ТСО и особенности их использования на уроках истории
К ТСО относят компьютер, который является универсальным многофункциональным обучающим средством, включающим экран и аудиосредства. Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:
1. Принцип научности;
2. Принцип наглядности;
Пользуясь неограниченными возможностями компьютера:
1. Облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети Интернет;
2. Мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную ин-формацию;
3. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью муль-тимедийного проектора).
Современному образованию следует использовать потенциал компьютерных мультиме-дийных программ, которые отличаются наличием тех требований, которые близки современ-ным детям:
1. Учащиеся хотят стать участником исторических событий;
2. Ученикам требуются яркие, запоминающиеся образы;
3. Звуковое оформление позволяет учащимся подключить слуховую память.
Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности.
Мультимедиа-программы — наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возмож-ностей для учителя и учащихся и позволяет:
1. Осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими це-лями урока и познавательного интереса учащихся;
2. Прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе са-мостоятельной работы по плану учителя;
3. Осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной кни-ги с традиционными средствами обучения;
4. Создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);
5. Удовлетворять познавательный интерес к школьному предмету истории.
То есть, мультимедийные программы помогают учителю наглядно и увлекательно озна-комить учащихся с историей развития человека в разные эпохи. Они дополняют большинство современных учебников.
Готовые мультимедийные программы имеют целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому удобно пользоваться программным обеспечением Microsoft PowerPoint. Оно позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также у учителя появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого он выстраивает свою систему работы.
Компьютерные презентации обладают целым рядом возможностей:
1. Одновременное использование различных способов предоставления учебной инфор-мации (дата, понятие, текст, диаграмма, анимация, графика, звук);
2. Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно текст и мультиме-дийные объекты;
3. Возможность изменения последовательности представления слайдов в процессе про-смотра презентации;
4. Возможность неоднократного возвращения к просмотренному ранее слайду;
5. Возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они прак-тически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.
Следующим положительным моментом презентаций является постоянное наличие необ-ходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.
Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить ещё один важный принцип образования — принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведе-ние и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.
Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.
Мультимедийные программы.
Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке истории целесообразней применять их на таком типе урока, как урок изучения нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок истории с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой. Они являются наиболее значимыми на уроках по теме "Культура" и на уроках, где зрительный ряд играет немаловажную роль в усвоении учащимися учебного материала.
Часто учебники или другие печатные пособия имеют ссылку на исторические памятни-ки, изображение которых в них отсутствуют. Проводить урок по теме "Культура" не имеет смысла, если перед глазами учащихся не имеются зрительные образы. Усвоение материала в данном случае будет иметь очень низкий процент (10%). Урок с использованием традиционных наглядных средств обучения значительно повышает этот процент (30%). При применении на таких уроках мультимедийных программ наблюдается значительный рост усвоения материала, чем при применении традиционных наглядных средств обучения. (>50%).
Этот результат достигается наличием ряда преимуществ мультимедийных программ, та-ких как:
1. Мультимедийный режим (ученики видят не статичную картинку, а рассматривают шедевры мировой культуры в мельчайших подробностях с различных сторон или перед их взором раскрываются сражения со всей их динамикой и перемещениями);
2. Звуковой ряд (голос диктора позволяет ребятам переключиться на новый вид работы, он активизирует их внимание);
3. Научность содержания (мультимедиа программы были созданы в последние годы, с учётом изменения в подходах к историческим событиям, т.е. соблюдается принцип научности — один из основополагающих принципов обучения в современной общеобразовательной школе).
Безусловно, нельзя переоценивать возможности мультимедиа программ. Они ни в коей мере не могут заменить учителя на уроке. Превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок ни в коем случае нельзя. Практический опыт показывает, что демонстрация наглядности обычному школьнику может быть интересна лишь в течение 3-5 минут. Поэтому средствам мультимедиа нужно отводить лишь определённые этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал. Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа: уроке контроля знаний (слайды выступают как активизаторы мышления, на них учителем заготавливаются задания различного вида и уровня сложности), уроке изучения нового материала (дополнительный материал, выведенный на экран даёт возможность учащимся вести самостоятельный поиск ответов на вопросы, сопоставлять факты, сравнивать явления, осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий и многое другое), комбинированном уроке. Однако необходимость использования компьютерных презентаций определяется самим учителем. Место презентаций на уроке любого типа так же определяется учителем.
Видеоматериалы.
Еще один вид наглядности с использованием ТСО — демонстрация видеоматериалов. Это один из самых интересных и продуктивных видов работы на уроке истории как для учителя, так и для ученика. Среди форм работы с видеоматериалами выделяют следующие:
1. Использование на уроке записей учебных, научно-популярных, художественных фильмов, политических передач из эфира;
2. Записи бесед и интервью;
3. Видеоэкскурсии, краеведческие сюжеты;
4. Запись ответов школьников для обсуждения;
5. Создание учебных видеофильмов.
Прежде, чем демонстрировать видеоматериал необходимо подготовить учеников к его восприятию: актуализировать имеющиеся знания и создать целевую установку. Вопросы для обсуждения ставятся перед просмотром видеонаглядности.
37.Выбор типов, методических вариантов и форм урока истории
Учитель, разрабатывая урок, хотя бы общих чертах принимает основные методы структуры и построения урока. Он определяет, какими приемами (Своим рассказом, беседой, чтением учебника) изложит новую тему и добьется цели урока; будет ли опрос, сколько времени займет закрепление изученного материала и т.п.
Структура урока не определяется произвольно, независимо от цели урока. Она зависит от идейного замысла урока, возможностей данного урока решить конкретные образовательно-воспитательные задачи. Структура придает уроку внешнюю форму, стройность, определяет методы его проведения. Так, возможен урок без опроса (в старших классах) или без изложения нового материала; урок, весь занятый контрольной работой, равно как и урок-экскурсия. Именно поэтому структура урока не должна быть оторвана от его идейно-теоретических цели и задач.
Поскольку цель и задачи каждого урока разные, то и уроки не могут быть одинаковыми. Тип урока - это понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. Форма урока - это понятие, отражающее основной способ (метод) подачи материала. При внимательном рассмотрении обнаруживаются группы уроков, схожих по тематике, по учебно-образовательным задачам, по способам сообщения знаний, по формам работы с учащимися. Таким образом, в многообразии уроков имеется некоторое единство, в его основе лежат общие закономерности процесса обучения. Наличие такого рода общих черт и существенного сходства структур уроков позволяет говорить о типах уроков истории. Научно-обоснованная типология призвана помочь учителю правильно наметить специфические задачи типа урока, правильно определить основные методы его проведения. Из этого следует, что методы и приемы обучения невозможно формировать без связи с типом урока.
В зависимости от типа урока меняется роль одного и того же приема, различно решается вопрос о целесообразности его применения. Выбирая тип урока учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их знаниями и навыками. Тип урока также зависит от наличия в школе ТСО, подготовленности учителя и иных факторов.
Сочетание звеньев обучения называется структурой урока
Классификация уроков по типам помогает лучше подготовить урок. Но среди методистов нет соглашения об основе для выработки классификации. Одни считают основным принципом для выработки типа урока содержание изучаемого материала, вторые - методы и способы изучения, третьи - дидактические и воспитательные задачи, которые выглядят на уроке как звенья цепи обучения. Большинство методистов признают как основу третий подход.
Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, ведь очевидно, что урок типа беседы проводится путем беседы, киноурок - просмотром видео и т.д. Определение типа по звеньям действенно. Соответственно выделяют следующие типы урока:
Вводный
Изучения нового материала
Проверки и учета знания
Комбинированный (смешанный)
Повторительно-обобщающий
(неприемлем для истории) Контрольный
Если тип урока определяется основной дидактической задачей, то вид - основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на этом уроке источником знаний.
Если это урок изучения нового материала, он должен насытить учащегося новыми знаниями, умениями, переживаниями, мыслями. Вся его методика должна служить этим целям. Этот урок должен занимать 30-35 минут. Качество урока проверки знаний определяется тем, удалось ли определить и аттестовать знания подавляющего большинства учащихся, стимулировать их трудолюбие. Проверка знаний здесь может занимать 20-25 минут или же весь урок. Повторительно-обобщающий урок должен обобщить знания по большой теме, разделу, всему курсу. Есть комбинированный урок. Он содержит все основные звенья процесса обучения (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.). Кроме этого, по истории есть лабораторные и практические занятия. Лабораторные занятия - это форма урока, когда учащиеся должны работать с историческими текстами (учебником, источниками, художественной литературой). В итоге лабораторной работы в тетради должен быть оформлен определенный результат. Главное в практическом занятии - выполнение практических работ (контурная карта, работа с ней в течение урока; конструирование пособия, приближенного к эпохе; общение с ветераном; работа с образовательными программами).
Эта классификация ясно определяет основную дидактическую задачу урока, позволяет разработать структуру типов урока целого раздела. Благодаря этому они не "приедаются". Среди всех типов уроков, т.е. в систему уроков, должны преобладать уроки комбинированные и изучения нового материала. В 4-6 классах в силу возраста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной и целесообразной сменой видов учебной работы.
38.Методические приёмы и средства наглядного обучения истории.
Не смотря на то, что основным источником исторических знаний для учащихся является живое слово учителя, важными формами овладения программным материалом остаются наглядные материалы и письменные источники. Наглядным мы назваем обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Применяя наглядность, мы вносим в обучение важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является исходной ступенью всякого познания.
Роль наглядности не ограничивается чувственным созерцанием, созданием конкретных представлений, но охватывает и сферу мышления. Ее применение помогает постижению истории. В одних случаях она обязательна на уроках истории, в иных только желательна. Для того, чтобы сделать более выпуклыми создаваемые образами словесного рисования облики людей прошлого, учитель стремится показать их облик, а также окружающую среду.
Принцип наглядности впервые сформулировал и обосновал в XVII в. Ян Амос Коменский. Сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой - такова одна из задач наглядного обучения. Разрешить эту задачу можно только широким применением наглядных пособий. Наглядность помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительные образы прошлого. Как бы ни ярки были слова учителя, отрывок из документа или художественное описание факта, их недостаточно для представления прошлых времен.
Для обеспечения наглядности используются различные виды наглядных пособий или средства наглядности. К этим средствам относятся:
Вещественные памятники исторического прошлого, материалы археологических раскопок, экспонаты школьного музея
Изображения и иллюстрации документального характера, фотопортреты и документальные кинофильмы
Произведения исторической живописи, портреты выдающихся людей, художественные кинофильмы и т.д.
Учебные картины и иллюстрации в учебнике
Карикатуры и символические изображения
Схематические планы и исторические карты
Диаграммы, графики, схемы.
Если преподавание истории не обеспечено зрительными образами, представление учащихся о прошлом будут бедными и смутными, неправильным. Пытаясь силой воображения оживить словесные описания прошлого, учащиеся или не находят зрительных образов, или привлекают образы знакомой им современной жизни и случайно известного прошлого - это т.н. внутренняя наглядность. Представления, создаваемые на ее основе, неточны. Опора на ранее созданное наглядное представление, преобразование новых представлений является методическим приемом внутренней наглядности в обучении истории. Этот метод используется тогда, когда в силу специфики истории нельзя создать зрительный образ факта, события, явления. Метод внутренней наглядности при создании исторических образов зачастую недостаточно эффективен, но нередко единственно возможен. Внутреннюю наглядность учитель должен стремиться дополнить предметной наглядностью. Предметная наглядность - это такой метод наглядности, когда наглядность формируется при непосредственном изучении предмета изучения. К предметной наглядности относятся предметы, макеты, музейные предметы. Предметная наглядность широко применяется в изучении естественных наук. Иначе дело обстоит в истории. Здесь невозможно воссоздать историческое прошлое, что лишь частично компенсируется хроническими или документальными фильмами. К предметной наглядности в истории относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, предметы искусства и быта прошлых времен, подлинные древности. Знакомство с такими древностями - более эффективный метод обучения истории.
Большее распространение имеет третий методический прием - изобразительная наглядность. К ней относятся произведения исторической живописи, учебные картины по истории, иллюстрации, рисунки, диафильмы, фотоснимки, карикатуры, художественные, учебные и документальные фильмы. Широко распространена и условно-графическая наглядность - карты, планшеты, картосхемы, диаграммы, графики.
По способу отображения наглядность делится на печатную (картины, схемы, аппликации, иллюстрации и т.п.), экранную и экранно-звуковую, а также компьютерную (графические изображения, графики, таблицы и т.д.
Четыре основных приема наглядности в истории характеризуются специфическими способами получения исторических знаний. В средних (5-8) классах использование внутренней наглядности следует ограничивать, т.к. исторические образы очень далеки от жизненного опыта учащихся. Наоборот, в старших классах учитель может более подробно применять внутреннюю наглядность, опираясь на расширившийся кругозор учеников. Изменяется и роль предметной наглядности - используя остатки, учитель может вызвать у учеников синтезирующее мышление, т.е. это значит, что они способны на основе разрозненных участков прошлого создать общую картину. В старших классах возрастает роль изобразительной наглядности. Применяя его, учитель должен знать, что в 5-8 классах наибольший интерес вызывает учебная картина, а в 9-11 - документальное изображение. В старших классах возрастает роль условно-графической наглядности, только там применяются разного рода диаграммы, графики, схемы.
Достоинства использования наглядности. Наглядность помогает уточнить и конкретизировать исторические представления учащихся. Наглядность раскрывает нам образ явлений, их сущность, внутренние связи и закономерности. С помощью наглядности мы создаем у учащихся яркие и точные образы исторического прошлого. Использование наглядности экономит время.