Урок № 37. Все мы родом из детства. Ивам Бунин. «Детство».
Цели:1. Знакомство с разделом «Все мы родом из детства».
2. Развитие памяти, воображения, мышления.
3. Выявление эмоционального отношения к прочитанному.
4. Воспитание пытливого, жизнерадостного отношения к окружающему миру.
После проверки домашнего задания учитель переходит к знакомству с новым разделом «Все мы родом из детства». Он предлагает четвероклассникам внимательно познакомиться с разделом: прочитать названия произведений и обратить внимание на фамилии авторов, создавших эти произведения, вспомнить, какие из этих фамилий знакомы и какие произведения этих авторов детьми уже прочитаны.
В первую очередь четвероклассники называют Корнея Чуковского, поскольку этот автор на слуху у них с дошкольных лет, и, конечно же, вспоминают его сказки: «Муха-Цокатуха», «Мойдадыр», «Путаница», «Федорино горе» и т. д.
Некоторые учащиеся называют фамилию Сергея Есенина, говорят о том, что читали его стихи, также вспоминают и о белорусском поэте — Янке Купале.
Однако с именем Алексея Толстого может произойти путаница. По учебнику 3-его класса учащиеся помнят произведения Льва Толстого («Прыжок», «Булька»), поэтому им необходимо уточнить, что они будут знакомиться с произведением другого писателя с такой же фамилией, но другим именем — Алексей Толстой, а известен он в детской литературе своей повестью-сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Затем учитель обратит внимание учащихся на эпиграф к этому разделу. Он объяснит, что в этом маленьком отрывке из стихотворения Виктора Шнипа есть как бы ключ к тому, о чём они будут читать в разделе, т. е. о том, каким является для взрослого человека его детство. Взрослому кажется, что его детство давно прошло, что оно спряталось где-то далеко за горами, но воспоминание о нём будоражат человека, как белая птица, которую видишь вдали, но поймать её не удаётся. Зато в сердце и в душе взрослых людей живёт память о детстве — самой счастливой и незабываемой поре жизни. Поэтому многие писатели, став взрослыми, с теплом и грустью вспоминают своё детство и пишут о нём книги. Такие книги называются автобиографичными.
Следующим этапом урока может стать продолжение беседы счетвероклассниками, но уже об их раннем детстве. То есть учитель предлагает учащимся вспомнить о самом незабываемом моменте или интересной истории из их дошкольного детства.
Обобщая рассказы детей, важно подчеркнуть, что для них дороги и важны их детские впечатления, как дороги они и поэтам, которые передают свои чувства, впечатления, настроения детства в стихотворениях.
И хотя сейчас зима, а лето осталось далеко позади, память помогает нам запечатлеть самые значимые для нас дни и часы лета. «Что вам удалось понаблюдать летом и что особенно запомнилось?» — спрашивает учитель.
Ответы на этот вопрос — мостик к чтению стихотворения «Детство» Ивана Бунина. Лирический герой стихотворения — десятилетий мальчик, находящийся в жаркий солнечный день в бору. Бродить по утреннему бору, вдыхать его запахи, восторгаться величавостью сосен, наслаждаться теплом и свежестью утра — впечатления, которые запомнились поэту на всю жизнь, и радость от которых он и передаёт в своём стихотворении.
Затем учитель выразительно читает стихотворение, выявляет эмоциональное его восприятие учащимися («Каким настроением проникнуто стихотворение?») и даёт возможность четвероклассникам еще раз молча перечитать его.
Методический аппарат к этому стихотворению дает возможность использовать различные виды работы с поэтическим текстом: анализ художественных приемов создания образов, выборочное чтение, выразительное чтение и даже творческую работу: какую музыку можно сочинить к стихотворению (веселую, задорную, быструю или немного грустную, медленную, спокойную)? и «Какие музыкальные инструменты можно использовать для её создания?»
Дополнительным материалом к домашнему заданию (выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Детство») может быть подготовка учащимися устного рассказа о своём самом счастливом дне детства либо работа в литературной тетради.
Урок № 38. Все мы родом из детства. Иван Бунин «Помню — долгий, зимний вечер...»
Цели:1. Активизация эмоций и чувств учащихся.
2. Наблюдение за поэтическим словом.
3. Развитие воображения, фантазии.
4. Формирование навыков выразительного чтения.
5. Формирование интереса к чтению классической поэзии.
Урок может начаться с рассказов четвероклассников о самом счастливом дне из своего детства. Обобщая рассказы детей, учитель подчеркнет, что эти воспоминания им дороги, они запомнили какие-то важные, волнующие события или случаи и, конечно же, запомнят их надолго, даже став взрослыми.
Затем учащиеся выразительно читают стихотворение И. Бунина «Детство», а учитель даёт оценку их чтению: какие чувства удалось передать при чтении, а какие нет. Особое внимание следует уделить восклицательным предложениям в тексте, при которых необходимо передать радость и восторг.
Затем, продолжая тему, можно перейти к рассказу о том, что у русского поэта Ивана Бунина сохранились и другие детские воспоминания, например, о зимней вечерней буре и ласковой беседе с мамой, которая успокаивала сына и навевала добрые сны.
Логичным продолжением беседы будет выразительное чтение учителем стихотворения «Помню — долгий, зимний вечер...» Ивана Бунина.
Эмоциональный отклик учащихся на слушание — их ответ на вопрос: «Понравилось ли вам стихотворение? Чем?»
И далее после молчаливого перечитывания стихотворения детьми следуют вопросы на воспроизведение текста и выборочное его чтение:
— Как вы думаете, почему именно буря запомнилась мальчику?
— Почему он не мог заснуть?
— Что предложила мама сыну? Прочитайте.
— Какое состояние от мамы передалось сыну? Найдите в тексте.
— Какие картины лета мама помогает вспомнить мальчику? Прочитайте.
— Какое настроение создают эти картины? (Спокойствия, радости от увиденного, от наслаждения природой).
— Как словами из текста можно доказать, что мать и сын любят друг друга? (Мать обращается к сыну со словами — «дорогой мой», хочет, чтобы он был утром «добрым и веселым», а сын «доверчиво внимает» ее советам; ласковые слова мамы его успокаивают и убаюкивают).
Можно подключить и фантазию, воображение детей:
— Какие бы вы добавили картины лета, кроме тех, что описаны
в стихотворении, чтобы они навевали спокойствие, умиротворение?
Следующим этапом урока станет словарная работа — анализ слов «лампада», «грёзы», «межа» и перенос их в словарь учащихся путем зрительных представлений либо составлением предложений с ними.
Важное значение на уроке будет иметь и работа над художественными приемами изображения картин в тексте. Прежде всего это изображение бури. Поэт использует прием одушевления природы: «буря плачет у окна». Причём четвероклассники могут подобрать к глаголу «плачет» синонимы: воет, завывает, свистит, поёт, стонет и т. п. К тому же синоним «воет» употреблён в тексте в третьей строфе.
Приём одушевления природы использован автором и в строчках: «Ходят медленно и плавно / Золотые волны ржи!», «шёпот зреющих колосьев», что также должны отметить учащиеся.
Одновременно можно спросить, с чем связано использование поэтом слова «золотые» волны ржи. То есть учащиеся должны увидеть перенос значения слова «золото» на внешний вид ржи (хотя использование приёма метафоры пока не называется).
Обязательным моментом урока, где изучаются стихотворения, должно стать их выразительное чтение. В данном случае четвероклассники коллективно выясняют, какие чувства и настроения необходимо передать при чтении (добрые, ласковые, нежные чувства матери и теплое, доверчивое отношение сына к ней). Кроме того, необходимо определить тон, темп и ударные слова в стихотворении.
Дополнительным материалом к уроку может стать стихотворение А. Фета «Спи — ещё зарёю...», предложенное в литературной тетради. В нём — лирический герой — ребенок, к которому близкий человек (мать или отец) обращается ранним весенним утром, когда только просыпаются петухи, пробуждая природу, дышащую негой и свежестью.
Вот на этом любовании сказочной красотой утра, на передаче утренних звуков и ощущений необходимо заострить внимание учащихся, чтобы продолжать «чувства добрые лирой пробуждать».
Дома четвероклассники учатся выразительно читать указанные стихотворения И. Бунина и А. Фета, а на урок приносят сказки и переводы для детей К. Чуковского.