Лекция 5. Народы Западной Азии

План:

1. Этногенез и этническая история.

2. Хозяйство и материальная культура.

3. Особенности семейно-брачных отношений.

4. Духовная культура.

1.Западная, или Передняя Азия занимает часть Евразийская континента и включает Аравийский полуостров, Малую Азию, Армянской, Иранское нагорье, Месопотамию, Палестину и ряд районов Восточного Средиземноморья. Площадь около 7,5 млн кв. км.

Западная Азия относится к областям мира, где обнаружена свидетельства ранних этапов антропогенеза, начиная, по крайней мере, с эпохи палеоантропов.

Древнейший этнический состав Западной Азии во многом еще неясен, впрочем, как и всех остальных областей Земли. Достаточно точно установлено, что по антропологическому признаку население Западной Лчии, начиная с эпохи каменного века, было европеоидным.

Только письменность, возникшая на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. в Шумере, а несколько позднее и н других древнеазиатских государствах, пред­ставила первые данные об этническом составе некоторых областей Передней Азии. Древнейшие клинописные памятники письменности свидетельствуют о распро­странении в Южной Месопотамии народа, говорившего на шумерском языке. Точная его лингвистическая принадлежность не установлена, и вместе с рядом других мертвых языков он условно включается иногда в «каспийскую» группу. По многочисленным скульптурным изображениям известен и внешний облик шумеров. Археологические памятники говорят об их высокой культуре. По шумеры обитали лишь я небольшой области Южной Месопотамии, огромные же просторы Передней Л-зии были заселены довольно многочисленными, пестрыми по этническому составу народами. Применительно к III тысячелетию до н.э. письменные и археологические памятники свидетельствуют о широком расселении в западных регионах Передней Лзии семитоязычных народов, ставших преемниками шумерской цивилизации.Во II тысячелетии до н.э. происходило расселение семитоязычных народов.

В II тысячелетии до н.э. в Западной Азии развернулись крупные политические и этнические процессы, связанные с индоевропейскими народами. Сложились мощные деспотические государства Персия, Мидия, Парфия, Бактрия. В этих процессах приняли участие и скифоязычные народы, проникавшие с севера на территорию Ирана и Афганистана. Формировался ряд этносов, говоривших на западноиранских языках: персы, таджики, курды, пуштуны. белуджи и многие другие.

Огромное воздействие на культурные традиции этих народов оказало арабское завоевание VII—VIII вв. Арабами были покорены обширные пространства большей части Западной Азии, при этом происходило интенсивное смешение арабов с покоренными народами Месопотамии, Леванта и других областей Восточного Средиземноморья, что привело к сложению современных арабских народов. Шел оживленный культурный и экономический обмен между странами халифата. Арабский язык стал универсальным языком науки, литературы. Cущественные изменения в этническую картину северо-западных областей Передней Азии внесли волны завоевателей - тюрков, переселявшихся туда из Средней и Центральной Лзии начиная с Х в. и в последующие столетия. В XI в. тюрки сельджуки покорили Малую Азию и часть Закавказья, ч со положило начало формировании! турок и азербайджанцев и некоторых других более мелких народностей (юрюки, кашкайцы). Эти процессы завершились в годы монгольского нашествия. Сами монголы не оказали существенного влияния на антропологический состав и культуру завоеванного населения. Однако в составе их войск находитись представители различных тюркоязычных народов, смешивавшихся с местными тюрками, что и привело в конечном результате к сложению ряда новых этнических общностей.

Бурные этнические процессы продолжались и в послемонгольскос время. В XVII в. в Иран были насильственно переселены некоторые группы грузин и армян. В течение ХУП-Х1Х вв. иранские и турецкие власти неоднократно переселяли по политическим и военным соображениям группы курдов на юг Турции, в Цент­ральную Анатолию, Хорасан. Начиная примерно с XVII-XVIII вв., происходило движение пуштунских племен с юга Афганистана на север, на плодородные равнины, где номады переходили к оседлости, вытесняя с занятых земель местное население. Ассимиляторскую политику проводило турецкое правительство по отношению к национальным меньшинствам. В 1915г. им был осуществлен геноцид по отношению к армянам, грекам и ассирийцам. Вследствие резни сотни тысяч армян были убиты: 1,5 млн были вынуждены бежать из Турции и искать новую родину

После возникновения государства Израиль туда переселилось значительное число евреев из Северной Африки и ряда регионов Азии. а также из Европы и Америки. Одновременно происходило вытеснение арабов с их исконных земель, где основывались поселении израильтян, что особенно тяжело отразилось на изгоняемом палестинском арабской населении.

В антропологическом отношении подавляющее число населения Западной Азии относится к различным расовым типам большой европеоидной расы Монголоидны хазарейцы Афганистана, небольшие группы казахов и узбеков. На юге Аравийского Полуострова у некоторых групп арабов заметна довольно значительная примесь нсгроидности.

Основные языки народов Западной Азии принадлежат к индоевропейской, афразийской алтайской языковым семьям и их группам.

Индоевропейская семья представлена, главным образом, языками западно-иранской ветви иранской группы: фарси (персидский), пушту, таджикским, курд­ским, белуджским, лурским, бахтиарским, хазарейским, джемшидским, фирюзкух-ским, талышским и др. На индоевропейских языках говорят греки, армяне а также выходцы из других странэ

Афразийской языковая семья представлена литературным арабским языком. На языках тюркской группы алтайской языковой семьи говорят турки, узбеки, туркмены, афшары, шахсевены, кашкайцы и др.

В Передней Азии живет также немалое число выходцев из Южной Азии.

В Западной Азии большая часгь населения принадлежит к сформировавшимся щи формирующимся нациям и народностям.. Кочевые и полукочевые ппемеиа номадов сохраняют племенную организацию.

Наиболее сложившимися нациями в Передней Азии могут считаться турки, персы, иранские азербайджанцы, арабы С'ирии и Ирака, евреи Израиля. Такие народы, как курды, белуджи и ряд других, еще только находятся на стадии национальной консолидации по мере разложения племенной структуры.

Но характеру национального состава страны Западной Азии могут быть подразделены на относительно однородные и многонациональные. Наиболее однородны по национальному составу арабские страны, отчасти Турция и Израиль, где одна нация составляет подавляющую часть населения, а национальные мень­шинства сравнительно немногочисленны. Зато многонациональны Иран и Афга­нистан, где обитают десятки народов, причем господствующие нации - персы и пуштуны - не составляют большинства населения.

2. Население Западной Азии принадлежит к небольшому числу хозяйстве культурных типов, многие пароды составляют промышленно-аграрные нации. последние десятилетия во многих странах наблюдается быстрый рост промьп ленного производства, в частности, горнодобывающей промышленнности (нефть другие полезные ископаемые), производстна всюружения. Большинство населения Западной Азии занято и сельском хозяйстве, однак по мере роста промышленности и городов увеличивается доля рабочею класса, также интеллигенции.

Наиболее распространенными хозяйственно-культурными типами Запад» Азии являются плужное земледелие и номадизм. Оба типа включают ряд промежуточных подтипов.

Принудительное орошение требует значительных дополни тельны: затрат труда и средств, что сильно удорожает производство.

В большинстве предгорных местностей этих стран водные источники огра­ничены редкими ручьями, недостаточными для орошения сколько-нибудь значи­тельных земельных площадей. В связи с этим еще в глубокой древности началось сооружение подземных водосборных галерей (кяризов), сеть которых, особенно в Иоане и Афганистане, значительна и в наше время.

В пустынях и степях, где отсутствуют возможности устройства иррига­ционных систем, небольшое по объему вспомогательное земледелие ведется с использованием колодезной воды или небольших искусственных водоемов, на­полняемых дождевой или снеговой водой. Нстественно, что это позволяет оросить лишь небольшие поля. Значительно меньшее распространение, в отдельных горных местностях, имеет гак называемое богарное земледелие, рассчитанное на естественное оро­шение дождем. Богарное земледелие неустойчиво, так как хорошие дожди идут далеко не каждый год и несколько лет подряд может быть засуха и как следствие -гибель семян и неурожай. Зато раз в несколько лет при хороших дождях потери могут быть не только возмещены, но и значительно перекрыты большим урожаем.

Земледельческие культуры в Западной Азии разнообразны и включают зерновые, технические, огородно-бахчевые, а также различные фрукты. Из зерно чых наиболее распространены пшеница, ячмень, некоторые сорта сорго, рис. Из технических культур повсеместно разводятся масличные: кунжут и др., а в Восточном Средиземноморье - оливки, табак, сорта которого особенно высоко­качественны в Турции, опийный мак и др. Широко распространено хлопководство. В Йемене и других арабских странах культивируют кофе. Повсеместно разводится виноград. Во всем мире славятся цитрусовые, яблоки, другие фрукты из Ливана, Израиля и других средиземноморских стран. На Аравийском полуострове но мног местностях основная земледельческая культура- финиковая пальма.

До настоящего времени некоторая часть, населения Передней Азии испод зует самые примитивные сельскохозяйственные орудия, многие из которых был известны еще на заре цивилизации.

В качестве молочных и мясных животных держат круши,ш и мелкий рогатьый скот. Используют их шкуры, шерсть, рога. Высоко ценятся разводимые в Турции ангорские козы. В Иране и Афганистане разводят каракулевых овец. Верблюдоводство в больших размерах у земледельцев существует только на Аравийском полуострове. В других странах Западной Азии верблюдов держат только отдельные группы оседлого населения. Способы содержания скота земледельцами Передней Азии довольно разнообразны. Это прежде всего отгонное горное и равнинное скотоводство, относящееся к полуоседлому хозяйственно-культурному типу. Практикуется и более оседлое, а также стойловое придомнос животнсь водство.

До настоящего времени в пустынных, степных и горных областях Западной Азии довольно широкое распространение имеет номадный ХКТ.

И у оседлого, и у кочевого населения существуют древние традиции ремесел и домашних производств. Передняя Азия относится к числу самых древних в мире центров металлургического производства, зародившегося там еще в неолите. Ши­рокую известность имеет знаменитая оружейная дамасская сталь, выделывавшаяся средневековыми мастерами. Большим мастерством и высокими художественными Достоинствами отличаются изделия ювелиров из драгоценных металлов и камней. Особенно излюбленны серебряные украшения с бирюзой и красными камнями (сердоликами, гранатами, рубинами), имеющими, по поверьям, магическое воздсйст-чие па людей. Распространена резьба по дереву, кости, камню. Во всем миреявятся древние и современные ковры и ковровые изделия турецких, Иране. упкменских, белуджских мастеров.

Но уже в начале ХХ в. ремесленные и домашние производства стали приходить в упадок, выстесняем фабричными изделиями. Снизилось качество ковров, которые стали к тому выделываться с учетом вкусов европейских и американских покупателей.

Несмотря на быстрый в последние десятилетия рост городов и городской населения, основная часть обитателей Передней Азии продолжает жить в сельских местностях. Старинные города имеют но планировке и общему облику много общего. Их центр составляет площадь, где располагаются культовые и общественные сооружения, сосредоточены торговые помещения и склады, восточные базары. В прилегающих кварталах находятся дома зажиточных горожан, знати, чиновников. Чем дальше от центра, тем улочки становятся все боле извилистыми и узкими, особенно в кварталах ремесленников и бедноты, расположенных на окраинах. Некогда города окружались мощными оборонительными сооружениями, их развалины привлекают в наши дни многочисленных туристов.В последние десятилетия в облике городов произошли существенные изменена Появились широкие прямые улицы, рассчитанные на автомобильное движение, по сторонам которых тянутся современные роскошные жилые многоэтажные дом банки, магазины, конторы, к примеру, в столице Объединенных Арабских Эм ратов Абу-Даби, а также во многих других. Но окраины и этих современнь городов сохраняют традиционный восточный облик.

Сельские поселения значительно различаются в зависимости от местньых традиций и географических условий. На Аравийском полуострове они располагаются на равнинах и в горах, в Иране, главным образом, на плоскогорьях, предгорьях, в долинах рек, в Турции тяготеют к морскому побережью и тянутся по долинам, в Афганистане сосредоточиваются в котловинах и горных долинах. Равнинные поселения обычно крупные, в плане кучевые, с беспорядочной застройкой кварталов. Более правильную планировку имеют вновь возникающие поселения или основанные переселенцами. Горные поселения меньше но размерам. семей, либо отдельными семьями.

Типы жилищ у земледельческого и скотоводческого населения разнообразны в зависимости от этнических традиций и местных условий. Традиционные, и в наше время еще широко распространенные, жилища земледельцев равнин и предгорий представляют собой обычно прямоугольные, реже квадратные в плане постройки, сооружаемые из камней, из сырцового кирпича. В горах, иногда и в предгорьях встречаются дома в ниде укрепленных башен. Планировка жилищ варьируется в зависимости от местных традиций и имущественного положения. У мусульманского населения каждый дом разделяется на две части: переднюю, мужскую, предназначенную также для приема гостей, и заднюю, женскую, куда досгуп посторонним мужчинам воспрещен. Число комнат зависит от богатства хозяина, поэтому беднейшая часть населения довольствуется жилищем из одной комнаты, или, как это нередко встречается в Иране, особенно на окраинах больших городов, хижиной-будкой, сооруженной из подручных материалов. В сельских местностях усадьба, окруженная высокой оградой -дувалом. включает также хозяйственные постройки, цветник, виноградник, огород.

Кочевые жилища представлены среднеазиатским и переднсазиатским тинами. К числу первых относится кибитка - разборное жилище туркмен, состоящая из легкого деревянного решетчатого каркаса, покрытого нойлоками. Переднеазиатский тип представлен различными но размеру, форме и материалу палатками. традиционно изготовляемыми из шерсти, а сегодня зачастую из брезента, натягиваемого на шесты. Размеры и формы кочевых жилищ зависят не только от этнических традиций, но в значительной мере от зажиточности их хозяев.

При всем разнообразии традиционной одежды народов Передней Азии в ] много общего по составу и покрою. Наибольшие различия наблюдаются в головных уборах, которые часто связаны с племенной принадлежностью, особенно в их цвете и составе тканей. Традиционный мужской костюм состоит из широкой, до пояса колен белой рубахи, штанов с широким шагом, узких у туркмен или широчайших шароваров у белуджей, и наплечной одежды - халата или плаща качестве примера можно привести бедуинов, туркмен, пуштунов. Традиционная одежда, сохраняющаяся в наше время и в больших городах,, которую нередко носят за рубежом даже дипломатические представители эт народов, состоит из широкой рубашки и штанов, плащей с рукавами или прорезями специфического головного убора из платка и шерстяных шнуров. Примерно такая же основа костюма у туркмен, который дополняет либо стеганый халат из бумажной или шелковой материи, либо у зажиточных людей халат из верблюжьей шерс исключительной прочности и практически водонепроницаемый. Головным убор служит шапка из овчины или каракуля.

Однако в последние десятилетия традиционный костюм все больше выстесняется покупной одеждой, часто полувоенного покроя, особенно у воинственна племен. Мужчины-кочевники редко расстаются с оружием, причем традиционно сабли и кинжалы заменил теперь целый арсенал легкого и тяжелого стрелково оружия.

Традиционная женская одежда, которая повсеместно сохраняется в большей степени, чем мужская, состоит обычно у всех народов Западной Азии из длинно почти до пяток, рубахи—платья и узких длинных до щиколоток штанов. Плат дополняются в разные сезоны и в зависимости от зажиточности безрукавкам кафтанами, плащами, халатами. Этнические и областные различия проявляются по большей части в цвете ткани, деталях костюма и головном уборе. Однако имеют и некоторые исключения.. При всем разнообразии женских головных уборов, их основу составляв платок или несколько платков, иногда на жестком каркасе, украшенных ювелирными изделиями. У ряда земледельческих народов в прошлом, а в Иране, купеческой и мелкобуржуазной среде арабских стран, и в наше время, существуй обычай закрывать лицо женщине волосяной сеткой и особым образом накидь ваемым на голову халатом с ложными рукавами.

Традиционная пища различна у земледельцев и номадов, этнических и об­ластных групп. Основу пищи составляют по-разному приготовленные пресные лепешки, блюда из растительной и животной пищи. Масло используется как жи­вотное, так и растительное, хотя и у кочевников по традиции в большей степени употребляется масло животного происхождения. Мясо в качестве повседневной пищи доступно лишь зажиточному городскому и сельскому населению, для осталь­ных же, в том числе и для кочевников—скотоводов, это преимущественно праздничная еда. Распространены блюда из риса, эммера, овощей. Большое значение в пищевом рационе в условиях жаркого климата имеют разнообразные напитки: кофе, зеленый и черный чай, чай с мятой. Номады употребляют в пищу большое количество разнообразных кисломолочных продуктов из верблюжьего, а в новейшее время и коровьего молока.

3. Семья и семейные отношения у большинства народов Передней Азии и сегодня основываются, главным образом, на нормах религии и обычного права, и единственным исключением является часть городского населения Турции, которое уже не придерживается традиционных религиозных правил. У мусульманских народов брачные отношения определяются религиозным правом - шариатом, Допускающим полигамию и ставящим женщину в полную зависимость от мужчины. На практике нормы шариата соблюдаются в разных странах неодинаково. Например, и Турции в образованных слоях общества женщина примерно равна по правам с мужчиной, тогда как в Иране, ряде арабских стран, положение женщины остается зачастую приниженным, хотя все больше появляется образованных Женщин и работающих по найму.

Что касается разрешенного шариатом многоженства (полигамии), то оно имеет относительно ограниченное н жизни распространение и только среди опре­деленных слоев общества: духовенства, купечества, менял, ростовщиков, зажи-очных ремесленников. Для большинства населения многоженство невозможно по экономическим причинам.

И в наши дни общественные отношения в Западной Азии характеризуются значительной пестротой и традиционностью. В Израиле и Турции сложились развитые капиталистические отношения. Однако в отдельных странах Аравийского полуострова, в Иране наряду с капиталистическими еще сильны и феодальные отношения, архаическая общинная система землепользования. Кон­сервации докапиталистических пережитков во многом способствует исламское духовенство. Наиболее традиционные общественные отношения сохраняются у номадов, определяемые частной собственностью на скот, общественным владением и поль­зованием пастбищами, отсутствием монопольной собственности на средства про­изводства у какого-либо класса или социального сословия. При этом у номадов в ходе сложения кочевнического хозяйственно-культурного типа возникли значи­тельная имущественная и социальная дифференциация.

4. Народы Передней Азии создали за тысячелетия цивилизации огромные духовные ценности, нашедшие отражение в памятниках письменности и устном народном творчестве, изобразительном искусстве, музыке, пении, танцах. Богато народное творчество в арабских странах, включающее многообразные жанры фольклора: эпические произведения, сказки, легенды, сказания о происхож­дении племен, их истории, исторические предания. Существует богатейшая сред­невековая и современная светская и духовная литература, важный исторический памятник мусульман - священная книга Коран. У номадов, в прошлом почти поголовно неграмотных, впрочем как и у большинства в прошлом сельского населения Западной Азии, особенно развито устное народное творчество. Из-за религиозных запретов лишь небольшое распространение получило театральное и изобрази­тельное искусство. Первое ограничивалось ярмарочными представлениями, причем преследуемыми духовенством и светскими властями, а второе отмечено пора­зительно высоким развитием каллиграфии, книжной миниатюры, многокрасочной орнаментальной отделкой глазурованной плиткой внешних стен и интерьера религиозных и общественных зданий, дворцов, усыпальниц.

Разнообразно турецкое народное искусство. Существуют самые рачличд фольклорные жанры: исторические предания, сказки, легенды

В религиозном отношении подавляющая часть обитателей Западной Аз исповедует ислам разных толков. Священная книга мусульман - Коран. Правоверный мусульманин ограничен в жизни множеством ппавил и запретов: исполнением ежедневных молитв, постов, отказом от употреб­ления в пищу ряда продуктов и напитков, обязанностью уплаты религиозного иялога «зякят», совершением паломничества в Мекку и многими другими. Большинство мусульман относятся к религиозным течениям суннизма и шиизма.

Христианство сложилось в Восточном Средиземноморье в первых веках нашей эры и до эпохи арабского завоевания имело широкое распространение во многих областях Передней Азии. Однако в наши дни число христиан сравнительно невелико. Это ливанские марониты, армяне-монофизиты и представители других христианских толков. Имеются православные: греки, ассирийцы и некоторые другие группы населения.

У отдельных малых народов бытуют синкретические религии, возникшие на основе древних языческих верований, христианства и ислама. В Израиле доминирующая религия - иудаизм.

Наши рекомендации