Познание. Истина и ее критерии

Познание. Словарь.

Агностики - считают, что получить достоверные знания невозможно.

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Абсолютная истина - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении.

Восприятие - процесс в ходе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;

Гипотеза -выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений

Исторический процесс -временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Историческая закономерность - общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Конкретно-исторический подход –это рассмотрение социальных явлений в конкретной исторической обстановке, во взаимосвязи с другими явлениями.

Мыслительный эксперимент – эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями.

Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Народные массы - социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.

Научная теория -логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

Наука- основная форма человеческого познания, теоретические систе­матизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абст­рактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Общественные объединения - добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов

Объект познания -либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

Относительная истина - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Практика - движущая сила процесса познания, а также критерий истины, активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материаль­ным миром.

Представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Познание -процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Понятие - форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Рациональное познание -познание, на этапе которого, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рационалисты– считают, что критерием истины является только разум.

Самооценка -эмоциональное отношение к собст­венному образу.

Суждение - форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Субъект познания - познающий человек, наделенный волей и сознанием

Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Чувственное познание - познание, при котором человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Эксперимент -метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Эмпирики— считают, что получить достоверное знание можно только при помощи ощущений,

Познание. Истина и ее критерии.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией.

Результатом процесса познания выступают зна­ния человека. Знание — информация об окружаю­щем нас мире, накопленная в течение жизнедеятель­ности человечества. Формами знания являются в за­висимости от:

1) выражения общественного сознания — мифо­логия, религия, наука, мораль;

2) способа закрепления — понятийные, символи­ческие, художественно-образные;

3) степени научности — научные, ненаучные, донаучное, антинаучное.

Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку необходимы знания об окружающем его мире.

Существуют две ступени познавательной деятельности.

На первой, которая называется чувственнымпознанием , человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;

в) представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

А) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Б) Суждение есть форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

В) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.

Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина— это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительнойистиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (по­вседневную), научную (которая в свою очередь под­разделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практикапредставляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материаль­ным миром. Ее характеризуют следующие черты:

а) целенаправленность;

б) предметно-чувственный характер;

в) преобразование окружающей действительности.

В процессе практики изменяется не только окру­жающая человека действительность, но и сам инди­вид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и мышление. Происходит взаимообогаще­ние индивида, общества и природы.

Таким образом, открытие истины — длительный процесс, зани­мающий десятилетия и даже столетия. Фактически истина находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным крите­рием установления истины.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (Например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Этапы познания.

Познание. Истина и ее критерии - student2.ru

Виды познания.

Наши рекомендации