Тема 15. НАУКА И ТЕХНИКА МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ. РОЛЬ ТЕХНИКИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

1. Развитие науки.

Достижения физики. Бор. Теория спектров. Первое расщепление атома. Новая квантовая теория. Дирак. Теория электронов. Космические лучи. Искусственный распад. Достижения химии. Электронная теория химии. Геохимия. Структура волокон. Пластичность металлов. Получение пластмасс. Бензин из угля. Полимеризация. Нейлон.

2. Развитие техники.

Электрификация. Трактора и широкое распространение сельскохозяйственной техники. Развитие авиации. Электронная промышленность. Радиовещание. Радиолокация. Начало телевидения.

3. Роль техники во второй мировой войне.

Война машин. Развитие танковой техники. Теория блицкрига. Воздушнодесантные войска. Теория воздушной войны. Стратегические бомбардировки. Реактивная авиация. Ракетная техника. Новый характер морской войны. Роль авианосной авиации. Подводная война. Создание ядерного оружия.

Тема 16. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1. Энергетика.

Атомная энергетика. Реакторы водо-водяного типа. Реакторы на быстрых нейтронах. Исследования в области управляемого термоядерного синтеза.

2. Развитие электроники.

Радиоэлектроника. Полупроводники. Микроэлектроника. Квантовые усилители и генераторы. Электронно-вычислительные машины. Персональные компьютеры. Информатика.

3. Металлургия и машиностроение.

Кислородно-конверторный способ выплавки стали. Непрерывная разливка стали. Прямое получение железа методом восстановления. Станки с программным управлением. Автоматические роторные линии. Автоматические линии с гибкой технологией. Промышленные роботы.

4. Космическая техника.

Первые шаги ракетостроения. В. фон Браун и С. П. Королев. Американо-советское соперничество в освоении космоса. Первые спутники. Полет Ю. Гагарина. Высадка на Луну. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Спутники связи. Метеорологические спутники. Исследование природных ресурсов земли из космоса.

5. Биотехнологии.

Расшифровка молекулы ДНК. Синтез ДНК. Генная инженерия. Клонирование. Селекция высокоурожайных сортов.

Написание реферата, подготовка сообщений и докладов, работа с научно-технической литературой. Подготовка к зачёту.

Ознакомление студентов с перечнем тем рефератов, сообщений и докладов (список тем рефератов, сообщений и докладов прилагается к УМКД). Рекомендация необходимой литературы по изучению тем дисциплины.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная проработка лекционного материала, подготовка к аттестации по дисциплине (зачёту), изучение рекомендуемой литературы (см. раздел «Учебно-методическое обеспечение»), написание реферата по выбранной теме, подготовка кратких сообщений и докладов по тематике факультативной дисциплины, выступление с ними в аудитории и их обсуждение с целью развития вербального интеллекта студентов и др.

Самостоятельная работа студентов также расписана в приложении и рекомендациях.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Проверка уровня освоения программы курса осуществляется путем устного (или письменного) опроса студентов, а также путем обсуждения сообщений и докладов по заданной теме. Студенты должны уметь грамотно и логически обоснованно излагать свои мысли по обсуждаемой теме. К зачёту необходимо представить реферат по выбранной теме в объеме около 15 страниц печатного текста.

Для получения зачёта кроме ответов на вопросы студент должен знать основные понятия и определения, рассматриваемые в рамках данного курса, а также иметь четкое представление об основных концепциях науки и техники. Основной материал курса должен быть усвоен на уровне воспроизведения и узнавания.

Учитывая факультативную направленность данного курса (дисциплина по выбору), посещение всех аудиторных занятий студентами является необязательным. Темы, обсуждаемые на пропущенных занятиях, студент изучает самостоятельно, используя рекомендуемую литературу по данным темам.

В течение всего периода изучения дисциплины студенты активно выполняют внеаудиторную самостоятельную работу: индивидуальная проработка лекционного материала, подготовка к аттестации по дисциплине (зачёту), изучение рекомендуемой литературы (см. раздел «Учебно-методическое обеспечение»), написание реферата по выбранной теме, подготовка кратких сообщений и докладов по тематике факультативной дисциплины и др. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и уровня освоения программы осуществляется в виде следующих форм контроля:

Форма текущего контроля – опрос студентов на занятии по материалам предыдущей темы; написание и обсуждение докладов, сообщений; написание рефератов по выбранной теме.

Форма промежуточного контроля – зачёт (примерные вопросы прилагаются).

Наши рекомендации