Африканский культурный регион
Методологическими принципами выделения региона стали географические факторы (материк, по величине уступает лишь Евразии), заселение негроидной расой и особенности культурного развития, присущие только этому социокультурном образованию. Ученые, исследующие культурно-историческое развитие африканских стран, отмечают две его особенности:
1. распространение связей с народами других регионов и взаимопроникновение локальных культур народов Африки;
2. пестрота культурных особенностей разных народов, проживающих на этой территории, не тормозила, а, наоборот, способствовала их развитию, поскольку пограничные связи с другими народами стимулировали проникновение новой для африканцев культуры в центр континента.
Анализ историко-культурного развития региона через призму системного подхода позволяет выделить в нем ряд относительно самостоятельных культурно-исторических подсистем. На сегодня научные школы по проблемам развития Африки используют различные критерии выделения историко-культурных областей (зон). В частности, когда в целом Африку разделяют на шесть зон, в так называемой Черной Африке выделяется четыре культурные зоны. Современные знания о разнообразной по форме и содержанию культуры африканского континента ограничены историческими документами стран, граничащие с Африкой. Это, прежде всего, Египет, Финикия, античная Европа, позже арабские страны. Однако ряд ученых считают, что на территории Африки произошло возникновения первоначальной человеческой культуры (2,5 млн.лет), которая позже распространилась по всей Азии и Европе. Исследование естественных наук конца XX в. свидетельствуют о другом. Зон, где возникла первоначальная Человек Homo habilis (человек умелый), а следовательно, и первобытная культура, есть несколько и, прежде всего, это не были зоны с благоприятным климатом.
Структура культурно-исторических зон:
1. Север тропической Африки – Судан;
2. Бассейн реки Конго – 3аир, Камерун, Гвинея, Габон, Конго;
3. Восточная Африка – Эфиопия, Джибутти, Сомали, Кения, Уганда, Руанда, Бурунди, Танзания, Замбия, Малави;
4. Южная Африка – Ангола, Мозамбик (юг), Зимбабве, Ботсвана, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото.
В классическом понимании в III тыс. до Р.Х. под Африкой понимали земли Ливии и Эфиопии, с которыми Египет уже в то время имел связи, а египетские мореплаватели (VI–V вв. до Р.Х.) плавали вокруг этого континента. Египтяне не ограничивались лишь знакомством с побережьем Африки, а проникали вглубь ее территории. В V–III ст. до Р.Х. народы всех культурных зон Африки имели прочные торговые связи со своими соседями и в первую очередь с Египтом. Анализируя влияние африканской культуры на развитие Египта, африкановеды выделяют наиболее развитую часть африканского континента и рассматривают ее как зону формирования этого культурного региона.
Наличие различных культурных зон затрудняет возможности системного анализа этого региона, так как одни и те же явления культуры здесь существенно разбросаны во времени и пространстве. В частности, если первые государственные образования в Западной Африке возникают в III в. после Р.Х., то в Центральной Африке – с X в., в Восточной и Южной Африке – с IV в. То же самое можно сказать о религии, искусстве, художественных ремесла и тому подобное.
Как и у большинства народов мира, представления африканцев о мироздании носили религиозно-мифологический характер. В них тесно переплелись сверхъестественное и естественное начала. Сверхъестественное: главное божество является первопричиной всех божеств, которые занимаются землей, лесами, водой, предками и тому подобное. Предки обеспечивают взаимосвязь сверхъестественного (их души) и естественного. Включение в религиозную жизнь все новых и новых членов происходило естественным путем через целый ряд религиозных обрядов.
Археологические исследования африканского культурного региона в XX в. стали убедительным доказательством наличия высокой художественной культуры. Углеродный анализ возраста находок показывает, что уже более 10 тыс. лет у этих народов существовали петроглифы и наскальная живопись, разнообразная как по жанрам, так и использованию различных техник и красок.