Исторические почерки эпохи Возрождения

Одним из первых шрифтов, знаменовавших переход от Средневековья к Воз­рождению, стал появившийся в XIVв. в Италии подвид готического письма — го­тическая антикваранних гуманистов. Этот шрифт получил такое название за близость к антиквенной форме, также его называют «письмом Петрарки» по имени великого гуманиста, который был и талантливым художником письма. Буквы этого письма маленькие, светлые, едва заметные надломы преобража­ются в закругления. Важный признак — двухарочная «а» с верхней открытой аркой, как в антикве.

В период Ренессанса — возрождения античности — итальянские художники-гуманисты, а вслед за ними и художники других стран Западной Европы, пыта­лись вернуться к античному искусству, которое ассоциировалось с естествен­ной жизнью и природой, отвергая в то же время авторитет церкви, а вместе с ним и готический шрифт во всех его модификациях. В поисках старинных об­разцов каллиграфы обращаются к каролингскому минускулу, ошибочно пред­полагая его античное происхождение. Формы маюскульных букв были найде­ны в древнеримском капитальном письме.

На основе этих форм возникает новое письмо — антиква(lettera antique, от лат. antiquus — древний), также называемое в XV в. гуманистическим минускулом. Антиква переняла все новшества и положительные качества, достоинства, ко­торые письмо приобрело в процессе становления. Соответственно маюскулам капитального письма свободные концы стоек минускулов были также снабже­ны засечками, окончательно установилось начертание букв «g», «v», «w», «x» и «y». Общая картина антиквы достаточно светлая.

Гуманистическая антиква стала родоначальницей огромного множества анти­квенных шрифтов, создаваемых по сей день.

В эпоху Возрождения многие знаменитые художники серьезно занимаются шрифтом. Среди них Леонардо да Винчи, считавший, что антиквенные буквы необходимо строить на основе пропорций античной архитектуры, тесно свя­занных с пропорциями человеческого тела. Теорию Леонардо развил его уче­ник Лука Паччиоли в своей книге «О божественной пропорции».

Конструированием латинского шрифта занимался и Альбрехт Дюрер.

Среди мастеров шрифта эпохи Возрождения необходимо назвать также Джо­ванни Баттисту Палатино, самого популярного, талантливого и разносторонне­го художника шрифта того времени, автора книги образцов шрифта «Книга, ко­торая обучает письму».

В этот же период в папских канцеляриях зарождается еще один вид рукопис­ного почерка эпохи Возрождения. Это гуманистический курсив, имевший на­клон букв на 5° вправо. Очко буквы «О» в нем превратилось в овал, остальные знаки претерпели соответствующие изменения. Появляются акцентированные выносные элементы, закрытые буквы «а», «g». Это придает курсиву динамику письма и восприятия. В гуманистическом курсиве впервые разработаны маю­скулы этого письма комплексно, вместе с минускулами.

В XV в. начинает развиваться книгопечатание, решительно вытесняющее руко­писное создание книг, как отжившее явление. Типографское искусство быстро перенимает лучшие шрифты своей эпохи. В связи с этим на основе гуманисти­ческого минускула возникает новый вид шрифта — типографский шрифт.

Самая ранняя форма антиквы называется старинной антиквой или антиквой старого стиля. Ее главные признаки — наклонные наплывы в округлых формах и покатое начало букв. Этот шрифт несет в основе своего рисунка признаки на­писания ширококонечным пером. Контраст между основным и дополнитель­ным штрихом небольшой, их соотношение составляет от 1:2 до 1:4. Старинной антикве свойственны мягкие, округлые засечки, напоминающие засечки шриф­та Траяновой колонны.

Первый типографский шрифт на основе старинной антиквы изготовил Адольф Руш в 1464 году, но наиболее чистые и красивые рисунки принадлежат вене­цианцу Николаусу Иенсону (1420–1480), итальянцу Франческо да Болонья, из­вестному под прозвищем Гриффо, и парижанину Клоду Гарамону (1480–1561).

Возникают и типографские шрифты на основе антиквенного курсива. Первую книгу курсивным шрифтом отпечатал в 1501 году знаменитый венецианский издатель и типограф Альд Мануций. Этот шрифт создал для него Франческо Гриффо. Красивый курсив, впервые вполне согласованный с антиквой, создал Клод Гарамон.

Наши рекомендации