Правописание окончаний и суффиксов причастий
Упражнение 94
А. Перепишите, образуя от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и действительные причастия настоящего времени. Обозначьте их суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Колоть - колют - колющий, зависеть, бороться, клокотать,метаться, слышаться, слушаться, дышать, писать, резать, грохотать, реять, каяться, искать, чувствовать, пользоваться,ненавидеть, недолюбливать, досадовать, брить, роптать, клеить.
Б. Перепишите, образуя от данных глаголов форму прошедшего времени единственного числа мужского рода и действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте их суффиксы, подчеркните гласную перед суффиксом -вш-. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Почуять - почуял - почуявший, обидеть, вырасти, вырастить, беречь, выстирать, вытереть, растаять,заклеить, увлечься, приобрести, приобретать, выдержать, раскаяться,преуспевать, опостылеть, надеяться, вытерпеть, отчаяться, обледенеть.
Упражнение 95
А. Перепишите, образуя от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте их суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Хранить - хранят - хранимый, восстанавливать, цитировать,рекомендовать, исследовать, видеть, гнать,гонять, насаждать.
Б. Перепишите, образуя от данных глаголов форму прошедшего времени мужского рода единственного числа и страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте их суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Купить - купил - купленный, потерять - потерял -потерянный, послать, развеять, задержать, заметить, вовлечь, зажечь, сберечь, расклеить, расколоть, посвятить, вырастить, застрелить, расстрелять, взлелеять, поглотить, рифмовать, воплотить, бросить, разбросать, приклеить, припаять.
Упражнение 96
Прочитайте, выделите причастия и укажите существительные, к которым они относятся. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, ставя над причастиями вопрос какой? (в нужной форме) и отмечая существительные, к которым они относятся, знаком X. Обозначьте окончания причастий.
1. Я раз вид…л, как он [Вернер] плакал над умираю-щ… солдатом (Л.). 2. Глухо отдавались мои шаги в застывающ… воздухе (Т.). 3. Лежу под цветущ… вишнею (Ив.). 4. Вижу птиц синеющ… стаю, прорезающ… облачные дали (Ив.). 5. Накренивш…ся до последнего предела корвет черт…т подветр…ным бортом вспенивш…ся поверхность океана (Стан.). 6. Чугай в развевающ…ся бушлате бегом по трапу спустился на палубу (Л. Н. Т.). 7. Давыдов в левой руке нес разорванн… выцветш… матросск… тельняшку (Шол.). 8. Я стоял на верхн… мостике рядом с капитаном, смотревш… на освещенн… полуночн... ярк…м солнцем льды (С.-М.). 9. Много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на приближавш…ся берегу признаки человеческой жизни (С.-М.). 10. И песня грустная поется перед дымящ…ся костром (Я.). 11. Солнце всход…т и блещ…т на виднеющ…мся из-за камыша Тереке (Л. Т.). 12. Из заросш… дик… леса тянуло свежестью (Л. Т.). 13. Они выбрались на полянку, поросш... камышами и местами залит… водой (Л. Т.). 14. Терек бурлил неподалеку в проснувш…ся лесу (Л. Т.).
Упражнение 97
Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. Укажите причастные обороты и объясните пунктуацию при них.
1. С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, походившую на зеркальное озеро (С.-М.). - С искренним восхищением рассматривали мы походившую на зеркальное озеро бухту Тихую. 2. Место, выбранное людьми для запуска бобров-переселенцев, соответствовало привычкам зверей (С.-М.). - Выбранное людьми для запуска бобров-переселенцев место соответствовало привычкам зверей. 3. Управление судном, плавающим во льдах и ведущим разносторонние исследования, требует большого опыта (С.-М.). - Управление плавающим во льдах и ведущим разносторонние исследования судном требует большого опыта. 4. Нагруженные добычей, мы бодро отправились в обратный путь (С.-М.). - Мы, нагруженные добычей, бодро отправились в обратный путь.
Упражнение 98
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните причастия волнистой линией, а существительные, к которым они относятся, отметьте знаком Х.
Хождение по разбитому льду требует особ…ной сноровки и ловкости. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и, признаюсь, нелегко одол…вал я на каждом шагу встречавш…ся препятствия сулившие лед…ную ванну.
На берегу усеян... мелкими и острыми камнями за-росш…ми зелен…м глубоким мохом еще приметнее чествовалась полярная весна. По отлогому склону обращение на полдень ярко зеленел мох похожий на великолепный бархат. Между покрывавш…ми трескавш…ся землю камнями пучками р…ели цветы яркие полярные маки своей нежностью напом…навшие наши подснежники.
По каменистому скату мы поднялись на вершину пригорка. Отсюда открывался вид на бухту наполнявш…ся льдами на станцию и на окруж…нн… льдами «Седова» казавш…ся не больше подсолнечного зерна. К нашей к…мпании присоединился нав…юченн…й добычей ботаник который то и дело пр…саживался на колени и маленькой палочкой ковырял землю.
От сборов ботаника доверху наполнявш…х тяж…лые папки пахло землей и травой. Собл…зненный успехами его сборов я сорвал на память пуч...к росших у моих ног цветов. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной (По И. Соколову-Микитову).
Упражнение 99
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. После каждого причастия в скобках укажите неопределенную форму глагола, от которого оно образовано, отметьте спряжение.
I. Та…щий на солнце снег, гон...щий листья ветер, беле...щий в море парус, реж…щий уши звук, бор...щаяся за выход в финал команда, слыш…щаяся вдали песня, стро…щийся новый аэровокзал, стел…щиеся по земле растения, расстила…щаяся внизу долина, кол…щая в боку боль, тревож…щее всех состояние здоровья, трепещ...щий от ветра флаг, пиш…щий акварели художник, тяжело дыш…щий больной, пригласить леч…щего врача, спе..щие гроздья винограда.
II. Исполняя…мая оркестром увертюра, рационально использу…мое время, вид…мые на горизонте облака, экономно расходу…мые средства, муч…мый сомнениями человек, рекоменду…мая для изучения литература, едва слыш…мая песня.
Упражнение 100
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните причастия волнистой линией, а существительные, к которым они относятся, отметьте знаком X.
1. Старик сидел на корме едва вид…мый в облаке вод…ной пыли и пронос...мой ветром пены (Сераф.). 2. Из-за кургана караул…щего шлях вып…лз багровый от натуги месяц (Шол.). 3. Зарево на дальних высотах трепещущим румянц…м отразилось (Л.). 4. Когда б не смутное вл…ченье чего-то жажд...щей души я здесь остался б... (П.) 5. Огромной черне...щей массой стоит у набережной пароход пр…тянутый толстыми канатами (Сераф.). 6. Извилисто тян...щиеся цепи сложенные канаты свернутые п…руса пустота и безлюдье на палубе все говорит о покое и отдыхе после непрерывной работы (Сераф.). 7. С баржи доносился тоненький плач...щий всхлипывающий голосок (Сераф.). 8. И подпасок гон-…щий коров и землемер ед...щий в бричке и гуляющие господа все глядят на закат и наход…т что он страшно красив (Ч.). 9. Воля людей бор…щихся за мир на земле победит! (Газ.).
Упражнение 101
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. После каждого страдательного причастия прошедшего времени в скобках укажите неопределенную форму и форму мужского рода прошедшего времени глагола, от которого образовано это причастие.
Образец: Замен...ные ошибки - замеченные (заметить, заметил) ошибки.
Сломл…ное сопротивление врага, слом...ный диван, засуш…ные р...стения, заслуш…ный доклад, выдерж…ный экзамен, заслуж…ная награда, обещ…ная помощь, выпущ...ный б…летень, потер…ная тетрадь, измер…ная площадь, обиж…ный посетитель, сбереж…ные средства, услыш…ные новости, разве...ные иллюзии, выправл…ный текст, вывеш…ный приказ, окле…ные обоями стены, покраш…ный пол, подстрел…ная птица, застрел...ный зверь, замасл…ная одежда, изд…ные плакаты.
Упражнение 102
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните причастия и отметьте знаком X существительные, к которым они относятся.
Утр…няя з...ря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; (темно)синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумр…к ночи и ждет первого луча чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет все черно но утр...ний ре…кий мороз хватает за лицо и трещит под ногами и далекий неумолка…мый гул моря изредка пр…рыва…мый раскатистыми выстрелами в Севастополе один нарушает тишину утра (...)
Вы смотр…те и на пол…сатые гр…мады кораблей близко и далеко рассып…ных по бухте, и на ч…рные (не) большие точки шлюпок движущихся по блестящей лазури, и на красивые светлые строения города окраш…ные розовыми лучами утр…него солнца виднее...щиеся на той стороне, и на пен…щуюся белую линию бона и затопл…ных кораблей от которых кой-где грустно торч…т ч…рные концы мачт, и на далекий (не)приятельский флот маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен…щиеся струи в которых прыгают соляные пузырики поднима…мые веслами; вы слуш…те равномерные звуки ударов весел звуки голосов по воде долета...щих до вас и величеств...ные звуки стрельбы которая, как вам кажется, усиливается в Севастополе.
(Не) может быть, чтобы при мысли что и вы в Севастополе (не)проникли в душу вашу ч…вства какого(го) мужества гордости и чтоб кровь (не)стала быстрее об-раща(т, ть)ся в ваших жилах (Л. Н. Толстой).