Урок № 50. Все мы родом из детства. Янка Купала. Глава «Детство» из повести Леокадии Романовской «Детские и юно­шеские годы поэта».

Цели:1. Знакомство с биографией Янки Купалы.

2. Развитие умения пересказа.

3. Развитие образного мышления, речи.

4. Воспитание интереса к личности поэта.

Во время проверки домашнего задания учитель может не только прослушать и оценить выразительное чтение учащихся, но и закрепить приём выборочного чтения путем использования вопросовиз мето­дического аппарата к стихотворениям.

Следующий этап урока — вступительное слово учителя — зна­комство с биографией Янки Купалы.

«Белорусский поэт Иван Доминикович Дуцевич выбрал себе поэтический псевдоним — Янка Купала. «Иван» на белорусском языке звучит как «Янка», а вот фамилию Иван Доминикович взял у праздника Ивана Купалы, который отмечается в июле месяце, когда родился поэт. В ночь на этот праздник — Ивана Купалы, по преданию нужно искать цветок счастья, который цветёт на па­поротнике редкой породы. Считалось, что тот, кто найдёт этот цветок, станет счастливым на всю жизнь.

А маленькому Ивану с детства мечталось о счастье.

Родители его — безземельные крестьяне вынуждены были брать землю в наём — то есть на временное пользование у богатых лю­дей — панов. На такой земле семья выращивала урожай, большую часть которого нужно был отдать пану.

Трудное детство было у мальчика. Он рано стал помогать ро­дителям по хозяйству, так как был среди семерых детей в семье старшим. Янка пас скот, работал на земле с утра до вечера, а времени и возможности учиться почти не было.

Местный учитель научил мальчика грамоте. Он стал читать, стал просить у людей книги, которыми зачитывался поздно ночью, когда все домашние уже спали.

В детстве мальчик любил сказки, песни, легенды, знал множе­ство пословиц и поговорок, загадывал своим братьям и сестрам загадки. А ещё Янка любил музыку и даже учился играть на дудочке и скрипке.

В часы отдыха мальчик ходил в лес собирать грибы, наблюдал за громадными соснами и елями, травами, цветами, насекомыми. Так начинают складываться его первые поэтические опыты о род­ной природе.

Тяга к знаниям, желание читать и как можно больше знать помогали Янке преодолевать сложности жизни. Его семья рано потеряла отца, в один год умерло трое детей, и мать думала, что Янка станет в доме хозяином и останется работать на зем­ле. Но мальчика так увлекла поэзия, что он решил посвятить ей жизнь.

В его творчестве есть поэмы, основанные на устном народном творчестве — «Курган», «Бондаровна», которые вы будете изучать в старших классах, много стихотворений на самые разные темы.

Для младших детей у него есть стихи «Мальчик и летчик», «Куковала кукушка», «Бай». Они написаны поэтом на белорусском языке, но переведены на многие языки, и в том числе на русский.

Янка Купала вспоминал о том, как появилось у него стихот­ворение «Мальчик и лётчик». Дело было летом. Поэт жил на даче. Однажды он шёл с товарищем по улице, а навстречу ему выбежал загорелый беловолосый мальчик. Он расставил руки в стороны и гудел, как самолёт. Мальчик был так увлечен игрой, что не заметил идущих навстречу людей. Когда же его остано­вили и спросили, кем ты хочешь быть, мальчик ответил: «Лет­чиком». Это история и легла в основу стихотворения «Мальчик и лётчик».

Интересно и стихотворение Янки Купалы «Бай». Бай — это ска­зочник. Стихотворение написано в сказочной форме. Мы его с вами можем прочитать. (Тетрадь по литературному чтению).

Трутень — герой этого стихотворения — пчела, которая не но­сит мёда, а живёт за счёт пчелиной семьи.

Учитель, а затем учащиеся читают стихотворение. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, почему оно так заканчивается?» Чет­вероклассники понимают, что через сказочный сюжет и концовку стихотворения поэт хочет вызвать неприязнь к бездельникам и ува­жение к труду и трудолюбивым людям.

Следующий этап работы — чтение учителем главы «Детство» из книги Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта». Учащие­ся «цепочкой» перечитывают текст, после чего следуют вопросы на его воспроизведение:

— В какой семье жил Ясь?

— Почему он не мог сорвать панское яблоко?

— Что Ясь и его сестры любили в детстве?

— Расскажите, как Ясь собирал грибы и как учил этому сестер?

— Чем привлекал Яся лес?

Дома четвероклассники читают статью «Янка Купала», пере­читывают главу «Детство» и определяют, какие черты характера формировались у Яся в детстве.

Наши рекомендации