему не получилось слова? (Нет буквы к.)
– Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место? Теперь прочитайте слово.
– Свое место занимает ученик, у которого буква:
• ударного гласного звука;
• первого твёрдого согласного звука;
• первого согласного звука;
• гласного безударного звука;
• четвёртого звука.
– Уберите буквы со схем в следующем порядке:
• буква, которой обозначен первый мягкий согласный звук слова «ветка»;
• буква, которой обозначен первый твёрдый согласный звук слова «волна»;
• буква четвёртого звука в слове «ветка»;
• третья и четвёртая буквы слова «волна».
– Расскажите об оставшихся буквах.
– Какая буква в слове «ветка» обозначает мягкий звук, а в слове «волна» – твёрдый? Приведите свои примеры слов на букву в.
– Для записи каких слов потребуется заглавная буква?
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Работа в прописях.
Работа с образцом заглавной буквы В.
– Сравните печатный и письменный варианты написания заглавной буквы В.
– Рассмотрите образец заглавной буквы В. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы В. (Заглавная буква В состоит из трех элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, поднимаемся над нижней линией рабочей строки, ведем округлую линию, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вверх; не доходя до точки начала письма, пересекаем написанную линию. Далее пишем округлую линию вправо, ведем овал вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки влево, доводим до нижней линии; чуть поднимаясь над нижней линией рабочей строки, заканчиваем письмо буквы.)
Инструктаж о положении прописей на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.
Запись заглавной буквы В; имен собственных по образцу.
– Прочитайте слова, которые вы написали. Какое слово лишнее? (Волга.)
Учитель демонстрирует подборку фотографий или слайдов о Волге.
– Буква Вгордится тем, что Волга-матушка, как её называют люди, начинается с буквы В.
А на букву В, друзья,
Знаю многие слова:
Вездеход, водопровод,
Ветер, воздух, вертолёт.
Вероника, внучка, внук,
Витя, Вова и верблюд.
Виноград, варенье, вышка,
Водолаз, волна и вспышка.
Много слов на букву В –
Веселее в букваре!
И. Горбачёва