Понятие и сущность этнографии
Традиционно считается, что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого графо (пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые обозначены через греческое логос (понятие, учение), и поэтому являющихся теоретическими. По такому значению, что в корне слова данной науки имеет как логос - этнология, так и графо - этнография, это говорит о том, что наука весьма интересна и имеет множество различных подходов к изучению своего объекта, т.е. народа.
Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия «этнография» на «этнология» либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином «этнография» давно уже понимается не столько «народ (этнос) - описание (графо)», сколько «народоведение», что практически является русским переводом термина «этнология».
Следует, однако, отметить, что начиная с 1973 г. Даже в названии международных конгрессов слово «этнографический» было заменено на слово «этнологический». Но суть осталась той же.
Этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. С течением времени, если учесть, что этнографические материалы накапливались практически на протяжении всей письменной истории человечества, происходили некоторые, а иногда и существенные изменения определения самой этнографической науки. Подобное положение не может восприниматься как следствие неопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишь отражением постоянно и прогрессивно меняющегося уровня этнографических исследований. Такое состояние не уникально; нечто подобное происходит и в точных и в естественных науках.
Если отвлечься от несколько необычного определения этнографии как одной из общественных наук, данного в 20-х годах советским этнографом Л. Я. Штернбергом, современная литература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся в изданиях советской энциклопедии) и методический (изложенный в обобщающих и учебных публикациях). В прежних энциклопедических изданиях излагалось определение, данное этнографии советским ученым С. П. Толстовым:
«Этнография, историческая наука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения и развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов».
Во втором издании «Большой Советской Энциклопедии» в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: «Этнография - отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающая историю их расселения и передвижения».
Как можно видеть, подобное определение мало отличается от определения С. П. Толстова.
В 1976 г. В «Советской исторической энциклопедии» Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев фактически избегают давать определение науки, констатируя лишь объект ее исследования, предмет и метод. Они пишут: «Этнография… общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы - этносы, а также другие типы этнических (этнографических) общностей… Этнография изучает сходство и различия образа жизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предмет этнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовой культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнический облик.
В качестве главных источников используются, прежде всего, данные, полученные методом непосредственного наблюдения современной жизни народов. Сопоставляя материал прежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картину исторического развития быта и культуры данного народа или группы народов. Этнографии присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими из которых она тесно связана.
Этнография ставит и решает весьма различные проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни из них касаются прошлого, другие - современного».
Продолжая характеризовать этнографию, Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев излагают важнейшие проблемы, решаемые этнографами нашей страны. Данное толкование в значительной степени является расширенным комментарием к прежнему определению С. П. Толстова (с тем существенным дополнением, что в него вошло изучение и исторических этнических общностей, которые нельзя наблюдать «непосредственно», а судить о которых можно по различного вида письменным и вещевым источникам, элементам традиционной культуры). С другой стороны, как и первое определение, оно носит некоторый административный характер, т. Е. в значительной степени совпадает с планами научной работы ведущего этнографического центра страны и посему подвержено любым изменениям в результате изменения самой тематики исследований.
Видимо, ощущая подобную зависимость, С. А. Токарев в 1968 г. Привел в учебном пособии «Основы этнографии» более обобщенное определение: «Наиболее простое и в то же время точное определение этнографии:
Этнография - это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру».
В книге «Этнос и этнография», обобщающей проблематику советской и мировой этнографии, определяет этнографию как «науку об этнических общностях», добавляя при этом, что «понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная ее функция - исследование этого своего главного объекта во всем его многообразии. Так как этносы представляют собой отличающиеся друг от друга динамические системы, этнография прежде всего исследует сходство и различие между народами, а также изменение их характерных черт во времени, т. Е. этнические процессы».
Шло время, и уже в третьем издании БСЭ (1978 г.) Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев дают более краткое определение этнографии, правда, фактически повторяя самих себя: «Этнография… общественная наука, изучающая народы - этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной, повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик». В советском Энциклопедическом словаре 1980 г. Указано: «Этнография, этнология, народоведение - наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение (этнография) и культурно-исторические взаимоотношения народов».
Казалось бы, все ясно, но в учебном пособии «Этнография» под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова об этнографии говорится, что она представляет собой науку, объектом изучения которой являются народы мира. Здесь вновь отсутствует как содержательная, так и целевая установка.
Учитывая сказанное, можно дать следующее определение этнографии как науки: этнография - историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры и быта - составных частей мировой цивилизации.