II тур — Историческое эссе — Максимальная оценка — 20

Ответы. История 5 класс. Максимальное количество баллов -40 .

Задание 1.За каждый правильный ответ-1 балл. Всего-8 баллов

1. А

2. Б

3. В

4. В

5. А

6. А

7. В

8. В

Задание 2. За каждый правильный ответ-2 балла.

Города-герои

Задание 3. За каждый правильный ответ-2 балла.

Г

Задание 4. За каждый правильный ответ-2 балла.

Б

Задание 5. За каждый правильный ответ-2 балла. Всего – 8 баллов

В Г А Б

Задание 6. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего- 8 баллов

В Г А Б

Задание 7. За правильный ответ 4 балла

Сибирское ханство

Задание 8. За каждый правильный вывод-2 балла. Всего-6 баллов

1.Существует религия.

2.Развито ремесло

3.Существует социальное расслоение

4.Люди находятся на пороге цивилизации (неолит)

Ответы. История 6 класс. Максимальное количество баллов -52.

Задание 1.За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 баллов

1. В

2. В

3. А

4. Б

Задание 2. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 4 балла

1. средневековые сословия

2. крестьянские повинности

Задание 3. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 4 балла

1. закон

2. конфуцианство

Задание 4. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 8 баллов

В Б А Г

Задание 5. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 6 баллов

1.рыцарь

2.чиновник

3.король

Задание 6. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 2 балла

Задание 7. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов

Г В Б Д А

Задание 8.За каждый правильный ответ с определением-2 балла,без определения-1 балл. Всего 4 б.

1. великое переселение народов

2. распад Римской империи

Задание 9. За каждый правильный ответ 1 балл. За ключевое слово-1 балл. Всего 10 баллов

1.бенефиций

2.обитель

3.мефодий

4.бедуины

5.монархия

6.мулла

7.мессионер

8.мозаика

9.Муххамед

Ключевое слово-феодализм

Ответы. История 7 класс. Максимальное количество баллов -62.

Задание 1. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов

1.В

2.А

3.А

4.Б

5.В

Задание 2. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 3 балла

АБВ

Задание 3. За правильный ответ 2 балла.

Территории, присоединенные к московскому государству при Иване III

Задание 4. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 4 балла

Орнамент, остальное - типы письма

Гаврило Алексич, остальные – участники Куликовской битвы

Задание 5. За правильный ответ 3 балла.

Слово-Стрибог

Задание 6. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 8 баллов

Б Д В А

Задание 7. За каждый правильный ответ 2 балл. Всего 10 балов

В А Б Д Г

Задание 8. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов

Твери ордынцев (монголо-татар) дань Калита великая тишина

Задание 9. За каждый правильный ответ 1 балл. Ключевое слово-2 балла. Всего 12 баллов

1.Александр

2.Юрий

3.Ярослав

4.Иван

5.Калита

6.Ольга

7.Всеволод

8.Мстислав

9.Игоревич

10.Владимир

Ключевое слово-Рюриковичи

Задание 10. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 4 балла

1. Римляне

2. карфагеняне (возможен вариант:армия Ганнибала)

Задание 11. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 6 баллов

1. монгольское нашествие

2. Киев

3. город был захвачен и разорен

Ответы. История 8 класс. Максимальное количество баллов -68 .

Задание 1. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов

1. А)

2. А)

3. Б)

4. Б)

5. Г)

Задание 2. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 6 баллов

АВГ

Задание 3. За правильный ответ 2 балла. Всего 2 балла

Дворцовые перевороты

Задание 4. За правильный ответ 2 балла. Всего 2 балла

Наместник. Остальные термины – выборные должности в Новгородской республике.

Задание 5. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 8 баллов

Б В Г А

Задание 6. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 8 баллов

Г Д Б В

Задание 7. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов

Павел I о престолонаследии Францией Ф.Ф. Ушаков (Ушаков) А.В. Суворову (Суворову).

Задание 8. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 18 баллов

Название торгового пути__«Из варяг в греки»

Моря

I___ Варяжское II___ Русское

Города

1_____ Царьград (Константинополь) 4______ Смоленск

2_____ Киев 5______ Новгород

3_____ Чернигов 6______ Ладога

Задание 9. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 14 баллов

12 июня 1812 г. «Великая армада»(«Великая армия») Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр(Неман), вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным не более 200 тысяч. Русские войска были разделены на 3 отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая – П. И. Багратиона, третья – М. И. Кутузова(А.П.Тормасова). Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг: 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности (манифест с призывом собирать народное ополчение; всеобщая воинская обязанность была введена только во второй половинеXIX века).Русские армии смогли соединиться только под Калугой(Смоленском) в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу Смоленск в тот период войны) не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября (17 августа).И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

Ответы. История 9 класс. Максимальное количество баллов -100 .

Задание 1. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 8 баллов.

1) г

2) в

3) б

4) в

5) б

6) г

7) в

8) б

Задание 2. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 16 баллов.

1)Всего 6 баллов

а) Борьба Руси с монголо-татарами;

б) этапы закрепощения крестьян;

в) русско-турецкие войны.

2)Всего 6 баллов

а) карибский кризис;

б) подписание пакта Молотова-Риббентропа;

в) афганская война

3) Всего 2 балла (неполный ответ-1 балл)

А. Невский, в 1242 г., после победы на Чудском озере.

4) Всего 2 балла

химическая лаборатория.

Задание 3. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 24 балла.

1) Всего 8 баллов.

б з е в д г а ж

Всего 11 баллов.

к л з а ж г б в е д и

Всего 5 баллов.

в б а д г

Задание 4. За правильный ответ 3 балла.

Княгиня Е.Р. Дашкова

Задание 5. За правильный ответ 3 балла.

Подписание капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

Задание 6. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 12 баллов.

1. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
2. Измаил
3. Ф.Ф.Ушаков. Мыс Калиакрия
4. Севастополь
5. 1783 г.
6. Территория, присоединенная к России по Ясскому мирному договору

Задание 7. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 4 балла.

а) в грош не ставить, б) бить баклуши.

Задание 8. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 4 балла.

а) абсолютная монархия

б) обмирщение

Творческое задание. (Эссе)Максимальное количество баллов-26.

Критерии оценки эссе:

1. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий. (8 баллов)

2. Связность и логичность изложения, уровень композиционного решения работы. (8 баллов)

3. Четкость и доказательность основных положений работы. (8 баллов)(Если участником представлены различные точки зрения историков по данному вопросу (+ 2 балла)).

Темы эссе:

1. «В процессе тотального овладения властью с 1917 по 1929 год большевики произвели контрреволюцию реформам 1860-х и 1905 годов». (Я.А. Гордин)

2. «Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре» (В.О.Ключевский)

3. «Сталин фактически реализовал «идеалы белого движения». (П.Н. Милюков)

4. « В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле» (С.М.Соловьев)

Ответы. История 10 класс. Максимальное количество баллов -100 .

Задание 1. «Разобрать по векам». (1 балл за каждую правильно расставленную дату. Максимальное число баллов – 24.)

X X1 XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI
  20 22     15 21 23      

Задание 2. «Что произошло?»(по1 баллу за каждую правильно определенную дату и событие. Максимальное число баллов – 12.)

вычисления событие
1914+1912=1826 –образование III отделения собственной его императорского величества канцелярии ( «чугунный» устав)
1917+1905= 1822 образование Северного общества декабристов
1906+1904= 1810 образование Государственного совета

Задание 3.«Двойные даты» (по 1 баллу за правильно названную дату и событие. Максимальное число баллов 4.)

Событие Дата Событие
1.Венчание Ивана Грозного на царство Восстание в Москве
2.Подписание пакта о ненападении между СССР и Германией начало Второй мировой войны

Задание 4. Ответьте на вопросы. (1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 2)

а) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь

б) Северная война.

Задание 5. Составьте определение из предложенных слов. (3 балла за «собранное» определение +1 балл за определяемое слово (понятие). Максимальное число баллов – 8.)

1. Дань

2. Рядович

Задание 6. Определите оппозиции. (1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

б) славянофилы,

в) республиканцы,

г) революция,

Задание 7.Назовите прозвища правителей. (1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

б) Донской

в) Грозный

г) Тишайший

Задание 8. Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой. Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор. Максимальное число баллов – 9 (1 балл за перечень картинок и по 2 балла за каждый правильный аргумент).

1, 3, 5.

Бюст-реконструкция Ярослава Мудрого (1),

карта похода Ярослава на печенегов (5),

реконструкция Софийского собора в Киеве, построенного в честь победы над печенегами (3).

Задание 9. Прочитайте эти высказывания и ответьте на вопросы. (1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 4.)

а) «Слово о полку Игореве». О междоусобной борьбе между русскими князьями и набегах половцев.

б) Князь Святослав, перед сражением с превосходящими силами византийцев.

Задание 10. Определите “лишнее” в каждом ряду. Ответ запишите в таблицу.(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5).

в б б г в

Задание 11. Проблемное задание. Анализ источников. Оценивается комиссией самостоятельно, т.к. возможны разные варианты аргументированных оценок (3 балла за каждый обоснованный ответ. Максимальный балл-6)

Творческое задание. Напишите эссе.( Максимальное количество баллов-20)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться

следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). -4 балла

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. -4 балла

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. – 4 балла

4. Четкость и доказательность основных положений работы. – 4 балла

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. – 4 балла

Темы эссе (по выбору):

1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик». (А. И. Уткин)

2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев)

3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)

4. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)

5. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)

6. «Прошедшее лежит перед нами открытой книгой. Нехорошо не уметь читать в ней; еще хуже уметь читать чего в ней не написано». (В.О. Ключевский).

Ответы. История 11 класс. Максимальное количество баллов -100 .

1. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла

1. «Младосимволисты»

2. Даты принятия Конституций в РСФСР – СССР

3. Министры иностранных дел СССР в середине – второй половине XX века;

2. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов

1. Багратион; 2.Белоруссии; 3.Львовско-Сандомирская;

4. Ясско-Кишиневская; 5. Румынии

3. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла

1. Самара 2. Нижний Новгород

3. р. Урал 4. Крымский п-ов

4. За каждое правильное определение «общего» - 1 балл, За каждое правильное определение «различного» - 1 балл. Итого – 3 балла

Термин Общее Различное
«Автономизация»   Планы создания Советского Союза в 1922 г. среди высших руководителей страны Предоставление в рамках унитарного государства широкого самоуправления; отстаивался И. В. Сталиным
Федерализм Равноправие субъектов, самостоятельность в большинстве вопросов (кроме внешней политики, обороны, финансов и т.д.); отстаивался В. И. Лениным

5. За каждый развернутый ответ – 1 балл. Итого – 3 балла

1. Ясско-Кишиневская операция (20-31 августа 1944 г.), приведшая к стремительному разгрому немецко-румынской Группы Армий «Южная Украина», освобождению Молдавии и выведению из войны Румынии;

2. Постоянные перестановки министров в правительстве Российской империи в 1915-1916 гг. годы Первой мировой войны;

3. Обозначение виселиц; к этой мере наказания приговаривали военно-полевые суды, введенные П. А. Столыпиным (премьер-министр в 1906-1911 гг.);

6. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов

1. Тамбовское; 2. Кронштадте; 3. 1921 г.; 4. Новую экономическую политику (НЭП);

5. продразверстки 6. продналогом

7. За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 4 балла

Литератор
Усадьба б а г в -

8. За каждое верное «да» - 1 балл, за каждое верное «нет» с объяснением – 2 балла, без объяснения – 0 баллов (оценка не ставится). Итого – 5 баллов

1. Нет, еще Бессарабии

2. Да

3. Нет, образование ОВД (1955) – ответ на вступление ФРГ в НАТО (1955), а не создания Североатлантического альянса (1949)

9. За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 3 балла

1. 1949 г. 2. 1938 г. 3. 1943 г.

10. За первый и третий вопрос – по 1 баллу, за второй (если даны все три элемента) – 2 балла, 1 балл (2 элемента), 0 баллов (если 1 ил менее элементов). Итого – 4 балла

1. В. М. Молотов (по совместительству – глава НКИД)

2. Северной Америке; с 1867 г., когда Александр Второй передал права на Аляску (российское владение в Северной Америке) США за 7,2 млн. долларов на 99 лет;

3. Заготовка валенок и лаптей для бойцов и командиров РККА

11. За верный первый вопрос – 1 балл, за второй вопрос – названа группа экономики, её функции, причины её роста – 2 балла, лишь 2 элемента – 1 балл, 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за третий вопрос – названы верно отрасль и не менее двух причин – 2 балла, названы лишь 2 элемента – 1 балл, назван 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за верные четвертый и пятый вопросы – по 1 баллу. Итого – 7 баллов

1. Нет, нельзя, так как по 3 из 5 показателей план (и отправной, и оптимальный) выполнен не был, в том числе по произведенному национальному продукту;

2. Группа «А» - производство средств производства, именно она составляет основу гражданского и военного тяжелого машиностроения – а именно эти отрасли считались тогда стратегически важными;

3. В сельском хозяйстве; причины – коллективизация (в том числе «раскулачивание»), низкие урожаи в 1932-1933 гг., сосредоточение основного внимания государства на промышленном, а не на аграрном элементе экономики;

4. Первый план был составлен ранее и в основном готовился специалистами Госплана; второй – непосредственно руководством СССР во главе с И. В. Сталиным, который посчитал первоначальный вариант плана недостаточным;

5. Тяжелая промышленность (в т. ч. автомобилестроение, танкостроение, тракторостроение, авиационная и кораблестроительная отрасли, выплавка стали, чугуна и т. д., станкостроение)

12. За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 4 балла

1. Доклад (выступление) Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС

2. 14 февраля 1956 г.

3. Концепция «мирного сосуществования»

4. Улучшение отношений с США в 1957-1961 гг.

13. За каждое правильное соотношение – 1 балл, итого – 5 баллов

Событие отечественной истории
Событие всемирной истории в д а б г

14. Правильно выделены группы (обе) – 2 балла. Каждый верно отнесенный к группе полководец -1 балл. Неверное соотношение номера полководца и его фамилии-0 баллов. Итого – 8 баллов.

Группа, критерий выделения Полководцы- участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Полководцы-участники Гражданской войны 1918-1922 гг.
Номера полководцев (в скобках назовите их) 1. (Г. К. Жуков), 3. (К. К. Рокоссовский), 5. (А. М. Василевский) 2. (М. В. Фрунзе), 4. (В. К. Блюхер), 6. (В. И. Чапаев)

15. За каждое правильное распределение-1 балл. Итого – 9 баллов

Сражения, относящиеся к оборонительному этапу Отечественной войны 1812 г. Сражения, последовавшие за переходом русской армии к наступлению
Бой под Миром, Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, бой под Клястицами, бой под Красным сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение, битва под Малоярославцем, Вяземское сражение

16. За каждый правильный ответ (название промышленного района и специализация) – 1 балл, итого – 7 баллов

№ районов на карте Название промышленных районов Специализация
I Центральный Текстильная промышленность
II Северо-Западный Металлообработка и машиностроение
III Западный Добыча угля
IV Причерноморский Добыча угля, металлургия
V Закавказский Добыча нефти
VI Уральский Металлургия
VII Юго-Западный Пищевая

II тур — Историческое эссе — Максимальная оценка — 20

Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимальный балл — 4.

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимальный балл — 4.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимальный балл — 4

4. Четкость и доказательность основных положений работы. Максимальный балл — 4

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимальный балл — 4

Наши рекомендации