Рекомендации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
В 2016 году в контрольно-измерительных материалах по истории произошли принципиальные изменения.
Из работы исключены задания с выбором одного ответа из четырёх (1–21 по нумерации 2015 г.) и задание на установление соответствия (24).
В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: на знание дат (2 по нумерации 2016 г.); на знание основных фактов, процессов, явлений (5); на работу с текстовым историческим источником (6); на знание основных фактов истории культуры (17); задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по XX в. (10).
Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.). Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России.
В части 1 экзаменационной работе 2016 г. изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности.
Время написания работы увеличено до 235 минут.
При организации и подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в 2015 - 2016 учебном году необходимо опираться на уже имеющийся опыт, внимательно изучить нормативные документы Министерства образования и науки РФ по вышеназванным вопросам, ежегодные методические письма и рекомендации ФИПИ (http://www.fipi.ru/; http://www.ege.edu.ru/). В данных письмах и рекомендациях указаны нормативные требования к проведению ОГЭ ЕГЭ, характеристика контрольных измерительных материалов по истории и обществознанию, рекомендации по совершенствованию методики преподавания истории и обществознания, а также учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников.
При составлении рабочей программы учителям, работающим в классах социально - гуманитарной направленности и в выпускных 9 и 11 классах, организующих подготовку к 9 сдаче ОГЭ и ЕГЭ, целесообразно выделять определенную часть учебного времени для выполнения заданий по типу КИМов с целью обеспечения системной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и выработки навыков выполнения заданий различных типов, встречающихся в экзаменационной работе. В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным затронуть весь объем материала, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, воспроизвести умения выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы. Обучающиеся также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, ее хронологическими рамками, со специфическими особенностями оформления экзаменационной работы. При подготовке необходимо опираться на материалы ФИПИ, где учащиеся могут познакомиться не только с демоверсией предстоящего экзамена, но и основными требованиями к процедуре сдачи экзамена. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ необходимо учитывать результаты государственной итоговой аттестации выпускников Ленинградской области.
На наш взгляд, в связи с необходимостью освоить новое историческое содержание (по Историко-культурному стандарту) рекомендуется обратить внимание на преамбулы к разделам Историко-культурного стандарта, в которых изложены основные концептуальные идеи разделов, названы основные события, понятия, персоналии и проведены между ними причинно-следственные связи.
Усвоение концептуальных идей и основного содержания преамбул к разделам позволит учащимся успешно справиться с большинством заданий по ЕГЭ и написать историческое сочинение. Статья О.В.Воробьевой и А.А.Домахина «Проблемные вопросы методической подготовки к написанию исторического сочинения в формате ЕГЭ» в журнале «Преподавание истории в школе» (№10, 2015, с.52-54) содержат методические рекомендации, которые могут помочь школьникам в подготовке к историческому сочинению В статье приводится четкая структура для успешной подготовки выпускников к написанию исторического сочинения по истории России.