Направление "Дружба и вражда". Примеры итоговых сочинений
Пример итогового сочинения на тему: «Друг познается в беде»
Во все времена люди высоко ценили дружбу, ведь это одна из важнейших составляющих нашей жизни. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных и преданных друзьях. Истинный друг - это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это, прежде всего, тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации.
Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «И.И.Пущину» поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает, как во время ссылки в Михайловское И.Пущин посетил поэта. Этот визит доставил Пушкину много радости:
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Поэт благодарен другу за участие, которое было так необходимо ему в трудную минуту, и в свою очередь хочет поддержать Пущина, которого после восстания декабристов приговорили к каторге. Поэт выражает надежду, что его слова помогут другу перенести все тяготы:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
И действительно, Пущин позже писал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Мы видим, что ценность дружбы определяется прежде всего готовностью поддержать в трудную минуту.
Еще одно произведение, посвященное теме дружбы, - «Четырнадцать футов» А.Грина. В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор описывает, как они, идя горной дорогой, оказались перед пропастью. Друзья решили перепрыгнуть ее. Кисту это удалось, а Род сорвался. Однако Кист успел удержать его за руку. Писатель показывает, что Кист не собирался отпускать его, хотя сам рисковал сорваться в пропасть под тяжестью друга. В свою очередь Род, желая спасти жизнь товарищу, принял решение пожертвовать собой – он ударил его ножом в руку, и та разжалась. Род погиб, но ценой своей жизни он спас товарища. А.Грин хочет донести до читателя мысль о том, какой должна быть настоящая верная дружба. Каждый готов не просто помочь, но, если потребуется, отдать жизнь за своего друга.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку посчастливится обрести настоящих друзей, которые будут рядом в трудную минуту.
(341 слово)
Пример итогового сочинения на тему: "Могут ли враги стать друзьями?"
Могут ли враги стать друзьями? Думается, да. Так случается, когда врагами человека делают не личные качества или совершенные ими дурные поступки, а обстоятельства, например война. Но ведь, как сказал Ремарк, по обе стороны окопов сидят абсолютно одинаковые люди. И порой человечность, доброта берут верх над теми жестокими условиями, в которые ставит людей жизнь.
Тему преодоления вражды затрагивает Л.Н.Толстой в рассказе «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин попадает в плен к кавказцам. Там он знакомится с дочерью своего хозяина – Диной. Писатель показывает, что поначалу девочка боялась Жилина, очевидно, считая все русских врагами. Характерен эпизод, когда она смотрела на него, как на дикого, опасного зверя: «Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого. Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая». Однако с течением времени ее отношение изменилось: она начала видеть в нем человека, стала ценить его личные качества. Так, в благодарность за куклы, которые делал для нее Жилин, она принесла ему молоко. Даже когда после неудачной попытки бегства Жилина посадили в яму, она не отвернулась от него, продолжала носить ему еду. А узнав, что его хотят убить, Дина решилась помочь ему бежать. Герои прощаются не как враги, а как друзья. «Прощай,— говорит,— Динушка. Век тебя помнить буду», - эти слова Жилина свидетельствуют о теплом отношении к девочке, а ведь, казалось бы, она дочь врага, мучившего его, собиравшегося его убить. В свою очередь и Дина относится к Жилину как к другу, прощаясь с ним, она плачет. Мы видим, что вражда народов не может помешать обыкновенным людям относиться друг к другу с искренней симпатией.
Еще один пример можно найти в романе А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». В нем рассказана пронзительная история братьев-близнецов, эвакуированных во время Великой Отечественной войны вместе с детским домом на Кавказ. В этот период коренное население депортировали. Те же, кто успел уйти в горы, вели непримиримую войну с русскими поселенцами. Автор показывает, как жестоко расправились чеченцы с одним из братьев. Другой, Колька, от горя впал в забытье. Кто же пришел к нему на помощь? Писатель рассказывает о чеченском мальчике Алхузуре, который выходил героя. А ведь все русские для него должны быть врагами, они отняли у его народа дом, родную землю. Колька в свою очередь тоже не испытывает ненависти к Алхузуру, хотя чеченцы убили его брата. Напротив, он сам называет Алхузура братом, не выдает его русскому бойцу. И Алхузур спасает Кольке жизнь, защитив от чеченца, который хотел убить мальчика. Писатель акцентирует наше внимание на том, что, хотя дети принадлежат к враждующим сторонам, у них нет ненависти друг к другу, напротив, они считают друг друга братьями. Никто из них не понимает, кому и зачем нужна эта вражда. А.Приставкин показывает, что дружба и взаимная симпатия сильнее вражды и ненависти.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что во всем мире вражда уступит место дружбе и пониманию.
(462 слова)
Пример итогового сочинения на тему: "Почему между друзьями может возникнуть конфликт?"
Испытания ждут дружбу всегда. Иногда возникшие трудности удается преодолеть, а иногда противоречия оказываются столь глубоки, что отношения разрушаются, и друзья становятся врагами. Иногда это происходит из-за банальной ревности, когда один из товарищей начинает общаться с кем-то другим. Такая ситуация описана А.Лихановым в повести «Магазин ненаглядных пособий». В класс, где учился главный герой и его друг Вовка Крошкин, пришел новенький - Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки, ведь друг променял его на нового товарища! Лишь спустя немалое время друзьям удалось помириться, и Вовка сумел принять Борецкого и тоже подружился с ним. Автор показывает, что причиной возникновения конфликта между друзьями могут стать эгоистические чувства, ревность, однако, если дружба настоящая, она преодолеет все трудности.
Порой случается так, что в основе конфликта лежат серьезные различия в мировоззрении, в друзей представлениях о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда один из друзей совершает поступок, несовместимый с моральными принципами другого, отношения разрушаются. Об этом пишет Ю.М. Нагибин в произведении «Мой первый друг, мой друг бесценный». Писатель рассказывает нам историю дружбы двух мальчиков. Однажды рассказчик не подготовился к уроку и, чтобы избежать наказания, переложил вину на товарища, сказав, что это тот забыл ему сказать, что задано. Позже он осознал, как выглядел его поступок в глазах Павлика: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Павлик перестал общаться с рассказчиком, и все попытки примириться не имели успеха: «…ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого». Нагибин показывает, что причиной прекращения дружбы стал низкий поступок главного героя. Отношения не могут строиться между людьми, один из которых в любой момент может оказаться ненадежным. Люди, по-разному смотрящие на то, что правильно, а что нет, не могут быть друзьями.
Таким образом, можно прийти к выводу: причиной конфликта могут быть как сиюминутное чувство обиды, так и нравственные качества личности. Если для разногласий нет веской причины, дружеские отношения восстановятся. Если же причиной конфликта становится принципиальное различие в моральных принципах, то неизбежно разрушение дружбы.
(384 слова)
Пример итогового сочинения на тему: "Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия"
«Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия», - утверждал Ас-Самарканди. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно, дружба не всегда бывает безоблачной, порой из-за необдуманных слов или поступков одного из товарищей, их отношения могут омрачиться, даже стать враждебными. В такой ситуации важно, с одной стороны, вовремя признать ошибку и извиниться, а с другой – понять и простить. В конечном итоге люди, которые связаны крепкой дружбой и дороги друг другу, смогут найти путь к примирению и восстановлению отношений.
О возникновении непростой ситуации между друзьями повествует Ю. Олеша в рассказе «Друзья». Он описывает случай, произошедший между двумя лицейскими товарищами - Пушкиным и Кюхельбекером. Автор показывает, что Пушкин, в стихах посмеявшийся над другом, вскоре осознал, что мог сильно обидеть его. Юный поэт немедленно попросил прощения. «Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?» Олеша подчеркивает, что Кюхельбекер не держал зла на друга за его насмешку, напротив, был готов вновь и вновь слушать это стихотворение. Он легко простил обиду. Мы видим, что Кюхельбекер высоко ценил талант Пушкина, радовался его творческому успеху. Писатель хочет донести до нас мысль, что великодушие, искренние чувства, умение радоваться успехам другого, признавать свою вину и прощать другому невольные ошибки – залог преодоления конфликтных ситуаций между друзьями.
В сложные моменты, когда дружеские отношениям грозит опасность, важно также искреннее стремление сохранить их, сделать все для преодоления конфликта. В повести А.Лиханова «Магазин ненаглядных пособий» мы видим, как рассказчик пытался наладить отношения с лучшим другом. В класс, где учился главный герой и его товарищ Вовка Крошкин, пришел новенький - Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки. Ведь друг променял его на нового товарища! Рассказчик решил во что бы то ни стало помириться с другом. Он мог бы в свою очередь обидеться и отказаться от общения с Борецким, но не стал делать этого. Его цель была подружить обоих: «Мне хотелось, чтобы мой старый приятель Вовка и новый товарищ Борецкий подружились между собой». Он придумал, как добиться этого. Рассказчик сфотографировал Витьку в обнимку со скелетом, и это фото произвело неизгладимое впечатление на Вовку: «Он глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением». Мы видим, что усилия главного героя были не напрасны. Вовка и Витька перестали быть врагами, и втроем герои отправляются фотографировать. Автор показывает, насколько важно в конфликтной ситуации стремление преодолеть разногласия и прийти к взаимопониманию.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что друзья никогда не будут становиться врагами. Если же между ними возникнет ссора, они сумеют справиться с негативными чувствами и победить зарождающуюся вражду. Верится, что дерево дружбы всегда будет в цвету.
(484 слова)
Пример итогового сочинения на тему: «Может ли книга быть другом?»
Может ли книга быть другом? Безусловно, да. Известно, что, умирая, Пушкин обвел взглядом книжные полки в своем кабинете и произнес: «Прощайте, друзья!» Не только для поэта, но и для каждого человека книги могут стать подлинными друзьями. А кто же такой настоящий друг? Это тот, с кем можно приятно провести время, тот, с кем хочется разделить радости и горести, тот, кто в трудную минуту будет рядом, придет на помощь. Все это может книга. С ней мы не знаем скуки, над ее страницами смеемся и грустим, в ней ищем мудрый совет, когда сталкиваемся с жизненными трудностями. Книга может открыть нам глаза на мир, на примере ее героев мы учимся принимать верные решения.
Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Только после смерти бабушки Борька понял, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.
В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня - девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.
Таким образом, приведенные примеры еще раз убеждают нас в справедливости высказывания: «Книга - наш верный друг и советчик».
(464 слова)