Возникновение наборного шрифта
Изобретателем технологии, ставшей революционной в искусстве изготовления книг, считается Иоганн Гутенберг(1394[99?]–1468). Хотя еще до Гутенберга существовала печатная книга, она была ксилографической, и текстовые страницы вырезались целиком на деревянной доске.
Гутенбергом была предложена технология, получившая впоследствии название техники подвижных литер. Печатная форма набиралась из отдельных элементов (литер). Для каждой буквы изготавливалась отдельная литера. Из одних и тех же литер каждый раз создавался новый набор, который вновь рассыпался на литеры по окончании печати.
Таким образом, в XV в. были созданы первые печатные книги, получившие название «инкунабулы» (от лат. cunabula — колыбель). Для печатных книг в качестве материала использовалась бумага, с XIV в. вытеснявшая пергамен (как более дорогой материал).
Наборный шрифт первое время полностью имитировал рукописный, достигший к XV в. значительного совершенства. (Известны свидетельства о том, что некоторые экземпляры знаменитой 42-строчной Библии Гутенберга были в то время успешно выданы за рукописные). В дальнейшем наборные шрифты все дальше отходят от рукописных, однако окончательной связи с ними никогда не утрачивали.
В эпоху Ренессанса происходит переход от готических шрифтов к антиквенным. На основе рукописных образцов антиквы создаются типографские шрифты.
Самая ранняя форма наборной антиквы называется старинной антиквой(другие названия — ренессансная антиква, гуманистическая антиква). Ее отличительные особенности — наклонные оси округлых знаков и покатое начало букв. Это обусловлено наклонным положением ширококонечного пера при письме прототипа гуманистической антиквы — гуманистического минускула. Контраст между основным и дополнительным штрихом небольшой: соотношение их ширины примерно от 1:2 до 1:4. Старинной антикве присущи мягкие, округленные засечки.
Типографский шрифт на основе старинной антиквы впервые изготовил Адольф Руш в 1464 г., но наиболее чистые и красивые рисунки старинной антиквы принадлежат венецианцу Николаусу Иенсону, итальянцу Франческо да Болонья (Франческо Гриффо) и парижанину Клоду Гарамону.
Вторая большая группа наборных шрифтов возникает в период, связанный с переходом от Ренессанса к барокко, и носит название переходной антиквы.
У шрифтов этой группы выпрямлены оси округлых знаков. Контраст между основным и дополнительным штрихом более значительный, чем у гуманистической антиквы, соотношение штрихов от 1:4 до 1:7. Засечки тонкие с малыми дугами круглений.
Лучшими историческими типографскими шрифтами типа переходной антиквы считаются шрифты, созданные Антоном Янсоном (Голландия, 1620–1687), Уильямом Кезлоном (Англия, 1692–1766) и Джоном Баскервилем (Англия, 1706–1755).
Третья модификация антиквы — новаяили классицистическая антиквавозникает в связи с распространением и популярностью гравюры на меди во второй половине XVIII в. Этот шрифт полностью нарисован, связь с рукописной техникой пера совсем не ощущается. Оси круглых букв прямые, соединительные штрихи очень тонки и составляют сильный контраст с основными штрихами. Засечки не имеют круглений.
Среди лучших создателей шрифтов этого типа следует назвать Джамбаттисту Бодони (1740–1813), которого называли королем печатников и печатником королей, а также Фирмена Дидо (1764–1836, Франция) и Юстуса Вальбаума (1768–1839, Германия).
На основе лучших исторических образцов шрифтов каждой из трех групп созданы наборные гарнитуры, которые употребляются и в наши дни.
В России книгопечатание возникает в XVI в., первопечатником был Иван Федоров. Первым русским типографским шрифтом был полуустави лишь проведенная Петром I в 1710 г. реформа шрифта положила начало использованию нового, близкого антикве шрифта. Этот вид шрифта получил название гражданского шрифта, и дальнейшее развитие русских типографских шрифтов происходит в русле общеевропейской типографической культуры.
Шрифтовые формы XIX века
До конца XVIII века различия между книжными, рекламными и газетными шрифтами не существовало, употреблялся один и тот же шрифт, но разного размера. С активным развитием промышленности и торговли в XIX веке начали возникать новые стили шрифтов для газетных объявлений, рекламы и других акцидентных (т.е. выполняемых по случайным, разовым заказам) работ. Эти шрифты отличались от книжных особым, бросающимся в глаза рисунком. Эксперименты в области шрифтовой формы привели к возникновению новых видов шрифта.
К таким акцидентным шрифтампринадлежит появившийся в начале XIX в. египетскийили брусковый шрифт.
Отличительным признаком этого шрифта является одинаковая толщина всех линий и засечек букв. При этом пропорции и расположение засечек такие же, как у антиквы. Существуют разновидности египетского шрифта с большим или меньшим различием в насыщенности основного и дополнительного штриха. Известнейшие из типографских египетских шрифтов — Мемфис и Бетон работы немецких шрифтовиков Рудольфа Вольфа и Гейнриха Иоста.
Существует два подвида египетского шрифта.
Первый из них — это итальянский шрифт, весьма популярный в XIX в. Это узкий шрифт, по строению напоминающий рустику. Горизонтальные штрихи в несколько раз толще вертикальных.
Второй подвид египетского шрифта — это кларендон. Его признак — слегка округленные засечки и больший контраст между толщиной основного и дополнительного штриха.
В 1816 году появляется шрифт, на фоне многовекового господства антиквы выглядевший странно и даже смешно, за что и получил свое название — гротеск(от фр. смешной). Это шрифт с минимальным контрастом между основным и дополнительным штрихами и полным отсутствием засечек.
Гротески, как и египетские шрифты, создавались в качестве акцидентных и на большее не претендовали. Однако в 1896 году берлинская словолитня «Бертольд» выпустила серию шрифтов, которые, несмотря на свое название «Акцидент-гротеск», оказались пригодными для набора текстов. Акцидент-гротеску предстояло стать прототипом новой шрифтовой эстетики. Он появился незадолго до того, как «новые типографы» назвали гротеск «объективным и наднациональном шрифтом современности». И действительно, именно гротески обусловили облик типографики XX в.
Кроме названых шрифтов в XIX в. на фоне общего упадка типографических традиций появляется огромное количество декоративных шрифтов, как правило — искаженных, противоестественных форм. Конструктивная неясность и декоративная перегруженность таких шрифтов формировала тенденцию к упадку художественного шрифта во второй половине XIX в., периоде, получившем название периода типографической эклектики.