Организация сотрудничества со средствами размещения

В международной практике известны и имеют широкое при­менение соглашения и документы, регулирующие взаимоотно­шения гостиничных предприятий с турагентами и туроперато­рами. Один из них - Гостиничная конвенция 1970 г., разрабо­танная под эгидой Международной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. Кон­венция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу ее применения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок и она получила название «Международная гостиничная конвен­ция», которая с 1993 г. стала кодексом отношений между гостиницами и турагентствами (туроператорами) и используется при заключении гостиничных контрактов.

Кодекс обязывает гостиничное предприятие давать точную информацию по категории и расположению отеля, а также по качеству предоставляемых услуг. В нем определяется, что турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены по договору комиссии. Это имеет отношение и к туроператору, работающему с гостиницей на тех же условиях. При этом ни турагент, ни туроператор, ни гостиница не должны раскрывать цену, которая оговорена в контракте.

Документами, регулирующими взаимоотношения туристско­го бизнеса с гостиничными предприятиями, являются: Между­народные гостиничные правила, одобренные Советом Между­народной гостиничной ассоциации (02.11.81 г.), и Межрегио­нальная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренная регио­нальными комиссиями ВТО в 1989 г.

Хотя эти документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат много положений, прочно вошедших в международную практику взаимоотноше­ний между бизнесом гостиниц и агентско-операторским бизне­сом в туризме.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями опреде­ляются в основном следующими соглашениями:

• Договором о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 %. По такому договору

туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить тури­стами. При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.

• Договором о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии запол­нения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает

обычное правило аннуляции мест, не использованных в уста­новленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обыч­ным тарифам.

• Договором о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При та­ких условиях фирма выторговывает более низкие цены на раз­мещение в гостинице, чем обычно.

• Договором о текущем бронировании. Это наиболее ти­пичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По дого­вору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на брони­рование и только по получении от нее подтверждения произво­дит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (ого­варивать) следующие условия:

• стоимость номеров и бронирования;

• тип номеров и необходимое их число;

• продолжительность (сезоны) обслуживания;

• свободные периоды;

• графики заезда туристов;

• сроки и продолжительность разового обслуживания;

• набор входящих услуг;

• количество (пансион) и форму организации питания - вари­анты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т. д.);

• время обслуживания туристов питанием;

• специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев, пользование городским пляжем и т. д.)

• языки, на которых необходимо говорить персоналу;

• сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

• сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

• штрафные санкции по величине и срокам отказа;

• скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

• материальная ответственность за недозаезд (количествен­ный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

• другие специфические вопросы (например, входит ли в сто­имость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые дает вам партнёр - поставщик услуги (например, гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо предусматривать (фиксировать в договоре) условие о невоз­можности обратного повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполне­ния этого условия.

Права туриста.

Права туриста: 1) турист имеет право на получение необходимой и достоверной информации о правилах въезда в страну или территорию временного пребывания и пребывания там, о местных традициях, обычаях, обрядах, правовой системе, экологической ситуации, наличии опасностей для его жизни, здоровья и имущества. Работник туроператора, к которому обратился турист, обязан предоставить будущему путешественнику всю необходимую информацию по интересующим его вопросам, в некоторых случаях подтвердить это буклетами, информацией из книг, видеозаписями и т.д.;

2) право туриста на свободу передвижения. Однако эта норма типично декларативная. Не каждый турист имеет право свободного въезда в любую страну. Многие государства в попытке избежать нелегального въезда жителей стран третьего мира, проникновения на свою территорию криминальных элементов оттуда используют против всех граждан этих стран визовый режим. К сожалению, белорусский гражданин также обязан получить визу при посещении благополучных стран Западной Европы, США и других развитых государств. Что касается, например, жителей США и Западной Европы, то их свобода передвижения ограничена намного меньше, чем у белорусов или россиян. Аналогичные ограничения свободы передвижения туриста действуют и после въезда на территорию иного государства. Иногда для туристов закрывают целые города или районы страны, а иногда такая мера применяется для туристов из конкретного государства;

3) интернациональность туриста, то есть недискриминация туриста по признакам национальной принадлежности. Данная норма такженосит декларативный характер. В мировой туристической практике известныслучаи, когда одна страна ограничивала или запрещала въезд на своютерриторию представителям определенной национальности. Например,мусульманские страны запрещают въезд на свои территории евреям, в своюочередь, Израиль принял такие же меры в отношении арабов;

4) недискриминация туристов по половому признаку. Однако и эта норма Хартии не всегда выполняется. Например, некоторые страны, в частности Греция, ограничивают въезд на свои территории незамужним девушкам, путешествующим в одиночестве. Такая мера принимается в целях сокращения приезда в страну женщин, занимающихся проституцией или желающих выйти замуж за коренного грека, и применяется, в основном, против женщин из неблагополучных государств. Невозможен выезд и въезд женщины без сопровождения ее мужем в мусульманских странах. Незамужняя мусульманка вообще не имеет права выезжать за границу (кроме некоторых исключений, например, если она выезжает на учебу или лечение). Посольства ряда государств, в которых при получении гражданства действует принцип почвы, могут отказать в получении визы беременным женщинам;

5) неопределенный возраст туриста. Данная норма означает, что турист не должен подвергаться возрастной дискриминации. Единственным требованием к престарелым туристам (старше 70 лет) в цивилизованных странах является их обязательное медицинское страхование во время поездки;

6) турист имеет право на обеспечение личной безопасности и безопасности своего имущества. Ограничением этого права является запрет на провоз оружия через границы практически всех государств, даже если это оружие предназначено для обеспечения туристам собственной безопасности.

Что касается обеспечения безопасности его имущества, то турист имеет право самостоятельно выбирать виды хранения багажа и ценностей и виды его страхования;

7) турист имеет право на получение неотложной скорой помощи. Другой вопрос - это оплата этой медицинской помощи. Разумеется, если турист имеет медицинскую страховку, расходы по его лечению оплачиваются активами страховой компании;

8) возмещение убытков или компенсация морального вреда в случае невыполнения условий договора о предоставлении туристических услуг. Подобная мера имеет свое отражение не только в Хартии туриста, но и в нормативно-правовых актах различных государств;

9) турист имеет право на беспрепятственный доступ к средствам связи;

10)турист имеет право обращаться для разъяснения тех или иных вопросов в органы государственной и местной власти места временного пребывания, а также в дипломатические и торговые представительства своего государства в стране временного пребывания. Органы государственной и местной власти места временного пребывания должны принимать по обращению туриста действия, если данное принятие мер находится в пределах компетенции того или иного органа местной или государственной власти. Конституция РБ, также как и Конституции многихразвитых государств обещают и, соответственно, гарантируют поддержку своих граждан за границей.

32. Обязанности туриста.

Можно выделить основные черты туриста:

1) это путешественник, единственный клиент предприятийтуриндустрии;

2) это временный, ночующий посетитель. Если путешественник остается в пункте назначения (то есть, без ночлега), он считается экскурсантом. Если же более полугода — он будет считаться претендентом на право постоянного или временного жительства. Однако признаются туристами учащиеся за границей, даже если обучение длится более 12 месяцев, если только студент нигде не работает параллельно с учебой;

3) человек не имеет и не ищет источников дохода в месте временного

пребывания.

Отсюда можно сделать вывод, что туристами не являются граждане, выехавшие в поисках работы, граждане, оставшиеся в месте временного пребывания на постоянное жительство, граждане, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую.

Обязанности туриста:

1) соблюдение законодательства страны, места пребывания о порядке въезда-выезда из нее. Это означает, что турист не должен пытаться провезти через границу запрещенные для ввоза-вывоза предметы (оружие, наркотики, радиоактивные металлы и др.), превышать максимально разрешенное к перевозкечерез границу количество ограниченных для ввоза-вывоза предметов (например, при въезде в Финляндию максимально раз решен ввоз одного литра крепких спиртных напитков, не более 200 сигарет на каждого совершеннолетнего туриста), должен иметь все необходимые для прохождения пограничного контроля документы (паспорт, виза и др.), достоверно описать в таможенной декларации все вывозимое, ввозимое имущество, подлежащее декларированию (например, валютные средства в размере, превышающем $3000), в случаях нарушения туристом законов о Государственной границе или правил прохождения таможенного и пограничного контролей туроператор ответственности за последствия для туриста не несет. Путешественник может быть снят с маршрута, ему может быть отказано в разрешении на прохождение границы, либо он может быть признан правонарушителем или преступником;

2) турист обязан соблюдать правовые нормы, нормы морали и этики, уважать атрибуты, обычаи страны, или места временного пребывания. Не выполняющие этих требований туристы могут быть подвергнуты ответственности властями страны или места временного пребывания, может быть признан ими преступником или правонарушителем и понести соответствующее наказание;

3) турист обязан соблюдать во время поездки правила личной безопасности и безопасности своего имущества. Например, всех россиян- посетителей Праги предупреждают об участившихся случаях грабежей русскоговорящих туристов и не рекомендуют громко разговаривать в центральных частях города на русском языке. В противном случае, к вам могут подойти несколько соотечественников крупных габаритов и завладеть всем содержимым вашего кошелька вместе с видеокамерой и фотоаппаратам.

Наши рекомендации