Занятие №1. Методы исторического исследования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Математические методы в исторических исследованиях
Направление подготовки
030600 «История»
Профиль подготовки
Историко-культурный туризм / Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _____________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. |
Ставрополь 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Математические методы в исторических исследованиях является формирование целостного, системного представления о возможностях использования математических и информационных технологий в исторических исследованиях, формирование у студентов соответствующих умений и навыков.
Задачи освоения дисциплины:
1) изучить особенности возникновения «количественной истории» в зарубежных странах и России (СССР), охарактеризовать основные этапы ее развития;
2) ознакомиться с современными возможностями информационных технологий, соотнести эти возможности с основными принципами работы историка-исследователя и историка-преподавателя;
3) закрепить полученные знания на уровне умений и навыков во время практических занятий.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Математические методы в исторических исследованиях включена в базовую часть математического и информационно-технологического цикла по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация «Бакалавр»).
При освоении данной дисциплины необходимы «входные» знания, умения и готовности обучающегося, приобретенные в результате освоения предшествующей дисциплины базовой части математического и информационно-технологического цикла – «Информатика» и вариативной части математического и информационно-технологического цикла – «Историческая информатика».
Учебный курс предполагает предварительное знание основ информатики и владение основными приложениями и возможностями ОС Windows на уровне обычного пользователя.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
Дисциплины
В результате освоения дисциплины Математические методы в исторических исследованиях у студентов формируются следующие компетенции:
1. Общекультурные компетенции (ОК):
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13);
- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
- имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);
2. Профессиональные компетенции (ПК):
- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
- способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);
- способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать:
- основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины;
- возможности использования математических методов в исторической науке;
- возможности использования информационных технологий для решения профессиональных задач;
- историю возникновения, состояние и тенденции развития «количественной истории»;
- Уметь:
- квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения математических методов в исторических исследованиях;
- адекватно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютерных систем;
- Владеть:
- навыками работы с компьютером;
- навыками поиска исторических источников и литературы в тематических сетевых ресурсах и базах данных, методикой работы с ними;
- навыками использования математических методов в исследовательской и учебной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успева -емости (по неделям семестра) Форма про- межуточной аттестации (по семестр.) | ||
Лекции | Практ. зан. | Самост работа | |||||
Методы исторического исследования. Использование математических методов в исторической науке | 1,2 | Подготовка реферата | |||||
Исторические источники и методика работы с ними | 3,4 | Индивидуаль-ное собеседование | |||||
Математико-статистический анализ исторических источников | 5,6 | Подготовка реферата | |||||
Технология исторического исследования | Индивидуаль-ное собеседование | ||||||
Интернет-ресурсы по истории | Составление каталогов исторических сайтов | ||||||
Электронные информационно-библиотечные системы по истории | Составление каталогов библиотек | ||||||
Использование количественных методов в работах по экономической и социальной истории | 10,11 | Подготовка реферата | |||||
Математический инструментарий исторической хронологии | 12,13 | Решение задач | |||||
Использование информационных технологий в исторической географии | Составление каталога электронных карт | ||||||
Математические методы в исторической демографии | Подготовка реферата | ||||||
Компьютерные технологии в архивоведении и музееведении | Виртуальная экскурсия | ||||||
Математическое моделирование исторических процессов | Индивидуаль-ное собеседование | ||||||
Всего | Экзамен |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1. Методы исторического исследования.