Урок № 44. Все мы родом из детства. Алексей Николаевич Толстой. Глава «Солнечное утро» из повести «Детство Никиты».
Цели:1. Знакомство учащихся с биографией писателя.
2. Развитие навыка самостоятельного чтения молча.
3. Развитие умения представлять прочитанное, делать словесные рисунки.
4. Воспитание доброжелательности, щедрости.
После проверки домашнего задания учитель переходит к знакомству с творчеством Алексея Николаевича Толстого. Слово учителя:
«В истории русской литературы фамилия «Толстой» оказалась трижды известной среди писателей. Это — Лев Николаевич
Толстой, Алексей Николаевич Толстой и Алексей Константинович Толстой. С творчеством для детей Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомились в третьем классе. (Вспомните его рассказы «Прыжок», «Акула», «Лев и собачка»). Алексей Константинович Толстой не писал произведений для детей, а вот у Алексея Николаевича Толстого, кроме произведений для взрослых, есть целый ряд сказок и повестей для детей.
Он родился в 1883 году и прожил до середины прошлого века. Мать его была детской писательницей и её способности передались сыну. Детство мальчика прошло на степном хуторе возле российского города Самары. Впечатление детства потом найдут отражение в его биографической повести «Детство Никиты». Никита — это сын писателя и ему он посвятит свою повесть. В повести описан один год из жизни десятилетнего Никиты перед поступлением его в гимназию.
Детство Никиты — счастливое и весёлое. Он любит искристую снежную зиму, катание на санках, обожает Новый год и веселится на новогодней елке, радуется приходу весны, ездит верхом на лошади, готовится к поступлению в гимназию со своим учителем Аркадием Ивановичем. Умеет Никита и дружить с сельскими ребятами. В дружбе он верный и доброжелательный.
Писатель любит не только своих героев, но и русскую природу. Она у него радостная, полная красок, жизни в каждую пору года. Вся повесть «Детство Никиты» согрета любовью к своему родному краю, светлой памятью о раннем детстве. Главы из этой повести мы начнем сегодня читать.
Алексей Николаевич Толстой известен также творческим пересказом книги итальянского писателя Коллоди «Пиноккио или Похождения деревянной куклы». Сам будущий писатель ещё в детстве прочитал её, а затем стал пересказывать своим сверстникам. Но книжка потерялась, и он стал придумывать свои истории, о деревянной кукле — по-итальянски — буратино, которых в книге не было. Затем, уже будучи писателем, он написал сказку «Золотой ключик или Приключения Буратино». Вы знаете эту сказку и помните, как деревянные куклы, Буратино и его друзья, боролись за освобождение от злого и жадного хозяина Карабаса Барабаса. И вы, конечно, на стороне Буратино, этого находчивого, предусмотрительного, хотя и не лишённого недостатков мальчика. Вместе с Буратино и его героями мы учимся добру и справедливости. (По ходу беседы можно спросить у четвероклассников, какие интересные эпизоды из книги им особенно запомнились, понравились).
По сюжету сказки Алексей Николаевич создал пьесу и сценарий кинокартины. Фильм «Приключения Буратино» ребята, конечно же, видели.
А ещё Алексей Николаевич Толстой любил произведения устного народного творчества. Писатель изучал мудрые русские пословицы, загадки, песни, былины, сказки. Он рассматривал разные варианты русских народных сказок, слушал их в исполнении сказителей и решил сам на основе народных сказок написать литературные. То есть он обрабатывал сюжеты народных сказок, создавал в них меткие и правдивые характеристики героев, умело соединял народный и литературный язык. Так у писателя появился целый ряд сказок о животных, которые затем вошли в сборник «Сорочьи сказки». В сборнике есть и сказка, посвященная сороке с одноименным названием «Сорока», которую вы читали во II классе. Учитель может пересказать её близко к тексту либо перечитать. Сказочка короткая и много времени не займет. Зато важно вспомнить, как Алексей Толстой высмеивает жадность и как использует народный язык, народную присказку: «За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой».
Следующий этап урока — самостоятельное чтение молча учащимися первой главы «Солнечное утро» из повести «Детство Никиты». Затем ребята перечитывают текст вслух «по цепочке», отвечают на вопросы по его воспроизведению и учитель даёт задание: просмотреть текст и подумать, какие рисунки и в какой последовательности можно к нему сделать. Учащиеся по очереди описывают рисунки словами. Особое внимание необходимо уделить описанию скамейки-санок. Для лучшего представления детей можно схематически изобразить такие санки на доске.
На дом четвероклассники получают задание: подготовить выразительное чтение главы, сделать по желанию к ней рисунок и подписать словами из текста.