Лекция 15. Восточнославянские народы
План:
1. Русские.
2. Белорусы
3. Украинцы
1. РУССКИЕ (ранее употреблялось также название великорусы или или великороссы) - самый многочисленный из восточнославянских народов;
в результате его этнической истории в Евразии возникло и долгое время существовало государственное образование, в разное время называвшееся Московская Русь, Российская империя и Советский Союз. С распадом последнего наибольшая численность русских (83.3 %) сохранилась на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - ныне Российской (РФ). Более 20 млн. русских до сих пор проживают на территории бывших советских республик - ныне суверенных государств: Эстонии, Латвии,. Литве, Белоруссии, Украине, Молдове, Армении, Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане.
Доля русских в шести теперешних республиках Российской Федерации (Бурятской, Карельской, Коми, Мордовской,; Удмуртской и Якутской) превышает половину их .населения. За пределами бывшего СССР проживает 1, 5 млн. чел.; большинство из них осели на постоянное место жительства в странах Нового Света: США (около 1 млн.), Канада (около 60 тыс. чел.), Бразилия (более 60 тыс. чел,), Аргентина (50 тыс. чел).
Этногенез русских тесно связан с восточными славянами. Их многочисленные племена во второй пол. I-го тысячелетия нашей эры
занимала обширное пространство, том числе и территорию европейской части современной Российской Федерации. В формировании древнерусского этноса принимали участие и некоторые неславянские племена, вступавшие в тесный контакт с такими восточнославянскими племенами как дулебы, волыняне, древляне, поляне, дреговичи, уличи, радимичи, вятичи, кривичи и многие другие. Среди неславянских культур в этногенезе древнерусского народа особое место занимали иранский этнический элемент (скифо-сарматы) или анты, упомиинаемые византийскими авторами и готским историком Иорданом, а также финноязычные племена, проникавшие на Русскую равнину с северо-востока. В результате сложнейших процессов взаимодействия славянских неславянских этнических компонентов в Х - XI вв. на русской равнине сформировался древнерусский этнос в виде такого политического образования как Киевская Русь. Это государство занимало громадную территорию: от левых притоков Вислы до предгорий Кавказа, от финского залива и Приладожья до Тамани и нижнего течения Дуная. В рамках новой этнической общности постепенно произошла замена старых племенных связей, основанных на реальном или иллюзорном родстве, на новые территориальные связи, которые по сути своей и стали этническими. Подавляющая часть древнерусского населения занималась земледелием, возделывая такие зерновые культуры как пшеница, ячмень, овес и просо. Выращивались и иные сельскохозяйственные культуры, например, такие как горох, бобы, чечевица, лен, конопля, хмель и другие. Основными орудиями труда были соха на севере, а также плуг и рало - на юге. Зерно хранилось в ямах и мололось с помощью ручных жерновов. Из огородных культур широко были распространены капуста и репа, которая была в то время скорее полевой культурой, чем огородной. Русские.того времени занимались также скотоводством (разводили коров, лошадей, свиней, овец и др.), которое было тесно связано с земледелием. Вспомогательными в хозяйстве русских были рыболовство, охота и бортничество. В Киевской Руси широко было развито ремесленное производство, которое способствовало развитию городов. Однако преобладающим тогда типом русских поселений были небольшие села, состоящие из нескольких дворов одной большой семьи, и более крупные деревни, которые, скорее всего, были центрами новой общины. Она, в противоположность отживающей «верви» община переходного периода, в которой еще оставались пережитки родо-племенного строя, теперь уже не являлась монолитной общественно-территориальной единицей.
Древнерусское жилище имело два основных типа: на севере, в лесной зоне, преобладали срубные наземные избы с приподнятым над землей деревянным полом; на юге, в степной зоне, строились дома немного заглубленные в землю (полуземлянки) с земляным полом. Впоследствии появилось сложное жилище типа двухкамерного дома (пятистенка и трехчастный связевой дом, просуществовавший в сельской местности до наших дней).
Одежда изготавливалась, главным образом, из льна, конопли, шерсти и кожи. Основой костюма была рубаха (или сорочица); у мужчин до колен, у женщин до пят. Мужчины носили также неширокие штаны, подпоясывая рубаху плетеным или кожаным поясом. Женщины поверх рубахи носили набедренную шерстяную одежду, которая напоминала более позднюю русскую поневу или украинскую плахту. Женские головные уборы были очень разнообразны. Обувь шилась из кожи или плялась из лыка . Древнерусский костюм, особенно женский, имел множество украшений из металла, камня, стекла и других материалов.
До Х в. население Древней Руси было языческим, но в 988г. русские приняли христианство в форме греческого, православия. Новая религия оказала сильное влияние на все стороны жизни русского народа: на структуру семьи, которая становится все более малой, на брачные отношения, на воспитание детей. Особенно христианство воздействовало на развитие культуры русских, в том числе на появление в Х в. письменности на основе алфавита - кириллицы. Весьма богато и русское фольклорное наследие, которое стало основой древнерусской литературы. Наиболее распространенным жанром были русские былины, дошедшие до нас в более поздних записях. Позже в XI - XII вв. сложились и другие жанры древнерусской литературы; летописи, проповеди, жития, воинские повести.
В результате феодальной раздробленности (XII - XIII вв.), отягощенной татаро-монгольским игом, на периферии Киевской Руси постепенно возникли новые феодальные центры объединения русского народа: Владимиро-Суздальская Русь, великое княжество Литовское и Московская Русь. В процессе продолжающихся княжеских междоусобиц и борьбы перечисленных центров за главенство в объединении русских земель, верх в этой борьбе взяло Московское государство, которое иностранцы назвали Московиёй. Оно, будучи в своей основе русским, развивалось, однако, как полиэтническое, ибо в его состав в разное время вошли такие неславянские народы как коми-зыряне, сету, водь, ижора, карелы, лопари- на севере, а также мордва, мари, удмурты, чуваши, татары - в Среднем Поволжье и Прикамье. • :
В процессе формирования Московской Руси произошло разделение самого древнерусского народа (этноса) на три ветви: собственно русских (великорусов или- великороссов) - основного населения московского государства, украинцев (малороссов) - населения, сосредоточенного в центре распавшейся Киевской Руси, и белорусов, составлявших основное население Великого Княжества Литовского. В дальнейшем, при заметном доминировании русского (великороссы) этноса, белорусы и украинцы играли важную роль в создании и развитии Российской империи и ее Геополитического наследника – Советского Союза.
На протяжении многих веков этническая (материальная и духовная) культура русских, особенно ее обрядовая сфера находилась под сильным влиянием православной церкви. Старые языческие культы, однако, приобретали новую окраску, долгое время сохраняясь на периферии русского быта. Православная же церковь, постоянно приспосабливаясь к дохристианским народным верованиям, на протяжении веков вела борьбу с различными религиозными отклонениями (ересями). Борьба достигла высшей точки в середине XVII в. при патриархе Никоне, реформы которого привели к церковному расколу. Против никоновского обновления церкви выступило немало русских людей, которые, будучи ревнителями старины, были названы старообрядцами или староверами. В это движение были вовлечены представители различных социальных слоев, но более всего староверами были крестьяне, в сознании которых 'новые порядки связывались с еще большим их закрепощением. В быту представители этого религиозного направления в русской православной церкви да сих пор сохраняют архаические черты этнической культуры русских, чего нельзя сказать о представителях «новой веры».
Однако, более всего процесс исчезновения многих черт народной культуры коснулся городского населения; процент которого у русских в настоящее время достигает более 70%. У городского населения этничность выражается лишь через такие ее признаки, как язык и этническое самосознание. Что касается современного сельского населения, то у него определение черты русской народной (этнической) культуры, о которой речь шла выше, сохраняются и даже развиваются в соответствии новыми условиями. Большинство русских представители православной конфессии.
2. БЕЛОРУСЫ - народ, представители которого составляют основное население ныне независимого государства Беларусь (80 % от, всего населения страны или около 7,5 млн; чел.). До распада СССР оно входило в его состав в качестве Белорусской советской социалистической республики. До сих пор белорусы проживают на территориях бывших союзных республик СССР, численность которых составляет около 800 тыс. чел; Внутренняя миграция в самой республике направлена, в основном, из сельской местности в города, особенно в столицу страны Минск. Верующие белорусы – преимущественно православные; 25 % -приверженцев католической церкви (эта часть белорусского населения проживает, в основном, в западных районах Белоруссии и в большей или меньшей степени ощутила на себе аккультурацйю со стороны польского католицизма).
Эмиграция белорусов за приделы их этнической территории по сравнению с русскими и украинцами, была менее многочисленной. Небольшие этнические группы лиц белорусского населения зафиксированы, в основном, в странах Зарубежной Европы, где совокупно их насчитывается 165 тыс. чел. В странах же Нового Света белорусская диаспора весьма незначительна: Аргентине - 5 тыс. чел., Канаде 6 тыс.чел., США - 20 тыс. чел.
Происхождение белорусов тесно связано с этнической истоками древнерусского этноса. Уже в составе Киевской Руси наблюдался процесс консолидации населения трех северо-западных княжеств - Полоцкаго, Туровского и Смоленского. Впоследствии после распада Киевской Руси именно на территории этих княжеств в XIV в. развернулся процесс сложения белорусского народа, большая часть которого вошла в состав Великого княжества Литовского. Консолидация белорусского этноса заметно усилилась в конце XVI в. в борьбе против польско-литовского засилья; в это время по Люблинской Унии 1569 г. белорусские земли входили в состав польско-литовского государственного объединения под названием Речь Посполита. В XVIII в. в результате усиления на международной арене Российской империи этническая территория белорусов становится ее частью, включая и период существования до 1991 г. Союза Советских Социалистических Республик.
До сих пор в белорусском этносе сохранились такие этно-региональные группы как полещуки, которые в свою очередь делятся на пинчуков и брещуков, и литвинов. Те и другие, являясь представителями белорусского этноса, имеют некоторые особенности в материальной и духовной культуре, а также в быте. Но если говорить о белорусском этносе вцелом; то его представители - исконные земледельцы, традиционно выращивающие такие сельскохозяйственные культуры, как: рожь, пшеницу, ячмень, овес, лен, коноплю. Кроме земледелия, белорусы занимаются огородничеством, пчеловодством и садоводством. Самыми .распространенными традиционными ремеслами были, а во многих деревнях и до сих пор сохраняются такие промыслы, как кузнечное, столярное, гончарное, бондарское. Традиционное жилище - бревенчатый сруб с двускатной и четырехскатное крышей. Его планировка. - это чаще всего двухкамерное строение,состоящее из хаты и сеней. Реже встречается тип трехкамерного строения, в которое обычно входят хата, сени и камора. В традиционном крестьянском костюме преобладает белый цвет. Женский традиционный костюм состоял из рубахи, поверх которой надевалась понева, юбки, сшитой из шерсти в разноцветную клетку, передника, красочно вышитого или сплетенного пояса; и обязательной безрукавки. По женским головным уборам можно было понять; замужем женщина или нет. Незамужние носили венок с налобников или орнаментированную повязку из ткани; замужние надевали чепец (каптур), под которым скрывались волосы, и намитку, имевшую большое сходство с русским повойником. Мужской национальный костюм -это, прежде всего, полотняная рубаха до колен с прямым разрезом на груди, подвязанная платком из цветной шерсти, безрукавка из цветного сукна, холщевые штаны, а также головные уборы: валяная шапка (магерка), меховая шапка (для зимы) и соломенная шляпа с широкими полями (для лета). Национальная кухня богата блюдами из муки, овощей и картофеля, зато очень бедна мясными продуктами, которые употребляли лишь по праздникам (печисты, жаркое, верещака, мачанка). Многие продукты заготавливались впрок. Из напитков наиболее распространенными были хлебный, ягодный и медовый квасы. Традиционные праздники, тесно связаные с народным календарем, часто приурочивались к религиозным праздникам; святкам (каляды), Пасхе (вяликдзень), Троице (сёмуха). Белорусский фольклор богат легендами, преданиями, сказками, былинами, но особенно народными песнями. Хорошо известны хороводные белорусские танцы каравод и танок, а также просто танцы -белорусская полька, Лявониха и Юрачка. . '
3. УКРАИНЦЫ (ранее употреблялось, название малороссы)-восточнославянский, народ, который так же, как русские и белорусы, является ветвью древнерусского этноса. В настоящее время украинцы составляют большинство населения (около 75 % от всего населения страны или около 40 млн. чел.) независимого государства Украина, территория которого до распада СССР (1991 г.) была одной из его частей - Украинской Советской Социалистической Республикой. Около 6 млн. украинцев проживает на территориях бывших советских республик. В дальнем зарубежье украинские диаспоры, насчитывающие около 2 млн. человек, находятся, главным образом, в США, Канаде, Аргентине.
Этногенез украинцев - это одно из проявлений этнической истории древнерусского народа. В качестве самостоятельной этнической единицы украинцы сформировались к XVI в. в районах Поднепровья (Киевщина), Полтавщины и Черниговщины. Процесс консолидации украинцев шел параллельно с их борьбой с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также с турецкими завоевателями, которая в XVII в. закончилась воссоединением левобережной Украины с Россией ( Переяславская рада), на правах ее автономной части. В конце XVIII в. в состав Российской империи вошли и земли правобережной Украины, что способствовало окончательному сложению украинского этноса, основная территория которого долгое время была частью российского государства, включая и период существования до 1991 г. Советского Союза. В целом украинский этнос достаточно однороден, кроме его западной территории, где до сих пор сохраняют свои культурно-бытовые особенности такие этнографические группы украинцев как лемки, бойки (верховинцы) и гуцулы.
Этническая культура украинцев имеет определенное сходство,с этническими культурами родственных с ними народами, каковыми являются русские и белорусы, что говорит об их генетической общности. Однако несмотря на это историческое обстоятельство, своеобразие материальной и духовной культуры украинцев очевидно, проявилось в их традиционном жилище, пище, народном костюме, но особенно в фольклоре, языке и более всего - в этническом самосознании. Многие черты бытовой культуры украинцев сохранились до конца XIX - начала, ХХ вв. Традиционное сельское жилище украинцев - это двухраздельное или трехраздельное строение. Первое состояло из хаты и холодных сеней, в трехраздельном доме сени соединяли две хаты. В заднем углу хаты - духовая печь. В противоположном углу помещается «покут» (передний угол), где находились иконы и обеденный стол. Вдоль фасадной и боковой стен укрепляются лавки, а ближе к двери - кухня. Женская одежда включала в себя рубаху с длинными рукавами, юбки (спидница) и безрукавки (карсетка); дополнение к женскому украинскому костюму -браслеты, серги, кольца, ожерелья из драгоценных камней, подвески из монет (монисто, дукачи). В женском головном уборе украинок преобладали разнообразные и разноцветные платки. Мужской костюм - полотняные и ситцевые сорочки с разрезом ворота посередине груди, которые имеют орнаментальную вышивку, широкие шаровары, имеющие широкую «мотню». Национальная кухня основана на многоотраслевом сельском хозяйстве, в котором заметное место у украинцев занимает зерновое земледелие, Поэтому основу питания украинцев составляют хлебные блюда (коровай, лежень, шишки, крачун, калач, хрести, жаворонки). Кушанья из теста также имеют широкое распространение. Это, прежде всего, галушки, вареники, лапша (локшина), затирка. Как и у многих восточнославянских народов, важное место в рационе украинцев занимают разнообразные каши. Хорошо известен и типично украинский борщ, состоящий из свеклы, капусты, лука и других овощей, заправленный салом или растительным маслом. В духовной культуре украинцев важное место занимают календарные праздники и обряды, многие из которых приурочены к христианским (православным) праздникам.