Исторические почерки Античности
В XI веке до н.э. финикийский алфавит распространился в районы, заселенные греками. Переняв финикийский алфавит, греки преобразовали его соответственно надобностям своего языка. Знаки греческого алфавита отличались большей ясностью и простотой форм. Древнегреческий алфавит содержал 24 буквы (плюс 3 архаичные) и отошел от акрофонического принципа финикийского алфавита.
Древнейшие памятники греческих капитальных букв(капитальное письмо — монументальное письмо, состоящее из прописных букв) восходят к VIII–VII вв. до н.э.
С IV в. до н.э. греческое капитальное письмо становится общепринятым для античного мира. Греческое письмо сначала было левосторонним, как у предвосхищавших его языков, в первую очередь финикийского, затем направление изменилось на правостороннее (слева направо). Переходной формой был т.н. бустрофедоническийспособ письма (бустрофедон — ход быка).
На монументах эпохи расцвета греческой культуры письмена предвосхищают форму шрифтов латинского письма. По форме геометрически простые, основанные на простейших формах (треугольник, круг, квадрат), буквы выражают математические знания и глубину эстетических представлений греков.
В I–II в. н.э. достигает совершенства римское капитальное письмо. Совершенство формы и удобочитаемость обусловили его колоссальное влияние на все последующее развитие европейской шрифтовой культуры.
Структура римского капитального шрифта находится в тесной связи с древнеримской архитектурой. В чередовании прямых и округлых линий прослеживается один и тот же принцип. Вертикали пилястров, между ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем в буквах.
Общепризнанным шедевром и образцом для шрифтовиков последующих эпох признан шрифт с колонны Траяна.
Перед тем, как высекать буквы на камне, мастер писал их плоской ширококонечной кистью. Этим обусловлена сложность построения букв и такие их особенности, как наклон осей округлых штрихов, плавный переход толщины штриха, сложная внутренняя ритмика шрифта.
Наряду с эпиграфическим письмом(т.е. высеченным на камне), стремившемся к монументальности, в Древнем Риме существовало и письмо от руки, тяготевшее к простоте, округлости форм и лучшей связи между буквами, чтобы можно было писать быстро. Оно получило название римского курсиваи писалось на вощеной дощечке при помощи заостренной палочки, которая называлась стилус.
Римский курсив принято разделять на ранний и поздний.
Раннийили маюскульный курсив(маюскула — прописная буква) употреблялся в I–VI веках, использовал только прописные буквы, связей между буквами еще мало.
К IV в. развивается минускульный курсив(минускула — строчная буква). Он резко отличается от маюскульного. Появляется наклон, связи между буквами, их форма становится более округлой и динамичной.
Кроме надписей на камне, капитальное письмо употреблялось для записей ширококонечным пером на пергамене. Это письмо получило название квадратных капиталов(capitalis quadrata). Не очень беглые и достаточно широкие, они использовались до X в., главным образом в декоративном письме и заголовках.
Еще одна форма письма ширококонечным пером — рустика(capitalis rustica, т.е. простое крестьянское письмо) — более беглая и размашистая манера письма. Она сохранялась до XI в., в VI веке рустикой писались целые книги, и большинство дошедших до нас античных манускриптов написаны именно рустикой, например, тексты Вергилия.
Характерные черты рустики — тонкие вертикальные штрихи и широкие горизонтальные, а также узкие пропорции букв. И рустика, и квадратные капиталы являются маюскульным письмом.
В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру проникает стиль округлых сводов. Тот же принцип округления проникает и в письмо.
Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо(scriptura uncialis), который полностью развивается к IV в. и становится господствующим книжным письмом, т.к. им легче и быстрее писать, чем квадратными капиталами, при этом он более четок, чем рустика. Характерно малое значение горизонтальных штрихов. Унциал был в употреблении до VIII в., однако и позднее его формы сохранялись в заглавиях и инициалах. В унциале слова впервые начинают отделяться друг от друга.
В V в. нарушается принцип размещения букв в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом. В результате этих изменений возникает полуунциальное письмо(scriptura semiuncialis). Его отличительным признаком становится появление верхних и нижних выносных элементов, в результате чего он становится более читаемым, в этом минускульном письме можно увидеть прообраз современных строчных знаков.