Методы исследования Текстов Пирамид
На нынешней стадии исследования представляется крайне необходимым обратить особое внимание на основные методы исследования Текстов Пирамид.
Уже хотя бы потому, что с момента выхода в свет издания К. Зете, т. е. в ходе раскопок и расчисток, было обнаружено большое количество доселе неизвестных текстов, на повестку дня ставится задача по подготовке нового издания Текстов Пирамид, о необходимости которого говорить просто излишне. Но ему должно предшествовать издание текстов каждой пирамиды в отдельности, с фотографиями текстов и с их факсимильной передачей одновременно59.
Обязательным дополнением к такому новому изданию должен стать полный индекс, по возможности, текстолого-критический, в котором учитывались бы все слова и выражения, фигурирующие в Текстах Пирамид60.
Для того, чтобы лучше представить себе эти тексты и, соответственно, правильно обращаться с ними, отыскивать параллельные места, определять их подлинные места в надписях той или иной пирамиды, следует пользоваться конкордансом или таблицей соответствий в третьем томе издания К. Зете, или работой Т. Г. Аллена, а также компьютерной обработкой данных мадам Крозье61.
Надлежащее исследование эпиграфики застопорилось, едва начавшись, см. четвертый том издания К. Зете. Истинная палеография, учитывающая форму знаков и способы
их группировки, все еще ждет своего исследователя. В каждой пирамиде господствует свой собственный стиль. Тогда как в пирамидах Унаса и Тети знаки выпуклы, и передается только их общий контур без внутренних деталей, в пирамиде Пепи I последние изображены просто великолепно. Знаки в пирамиде Тети не окрашены, а в пирамиде Пепи I окрашены в ярко-зеленый цвет, символизирующий вечную молодость. Для того, чтобы лучше разобраться в эпиграфике Текстов Пирамид, следует руководствоваться работами П. Лако62, в которых огромное внимание уделяется форме знаков и их использованию, а также употреблению знаков для слов (signe-mot) (знаков-образов, либо знаков фонетических (signe-image, signe phonetique)), которые весьма часто встречаются в Текстах Пирамид: речь идет о сохранении древнего состояния письма, а не о сокращении более древних и более полных написаний. П. Лако мастерски осветил в своей работе искажения знаков.63 О графических расподоблениях повествует специальная статья Е. Дриотона64. Фактически же издание текстов любой из пирамид, о необходимости которого мы говорили выше, должно бы сопровождаться исследованием графической системы каждой пирамиды, системы ее предпочтений и неприятий. Например, составители и оформители надписей в пирамиде Тети предпочитали, кажется, «аналитические» (т. е. составные) написания, по возможности обходясь без слов-знаков (signe-mot), разлагая их на знаки, передающие один согласный или полугласный (elements uniliteres). Они избегали изображений человека и даже частей человеческого тела. Они совершенно не изображали животное, знаком которого обозначался бог Сет (в пирамиде Унаса он, однако, уже встречается). И из-за отвращения к Сету они не пользовались знаком, изображающим фламинго - dSr, передающим красный цвет - цвет песка и пустыни.
Для изучения грамматики Текстов Пирамид, созданных во времена Старого царства, язык которого в обобщенном виде именуется «староегипетским», и который представлен не только в Текстах Пирамид, но и в многочисленных вне-пирамидных надписях, следует пользоваться великолепной грамматикой староегипетского языка, вышедшей в двух томах и написанной Эльмаром Эделем65. Можно пользоваться и оригинальным исследованием К. Э. Сандер-Хансена66.
Проблемы стилистики Текстов Пирамид рассматриваются в работе Отто Фирхова67. Проблема параллелизма членов рассмотрена у Ж. Сент Фар Гарно68 и у П. Лако69. «Игра слов» - случай особый70.
Тексты Пирамид сочетают в себе элементы совершенно разного происхождения и природы. Среди жанров, представленных в этих текстах, господствующее положение занимают гимны и молитвы. Ими занимались Ж. Сент Фар
С9
Гарно71, Л. И. Каземир72 и А. Барук73.
Первая «книга» мировой литературы - тексты, имеющие первостепенное значение для религии и цивилизации Древнего Египта, лежат в основе любого египтологического исследования. Эта «книга» до конца отнюдь не исследована, а методы ее изучения вовсе не исчерпаны. Многочисленные исследования74, часть которых можно с полным правом назвать основополагающими, посвящены самым разным аспектам этого на редкость разнородного сочинения. Как по методам, так и по своим целям, эти исследования очень отличаются друг от друга. Здесь и труды, посвященные общим, доктринальным проблемам, и монографии по отдельным божествам75, и толкования наиболее характерных пассажей76. Но, несмотря на обилие работ, посвященным Текстам Пирамид, мрак, окутывающий их смысл, не только не развеивается, но, кажется, наоборот, усиливается. Этот мрак озаря-
юг лишь молнии магической поэзии, но они только усиливают контраст. Рассеять этот мрак - первейшая задача египтологии.
Примечания
1 А. Мариетт, который отрицал существование текстов внутри пирамид, получил доказательство того, что пирамиды последних правителей Старого царства не были «немыми», незадолго до своей кончины 18 января 1881 г. См. Maspero С. Mariette, Notice biographique. Bibliotheque Egyp-tologique. T. XVIII. 1904. P. CCXX.
2 См., в частности, очерк по истории исследования, проведенного самим Г. Масперо в 1881 г., в его Les inscriptions des Pyramides des Saqqarah. Paris. 1894, а также план на с. 2.
3 Унас (Ounas): Rec. Trav. 3. 1881-1882. P. 177- 224; 4. 1883. P. 41-78. - Тети (Ted): Rec. Trav. 5. 1884. P. 1-59. - Пепи (Pepi) I: Rec. Trav. 5. 1884. P. 157-198; 7. 1886. P. 145-176; 8. 1886. P. 87- 120. - Меренрё (Merenre): Rec. Trav. 9. 1887. P. 177- 191; 10. 1888. P. 1-29; 11. 1889. P. 1-31. - Пепи (Pepi) II: Rec. Trav. 12. 1892. P. 53-95, 136-195; 14. 1893. P. 125-152.
4 См. прим. 2.
5 Разделение текстов на главы (Kapitel) было предпринято графом X. Шак-Шакенбургом.
6 Сверху, над входом в вестибюль пирамиды Пепи I, мы обнаружили граффито, выполненное углем, гласящее: «Adolph Stein». Рядом стоит дата: «апрель-май 1898».
7 Sethe К. Die altagyptischen Pyramidentexte. I. Text Pyr. 1-905. Leipzig, 1908; II. Text Pyr. 906-2217. Leipzig, 1910. Эти два огромных тома были фототипически переиз-
даны в 1960 г. К этому следует добавить еще два тома, опубликованные в Лейпциге в 1922 г. Третий том содержит критический аппарат, описание надписей (которому предшествует план расположения текстов в каждой пирамиде) и точнейший конкорданс текстов. Том четвертый содержит детальное описание эпиграфики. См. Grapow H. Kurt Set-he's Ausgabe der Pyramidentexte. Zeitschrift der deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. Bd. 91. 1937. S. 537-554 (Cp. Chronique d'Egypte. Vol. XIV. No. 28. 1939. P. 218-231).
8 Каждый отдельный стих обозначен буквой в алфавитном порядке.
9 На надписях саркофагов представлены элементы титу-латуры Меренрё (М 130) и Пепи II (№ 135). Первые столбцы текста пирамиды Унаса, которые содержат дарственные формулы, дополняются подробностями, которые обнаруживаются уже в пирамиде Пепи II.
10 Раскопки Г. Масперо в декабре 1880 г. и работы М. Абд-эс-Салама во время второй мировой войны показали, что пирамида Джедкаре-Исеси не содержит текстов. Таким образом, Унас оказывается первым, кто ввел в обычай вырезать иероглифические тексты внутри царских усыпальниц.
11 Вопреки утверждениям К. Зете в Die altagyptischen Pyramidentexte. I. 1908. S. VII.
12 JequierG. Douze ans de fouilles dans la necropole mem-phite 1924-1936. Memoire de rUniversite de Neuchatel 15. Neuchatel, 1940. Относительно Пепи II см. на с. 34-40; царицы - с. 75 и ел. (Нейт - с. 80-81; Апуит - с. 86; Уджебтен - с. 89); царек Аба - с. 96-100.
^JequierG. Fouilles a Saqqarah. La pyramide d'Oud-jebten. 1928. P. 5-8. PI. VI-XII.
14 Jequier С. Fouilles a Saqqarah. Les pyramides des reines Neit et Apouit. 1933. P. 14-25. PI. VII-XXXII. Это материал, относящийся к Нейт. Следует учесть важные замечания Курта Зете на с. 25-28. Относительно Апуит см. там же, с. 47-48 и изображения XXXVIII- XXXIX.
15 Jequier С. Fouilles a Saqqarah. La pyramide d'Aba. 1935. P. 4-20. PL III-XVI.
16 Эпизоды и сюжеты из Текстов Пирамид встречаются и в более поздних письменных памятниках, причем на всем протяжении египетской истории, вплоть до окончательной победы христианства. См. Hayes W. С. The Texts in the Mastabah of Se'n-Wosret-rAnkh at Lisht // Publications of the Metropolitan Museum of Art. Egyptian Expedition. Vol. 12. New York, 1937. Они заимствованы в Тексты Саркофагов, их можно встретить на стелах Нового царства, в папирусах поздней эпохи, в гробницах и саркофагах саисского времени, см. Е. Drioton. Textes religieux des tombeaus Sa'ites. ASAE. 52. 1952. P. 105-128; M.-L. Buhl. The Late Egyptian Anthropoid Stone Sarcophages. Kopenhagen, 1959. Sethe K. Ubersetzung und Kommentar (перед переводом каждой главы); Allen Т. С. Occurrences of Pyramid Texts with Cross Indexes of These and other Egyptian Mortuary Texts // Studies in Ancient Oriental Civilization. No. 27. Chicago. I. Text. The Cairo, 1926. P. 1-2.
"Sainte Fare Gamot J. // BIFAO. LVII. 1958. P. 167.
19 Jequier G. Fouilles a Saqqarah. Le monument -runeraire de Pepi II. Tome I. Le tombeau royal. Le Caire, 1936; конкорданс см. на с. 24-32. См. также 24 таблицы мозаики фрагментов.
20 Относительно результатов см. LauerJ.-Ph. et Sainte Fare Garnot J. Rapport preliminaire sur les recherches
entreprises dans le sous-sol de la pyramide de Teti a Sakkarah, en 1951 et 1955-1956. ASAE LV. 1958. P. 258-261 et 2 pi.; LauerJ.-Ph. // BSFE no 9. Fev. 1952. P. 24- 25 et no. 22, Nov. 1956. P. 59-60. Fig. 30; Sainte Fare Garnot }. Nouveaux textes de la Pyramide de Teti a Saq-qarah. CRAIBL. 1956. P. 257-262; idem. Du nouveau sur les Textes des Pyramides: releves epigraphiques dans le sous-sol de la Pyramide de Teti (1951-1956). BIFAO LVII. 1958. P. 165-172 et 4 pi.; idem. Nouveaux textes de la Pyramide de Teti // Melanges Mariette. 1961. P. 169-171 et 6 pi.; J. Leclant // Orientalia. Roma. 21. 1952. P. 239; 27. 1958. P. 55 et Fig. 10-11; 30. 1961. P. 109.
21 Январь-февраль 1965 г., январь-февраль 1966 г. и январь-февраль 1967 г.
22LauerJ.-Ph. II BSFE no. 43. Juillet 1965. P. 18- 19. PI. IV, A et B; Leclant J. // Orientalia. 34. 1965. P. 184; 35. 1966. P. 137 et fig. 12-18; idem // BSFE no. 46. Juillet 1966. P. 9-16. PI II; idem // BIE XLVII. 1969. P. 53-61, 2 pi.
23 Отчет об этой работе см. в следующих сообщениях: Leclant /. // Orientalia 36. 1967. P. 189. Fig. 15-18; 37.
1968. P. 106-107. Fig. 22-27; 38. 1969. P. 256. Fig. 25-31; 39. 1970. P. 332-333. Fig 31-36; 40. 1971. P. 232-233. Fig. 15-24; 41. 1972. P. 256-257. Fig 5-14; LauerJ.-Ph. // GRAIBL. 1966. P. 469; BSFE no. 52. Juillet 1968. P. 23-27. PI. IV et Fig. 3; CRAIBL
1969. P. 466-479. PI. II et BSFE no 56. Nov. 1969. P. 16-24; Leclant}. // BSFE no. 58. Juin 1970. P. 5-18, 8 fig.
24 P.151+14 (=§ 1866 a, N 660) дает, например, великолепное написание игры змей.
"LauerJ.-Ph. Ц BSFE no. 56. Nov. 1969. PL I-В.
^LeclantJ. II Orientalia. 41. 1972. P. 257.
27 PiankoffA. The Pyramid of Unas // Egyptian Religious Texts and Representations. Vol. 5. Bollingen Series. XL. 5. Princeton. 1968.
28 Первые четыре тома выходили с 1935 по 1939 год. На судьбу этого издания оказали сильное влияние два события: смерть самого автора, а затем вторая мировая война. Пришлось ждать до 1962 г., когда, наконец, появился пятый том, посвященный переводу и комментарию глав 507-582. Перевод оборвался на § 1567, а комментарий - на § 1565. Том шестой посвящен группе индексов (божества, названия, общие места, египетские слова (с. 84-209), коптские слова, грамматика и стилистика (с. 232-234), примечания к отдельным знакам).
29 Эти тексты начинаются непосредственно перед саркофагом. Так, по версии Унаса, единственной, которую знал К. Зете (ср. PiankoffA. The Pyramid of Unas. 1968. PI. 39-40) и которая в настоящее время может быть сравнена и дополнена из Т (Orientalia 35. 1966. PI. IX. Fig. 15; BSFE no. 46. Juillet 1966. PI. II; BIE XLVII. 1969. PI. II), из Р (недавние раскопки, см. выше), из N (JequierC. Fouilles a Saqqarah. Le monument funeraire de Pepi II. T. 1. Le tombeau royal. 1936. PI. VIII), из Nt (JequierG. Les Pyramides des reines Neit et Apouit. 1933. PI. XVIII. L. 493).
30 Сначала Л. Спелеерс (L. Speleers) выпустил в 1923-1924 гг. два тома в компактном автографическом исполнении под названием Les Textes des Pyramides Egyptiennes. Первый том - перевод, второй - словарь. Затем это было перепечатано в одном томе под титулом Traduction, index et vocabulaire des Textes des Pyramides Egyptinnes. Bruxelles. s. d. (1935-1936).
31 Mercer S. A. B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. New York; London; Toronto, 1952. Первый том содержит перевод. Тома 2 и 3 - комментарий. Четвертый содержит «экскурсы», написанные не только самим автором, но и другими египтологами, и дополнен индексами некоторых терминов (в переводе), а также египетским словником. В первом томе на с. 12-19 содержится конкорданс новых версий, включенных в издание и обнаруженных уже после выхода в свет публикации К. Зете.
32 Faulkner R. О. The Ancient Egyptian Pyramid Texts, Translated into English. Oxford, 1969. Idem. Supplementary of Hieroglyphic Texts. Oxford, 1969.
33 Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide. Beschreibung und erlauterte Ubersetzung. Wiesbaden, 1971. Этой работе предшествует одноименная статья в ASAE 53. 1956. S. 339-439.
34 В настоящее время мадам Клодин Крозье (Париж. Ecole Pratique des Hautes Etudes, Vе section) работает над индексом цитат из Текстов Пирамид (Crazier С/. Index des citations des Textes des Pyramides). Она разработала методику регистрации информации, позволяющую, среди прочего, постоянно накапливать сведения по текущим публикациям. Эта информация, по мере своего накопления, выходит отдельными изданиями каждые полгода. Только в июне 1972 г. количество учтенных монографий и статей достигло сотни.
35 Breasted J. H. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York, 1912.
36 Speleers L. Comment faut-il lire les Textes des Pyramides egyptiennes? Bruxselles, 1934.
37 Sander-Hansen C. E. De gammel aegyptske Pyrami-detekster som kulturhistorisk Kildeskraft // Festskrift udgivet
af Kebenhavns Universitet i Anledning af Hans Majestaet Kongens Fedseldag 11. Marts 1953.
38 См. прим. 31, а также Mercer S. A. B. Literary Criticism of the Pyramid Texts. London, 1956.
39 Sethe K. Die Totenliteratur der alien Aegypter. Die Geschichte einer Sitte. Sitzungsberichte der Berliner Akademie. Phil.-Hist. Klasse. Nr. XVIII. 1931.
40 Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Aegypter. I. Auflage. Leipzig. 1926; 2. Aufl. Berlin, 1956 (Index: S. 305-308); Handbuch der Orientalistik. 1. Aegyp-tologie. 2. Literatur. 1952. S. 30-38.
41 Junker H. Pyramidenzeit. Das Wesen der agyptischen Religion. Einsiedeln, 1949.
42 Spiegel J. Die religionsgeschichtliche Stellung der Pyrami-dentexte. Orientalia. Vol. 22. 1953. P. 129-157; Das Wer-den der altagyptischen hochkultur. Aegyptische Geistsgeschichte im 3. jahrtausend vor Christi. Heidelberg, 1953. В последнем сочинении содержится перевод многих отрывков из Текстов Пирамид.
43 Roeder С. Urkunden zur Religion des alten Agypten. Jena, 1923. S. 185 ff.
44 Kees H. Aegypten // Religionsgeschichtlichen Lesebuch herausgegeben von A. Bertholet. Heft 10. Tubingen. 2. Auflage. 1928.
45 Donadoni S. La religione dell'antico Egitto. Testi. Ban. 1959. P. 3-139; cf. E. Bresciani. Letteratura e poesia dell'antico Egitto. Torino, 1969. P. 5-13.
46 «Пестрое собрание текстов, совершенно различных по содержанию, в основном, кратких, подборка и порядок следования которых меняются в каждой пирамиде» - BrunnerH. Grundzuge einer Geschichte der altagyptischen Literatur. 1966. S. 23.
47 Уже неоднократно предпринимались попытки возвести те или иные пассажи к доисторическим временам, к заре египетской цивилизации. По мнению 3. Шотта (Schott S. Mythe und Mythenbildung. 1945. S. 10 и ел.), большая часть текстов датируется III-V династиями.
48 Schott S. Mythe und Mythenbildung im alten Aegypten // Untersuchungen. 15. Leipzig. 1945; Mythen in den Py-ramidentexten // S. A. B. Mercer. The Pyramid Texts. IV. Excursuses. 1952. P. 106-123; Die alteren Gottermythen // Handbuch der Orientalistik. I. Aegyptologie. 2. Literatur. 1952. S. 67-74.
49 Некоторые пассажи Текстов Пирамид носят явный «антиосирисовый» характер, в особенности те, где речь идет о «плохом прихождении», см. Е. Drioton. Sarcasmes centre les adorateurs d'Horus // Melanges Syriens offerts a M. R. Dussaud. II. 1939. P. 495-506. Cp. R.Weill. L'incantation anti-osirienne inseree dans la composition du chapitre Pyramides 1264-1279. BIFAO. XLVI. 1947. P. 159-197.
50 Пирамида Пепи I, передняя, западная стена, столбец Р 233+4, нижняя часть стены.
51 См., например, в высшей степени теоретизированную реконструкцию египетских религиозных воззрений в работе Sethe К. Urgeschichte und alteste Religion der Aegypter. Leipzig. 1930.
52 Уже было замечено, что такие тексты имели тенденцию располагаться поблизости от прохода в сердаб, т. е. от того места, где возможнее всего было ожидать вторжения извне в погребальные помещения.
53 Эти изречения, по К. Зете, посвящены «преображению» покойного царя (Verklarungsspriiche). Он рассмотрел их в своей Die Totenliteratur der alten Aegypter. 1931. S.
520 ff. При отсутствии заупокойной службы, проводимой по строгому канону, покойный мог осведомиться об этом в общих чертах, двигаясь от саркофага к выходу из гробницы, принимая к сведению то, что написано сразу на двух стенах - правой и левой.
54 На роль жрецов-чтецов могло бы указать использование в верхнем конце каждой колонки указующего выражения «сказать речь» (ddmdw). Но это выражение или пометка встречается систематически в данных местах только в пирамидах Тети и Пепи II.
55 Матъе М. Э. Тексты Пирамид - заупокойный ритуал // Вестник Древней Истории. 4. 1947. С. 30-36; SchottS. Bemerkungen zum altagyptischen Pyramidenkult // Ricke H. Beitrage zur agyptischen Bauforschung und Alter-tumskunde. V. 1950. P. 136 ff.; Bonnet H. // JNES. 12. 1953. P. 257-273; Frankfort H. Bibliotheca Orientalis. 10. 1953. P. 157-162; J. Spiegel. Das Auferstehungsritual...; Piankoff A. The Pyramid of Unas...; P. Barguet // Revue de 1'Histoire des Religions. CLXXVII. P. 469. Janv.-Mars. 1970. P. 65-69. Последнюю статью следует считать едва ли не самой серьезной.
56 Все эти исследования никак не связаны между собой, а их авторы исходят из различных предпосылок: по 3. Шотгу, ритуальное действо начинается в поминальном храме, по И. Шпигелю - в самих гробничных покоях.
57 См. выше, где уже упоминалось об этом обстоятельстве.
58 Следует отметить, что исследователи продолжают игнорировать фактор планировки заупокойных храмов. А ведь именно основываясь на этих храмах, 3. Шотт и X. Рике намеревались привести в соответствие порядок чтения пассажей в Текстах Пирамид, см. 3. Шотт, ук. соч., с. 150 и 223; см. прим. 55 и 56.
59 Это как раз то, что начал делать А. Пьянков на самом выигрышном материале пирамиды Унаса, см. выше; правда, факсимиле текстов приложить он так и не успел.
60 Пока что мы располагаем лишь словарем Л. Спелеерса, см. выше. Несмотря на все его промахи и ошибки, хорошо уже то, что он существует. Следует также пользоваться словником С. А. Б. Мерсера, помещенном в четвертом томе его издания, с. 158-224, и индексом в четвертом томе издания К. Зете, см. выше. Как известно, Большой Берлинский Египетский Словарь возник на основе систематической обработки и росписи египетских текстов, ставших достоянием науки в начале двадцатого века, в том числе и Текстов Пирамид.
61 В августе 1972 года вышло первое издание Table de Concordance des Textes des Pyramides, осуществленное Cl. Crazier, Paris.
62 Lacau P. Sur le systeme hieroglyphique. Le Caire, 1954. О словах-знаках см. L. Speleers. Egyptische Oudheidkunde en bepalingsteekens in de Pyramidenteksten // Gentsche Bijgranden tot de Kunstgeschiedenis. Anvers. 1. 1934. P. 7- 44; 2. 1935. P. 13-78; 4. 1937. p. 19-106; 6. 1939- 1940. P. 7-106.
63 Lacau P. Suppresion et modifications de signes dans les textes funeraires // ZAS. 51. 1914. P. 1-64.
64 Drioton E. Dissimilations graphiques dans les Textes des Pyramides // ASAE. 49. 1949. P. 57-68.
65 Edel E. Altagyptische Grammatik. 2 Bde. // Analecta Orientalia. 34 und 34/39. Roma, 1953. 1964. Индекс к пассажам Текстов Пирамид, цитированным этим автором, был опубликован отдельно, ибо тот, что приложен к самой грамматике, никуда не годится. Для первого тома он был составлен Ж. Сент Фар Гарно и опубликован в BIFAO 57. 1958, а для второго тома - А. Гёдике, и опубликован в
том же журнале, 64. 1966. Полный индекс цитат вышел в работе R. Gundlach und В. Schwartzkopf. Register der Zi-tate... Roma, 1967. S. 11-27.
66 Sander-Harisen C. E. Studien zur Grammatik der Pyra-midentexte. Kebenhavn, 1956.
67 Firchow O. Grundzuge der Stilistik in den altagyptischen Pyramidentexten. Berlin, 1953.
68 Sainte Fare Gamot J. Quelques aspects du parallelisme dans les Textes des Pyramides. Revue de 1'Histoire des Religions. CXXIH. 1941. P. 5-26.
69 Lacau P. Sur le Parallelisme dans les Textes des Pyramides et ailleurs // S. A. B. Mercer. The Pyramid Texts. IV. Excursuses. 1952. P. 140-157.
70 Sander-Hansen C. E. Die phonetischen Wortspiele des altesten Agyptischen. Acta Orientalia. 20. 1946. S. 1-22.
71 Sainte Fare Gamot J. L'hommage aux dieux sous 1'An-cien Empire egyptien d'apres les Textes des Pyramides. Paris. 1954.
72 Cazemier L. J. Das Gebet in den Pyramidentexten // Jaarbericht Ex Oriente Lux. Nr. 15. Leiden, 1957-1958. S. 47-65.
73 Barucq A. L'expression de la Louange divine et de la priere dans la Bible et en Egypte. Le Caire, 1962.
74 Краткая выборочная библиография, идущая ниже, должна продемонстрировать все многообразие возможных подходов к изучению Текстов Пирамид и способствовать выбору собственного подхода тому, кто решит ими заняться. Итак,см.:Лп//1С5 R. Remarks on the Pyramid Texts and the Early Egyptian Dogma. JAOS. 74. 1954. P. 35-39; Zandee J. Death as an Enemy according to Ancient Egyptian Conceptions. Leiden, 1960; Rudnitzky G. Die Aussage uber
«das Auge des Horus». Kopenhagen, 1956; Wei// R. Le ч champ des roseaux et le champ des offrandes. Paris, 1963; Abbas Bayoumi. Autour du champ des souchets et du champ des offrandes. Le Caire, 1940; Sainte Fare Garnot f. The im3h and the im3hww in the Pyramid Texts // Mercer S. A. B. The Pyramid Texts. IV. Excursuses. 1952. P. 95-106; Leclantf. Le role du lait et de I'allaitement d'apres les Textes des Pyramides. JNES. 10. 1951. P. 123- 127; Briggs R. E. Astronomy in the Pyramid Texts // Mercer S. A. B. Op. cit. 1952. P. 38-49; DriotonE. Les fetes dans les Textes des Pyramides // Mercer S. A. B. Op. cit. 1952. P. 81-89; Spiegel f. Arbeiterreden in den Pyramidentexten. Orientalia. 22. 1953. P. 233-241; Kakosy L. The Pyramid Texts and Society in the Old Kingdom // Annales Universitatis Scientiarum Budapestinensis de R. Eotvos nominatae. Sectio Historica. Budapest. 4. 1962. P. 3-16.
75 Allen T. G. Horns in the Pyramid Texts. A dissertation. Chicago, 1916; Faulkner R. O. The God Setekh in the Pyramid Texts. Ancient Egypt. 1925. P. 5-10; Griffiths }. G. The Conflict of Horus and Seth from Egyptian and Classical Sources. Liverpool, 1960; Rusch A. Em Osirisritual in den Pyramidentexten. ZAS. 60. 1925. S. 16-39; idem. Die Entwicklung der Himmelsgottin Nut zu einer Toten-gottheit. Leipzig, 1922; Junker H. Der sehende und blinde Gott. Munchen, 1942; Dia' Abou Ghazi. The first appearance of Rer and his continious being as depicted in the Pyramid Texts. BIFAO. 68. 1969. P. 47-51; AnthesR. Das Sonnenauge in den Pyramidentexten. ZAS. 86. 1961. S. 1-21; Faulkner R. O. The King and the Star-religion in the Pyramid Texts. JNES. 25. 1966. P. 153-161.
76 Здесь, ради примера, сошлемся только на исследования § 1652-1663 (Otto E. Zur Oberlieferung eines Pyramiden-
spuches. Studi Rosellini. II. Pisa. 1955. P. 223-236), а также § 1726 (Kees H. Ein Herrschaftsspruch aus den Pyra-midentexten und Sopdu der Smsrw. ZAS. 79. 1954. S. 36-40). Вообще же, исследований, в которых рассматриваются отдельные параграфы и строки Текстов Пирамид, просто не перечесть.
Заключение