Гербовые фигуры и их градации
На щите, выкрашенном избранною рыцарем краскою, он помещал какое-либо изображение, которое должно было отличать его щит от других. Фигур этих было бесчисленное множество, и напрасно было бы исчислять их, потому что геральдика всякой страны может создавать свои собственные эмблемы. Тем настоятельнее становится потребность подвести все их разнообразие под известные нормы и показать их различия:
1) по лицам, которым они принадлежали или к которым переходили,
и 2) по источникам, из которых эмблемы заимствовались.
Общее правило, в сущности ненарушимое, состоит в том, что фигура, эмблема, раз усвоенная гербу известного лица или известной фамилии и за ним утвержденная, не может произвольно подлежать никакому изменению: ни одна в нем черта не может быть ни прибавлена, ни убавлена без нарушения целости герба; но, тем не менее, есть обстоятельства, по которым щит или украшается новою эмблемою или лишается какого-нибудь атрибута, прежде на нем бывшего.
Западная геральдика признает в этом отношении девять разрядов гербов:
1) гербы коронованных глав (armoiries de la souverainite'), составляющие вместе с тем гербы тех государств, которые лицами этими управляются;
2) к гербам своих областей государи прибавляют нередко гербы тех стран, на которые они имеют притязания, которыми предки их владели и от которых, даже и тогда, когда они отторгнуты, не отказались еще вполне (armoiries de pre'tention);
3) в награду за подвиги, за особенные заслуги лицу, отличившемуся на каком-нибудь поприще, государь дарует свой герб (как бы награждает своим щитом) или к прежним эмблемам, в гербе бывшим, прибавляет новые, почетные. Этою уступкою (armoiries de concession) объясняется, почему в гербах многих знатных французских фамилий видим лилии, а в русских государственного орла;
4) гербы разных установлений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций (armes de communaute');
5) должностные лица, управлявшие областями, рыцарскими замками и т.п., прибавляли к фамильным своим гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинств (armes de patronage);
6) фамильные гербы, переходящие в род по наследству, служат для отличия одного дома, одной фамилии от других (armes de famille);
7) для означения родственных связей, в которые одна фамилия чрез брак или другим путем приходит с иным родом, в главный герб вставляются прибавочные атрибуты (armes d'alliance);
8) кроме, однако, перехода герба по прямой линии наследства, гербы могут быть присвоены лицу или совершенно чужому, или не имеющему прав прямого наследства и притом переходят к таким лицам или вполне, или соединяются с их первоначальным гербом (armes de succession). Разрешение на это верховной власти считалось всегда необходимым;
и 9) лица, возведенные в дворянство за заслуги, не имея герба наследственного, избирают для себя эмблемы, которые обыкновенно напоминают тот род деятельности, то занятие, которым они стяжали себе это отличие (armes de choix). Этого рода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лица и его фамилии (armes parlantes).
К какому бы из означенных разрядов герб ни принадлежал, он может быть или полный (armoirie pleine) или видоизмененный (brise'e). Вполне, без прибавки и убавки, герб переходил к старшему в роде и в этом виде сохранялся всегда в старшем поколении, а видоизменения в фигурах, красках означают гербы младших членов рода, равно как незаконнорожденных, наконец, лиц, обесславивших себя поступками неблагородными (armes diffame'e). Чтобы показать ту тесную связь, которая существовала в Западной Европе средних веков между жизнью рыцаря и его щитом, мы приведем описание того наказания, которому рыцарь подвергался за преступления. Он клялся при возведении в этот сан хранить честь, быть верным своему призванию, исполнять святые веления Cлова Божия. Велико поэтому было уважение к лицу, это звание носившему; не меньше, с другой стороны, была та кара, которая ожидала рыцаря, не оправдавшего общего к нему доверия. Как честь рыцаря отражалась на его щите - верном спутнике его подвигов, так щит же свидетельствовал об утрате чести. Провинившегося рыцаря взводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи; щит, с которого стирали герб, привязывали к хвосту кобылы и влачили по городу, а герольд осыпал неблагородного рыцаря обвинениями и оскорблениями. После погребальной службы духовенство произносило проклятия 108 псалма, три раза спрашивали имя разжалованного, три раза герольд отвечал, что имя обесславившего себя человека ему неизвестно. После того выливали этому несчастному на голову чашу теплой воды, сводили его за веревку с эшафота, клали на носилки, переносили в церковь под покровом, и священники отпевали его, как бы умершего. Так церковь, благословляя витязя на подвиги чести, наказывала и кляла его за то, что он не исполнил данного им торжественного обета; а у щита отнималось лучшее его украшение - эмблема доблести.
За проступки менее важные щит и фигуры лишались только своей полноты и красоты; так, у рыцаря, который оказывался трусом, срезывали правый угол щита, а у того, кто бы убил военнопленного, укорачивали щит в ногах. Приметы эти выразительны и страшны, ибо были общеизвестны. Подобно тому и фигуры, будучи помещены в щите так или иначе, могли иметь совсем иной смысл, другое значение и, подвергаясь ничтожному, по-видимому, изменению, прямо свидетельствовали о вине лица. Между убавкою в гербе и проступком того, чей герб подвергался видоизменению, было соответствие; напр., Людовик Святой повелел, чтобы Жан д’Авен, оскорбивший свою мать, сохраняя в гербе изображение льва, впредь носил его без высунутого языка и когтей, как оказавшийся недостойным пользоваться этим отличием.
Разделение фигур.
Что касается до различия фигур, на щите герба помещаемых, то они делятся на следующие разряды:
1) фигуры геральдические (les heraldiques), получившие это наименование оттого, что, собственно, в природе не существуют и изобретены самою геральдикою, тогда как другие фигуры, будучи заимствованы из действительного мира, видимого или невидимого, получили от науки только форму, окончательную отделку геральдическую, более или менее близкую к природе;
2) фигуры естественные, из природы видимой (людей, животных, стихий) или невидимой (ангелов) заимствованные (figures naturelles);
3) фигуры воображаемые, которых существованием геральдика обязана воображению человека (fig. chimeriques),
и 4) фигуры искусственные, заимствованные из области художеств, искусств и ремесл (fig. artificielles).
Все эти виды эмблем не чужды нашей геральдике, и так как они обнимают все множество фигур, в гербах употребляемых, то необходимо остановиться на них и сказать хотя бы несколько общих замечаний о каждом из исчисленных видов эмблем.
Фигуры геральдические.
Они обязаны своим происхождением изложенному выше разделению щита, сообразно защищаемым им частям человеческого тела, и пересечению основных линий, которые, встречаясь наподобие ударов, принимаемых на щит, образуют разные фигуры. Вследствие того в щите может быть покрыта краскою или глава его (le chef)(5), или средняя продольная полоса - пояс (la fasce)(6), или, наконец, ноги (1а champagne). Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов каждая такая часть щита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точно так и по поперечному делению щита, его рассечению, образуется в средине его столб (le pal)(7), занимающий также треть щита вдоль, а при встрече двух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым углом, крест (la croix)(8). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы, перевязь влево (la bande), перевязь вправо (la barre)(9), умещающиеся на пятой части щита, при полном пересечении их перекрест, или Андреевский крест (le sautoir)(10), а при встрече под углом - шеврон или стропило (le chevron)(11). Повторяем, что при описании этих фигур в каждом гербе необходимо обращать, на каком поле какого цвета идет дорожка, и если на ней обозначены еще какие-нибудь эмблемы, то по определении геральдической фигуры должна быть в подробности описываема та эмблема, которою она покрыта.
Кроме того, могут быть обозначены краскою: одна первая четверть щита (le franc quartier)(12), или треугольник, образуемый встречающимися у центра линиями, разбивающею и диагональною (le giron)(13), равно как фигура вроде пирамиды (1а pile)(14), вершина которой касается верхней линии щита, а основанием упирается в его конец. Иногда означен краскою бордюр, идущий параллельно стенкам щита, и притом или просто без всяких второстепенных прикрас (1'orle), или с отделкою из цветков и лепестков лилии (le trescheur ou essonier), и, наконец, фигура в виде большого французского игрек (le pairle).
Как все первоначальные деления щита наука объясняет вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из этих второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно представляет копье рыцаря, его перевязь, шарф, меч, сапоги, кольчугу и броню. Сообразно этому объяснению сделана попытка дать геральдическим фигурам и технические названия.
Фигуры естественные.
Они всего чаще встречаются в гербах. Западная геральдика в вековом своем шествии дала каждой из фигур этого разряда свое название, свою форму, усвоила ее цвет, положение, и если фигуры эти и перешли в наши (особенно новейшие) гербы, то не можем скрыть, что мы далеко отстали от западных геральдиков в технической терминологии, у них всегда краткой, условно ясной и всеми общепринятой, у нас же описательной. Только долговременная практика может выработать и у нас подобные термины; тем не менее, руководствуясь иностранными сочинениями(15), мы позволим себе здесь изложить главные положения геральдики, не упуская, впрочем, из виду единственной для нас цели говорить только о том, что прямо или косвенно имеет приложение к отечественным гербам.
Ангелы, человек.
В ряду естественных фигур, в гербе изображаемых, первое место принадлежит ангелам и херувимам. Они представляются с двумя, четырьмя и шестью крыльями; человек же изображается телесного цвета, нагой, одетый, вооруженный и т.п. Голова с грудью, без рук, называется бюстом (buste); черного цвета - головою мавра (tete maure). Голова может быть в короне или повязке (tortille'e). Руки правая (dextroch`ere) и левая (senestroch`ere), сложенные накрест, служат выражением верности (foi).
Четвероногие животные.
По правилу они должны быть обращены в правую сторону, но если они смотрят влево, то называются искривленными (contourne's). Самые любимые животные, по символическому их значению в гербах, лев и леопард. Первый есть представитель силы, мужества и великодушия, а второй храбрости и отваги. Лев так часто встречается в гербах, что для разных его поз придуманы особые названия; но, кроме того, он различается и по цвету, которым окрашивается: есть львы красные, голубые, даже горностаевого цвета или двух цветов. Обыкновенная геральдическая поза льва есть в профиль, так что видны одно его ухо и один глаз. Он представляется стоящим на задних лапах, а передними бросающимся вправо; окровавленный язык выходит из пасти, хвост же его поднят кверху и концом упадает на спину. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два; если же число их больше, то они называются львенками (lionceaux). Фигура леопарда отличается от льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, что он представляется идущим, т.е. стоит на трех ногах, а четвертую заносит вперед, и что хвост его падает не на спину, а, напротив, поднят кверху и откинут. Поэтому лев, имеющий одну из исчисленных примет, леопарду принадлежащих, называется леопардоподобным львом (lion leoparde'); и, наоборот, леопард, заимствовавший какие-нибудь приметы от льва, именуется львуподобным леопардом (le'opard lione').
По другим приметам льву даются следующие названия: вооруженного (аrme'), если его когти не того цвета, каким окрашено все тело; (lampasse'), если высунутый язык отличается своим кровавым цветом; коронованного (couronne'), если на голове у льва корона, обыкновенно зубчатая; смирного (morne'), если он без зубов, без когтей и без высунутого языка; бесхвостого (diffame') или с хвостом дракона (dragonne'), если нижняя часть тела льва оканчивается хвостом дракона.
Рождающимся (naissant) называется лев тогда, когда бывает видна только верхняя половина его тела, а прочее скрадено, как будто бы его и не существовало; но когда в верхней части щита видны его голова, плечи, концы передних лап и хвост, то лев называется выходящим (issant).
Те же выражения по изложенным приметам находят себе применение к изображениям других животных; некоторые только изъятия из этого правила объясняются самым характером и жизнью зверей.
Конь, совмещающий в себе свойства нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы, в гербе представляется всегда в профиль. Эмблеме этой придаются по разным положениям следующие названия: лошадь называется дикою (gai), если она без узды; взнузданною (bride'), оседланною (selle'), покрытою латами (barde'), попоною (caparаcоnne'); причем в точности означается, какого цвета украшение, сбруя или покров лошади. Далее конь предполагается рассерженным, бешеным (effare', cabre'), когда поднялся на дыбы, и только играющим (anime'), когда цвет глаз отличен от цвета всего тела.
Из породы собак в гербах встречаются одни борзые и служат символом верности, преданности и повиновения; они почитаются молодыми (levrons), если без ошейника (с ним называются accole's).
Кошка есть символ независимости и представляется в профиль и впрямь. Она называется напуганною (effarouche'), если ползает, и съежившеюся (herissone') в таком случае, когда середина и хвост подняты выше головы.
Волк есть символ злости, прожорливости, жадности и называется хищным (ravissant), если держит добычу, и разъяренным (allume'), если его глаза отличены особою от всего тела краскою.
Медведь, за то, что он предвидит погоду, умеет вовремя скрыться в берлогу, где готовит себе логовище, считается символом предусмотрительности и почитается проходящим (passant), если идет, и поднявшимся (leve'), когда стоит на задних лапах.
Вол представляется взбешенным (furieux), если стоит на задних ногах, идущим (rampant), когда изображен в профиль, с хвостом, падающим на спину.
Корова изображается не иначе как идущею и называется увенчанною (couronne'e), если у нее на голове корона, с колокольчикоми (clarinne'e), если он у нее висит на шее, рогатою (ассоrne'е) и с копытами (ongle'e), если эти части ее тела отличаются цветом от всего туловища.
Бык есть символ плодородия земли.
Овца изображает собою кротость и сельскую жизнь.
Козел отличается в гербе рогами, загнутыми спирально, изображается в профиль, идущим, и служит символом весны, потому что в знаках зодиака овен соответствует марту месяцу.
Агнец, эмблема доброты, называется пасхальным (agneau pascal), если держит хоругвь с изображением креста.
Единорог, символ чистоты и непорочности, часто встречается на щитах гербов. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от нее рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. Единорог называется прислонившимся (accule'), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом.
Олень, по уверению натуралистов, запахом своим прогоняет змею и потому служит эмблемою воина, пред которым бежит неприятель. Если рога оленя, который всегда изображается в профиль, идущим, бегущим или лежащим, означены особою от всего тела краскою, то это означается при описании герба.
Лань, символ робости, изображается также в профиль.
Наконец, кабан, вепрь, эмблема мужества и неустрашимости, всегда цвета черного и в профиль. Иногда представляется одна кабанья голова (la hure); причем необходимо обозначать цвет глаз и краску, которою отличены зубы кабана (les defenses).
В этом перечне исчислены далеко не все четвероногие, находящие себе место на щитах гербов, но эмблемы других зверей встречаются реже и значение их яснее.
Пернатые.
Из птиц всего чаще встречается в гербах изображение орла, символа власти, господства и вместе с тем великодушия и прозорливости. Царь птиц представляется обыкновенно летящим грудью вперед, а крылья его или подняты вверх или парят (au vol abaisse'). Он бывает или об одной голове или двуглавый. Константин Святой первый стал употреблять двуглавого орла, чтобы показать, что Империя, хотя и разделившаяся, тем не менее, образует одно тело. Вследствие того двуглавый орел, цветом черный, носит название императорского.
Если язык у орла, его ноги и когти означены особою краскою в отличие от всего тела, то признаки эти определяются всякий раз при описании герба (langue', membre' et arme'). Если же вокруг его головы есть кружок, то он называется в диадеме (diademede').
В одном щите может быть два орла (aiglettes), а если они без носу и без ног, то называются орленками (alerions).
Утки изображаются в профиль (canettes), а без клюва и ног (дикие в особенности утки) называются merlettes.
Ворон, символ долголетия и предусмотрительности, рисуется черным.
Петух, самая бойкая из всех птиц (оттого галлы приняли этот символ и носили его на оружии и знаменах), служит символом борьбы и боя. При изображении его в гербе могут быть отмечены особою (в отличие от остального тела) краскою его гребешок и бородка (crete' et barbe'), открытый клюв, как будто бы петух поет (chantant), и почитается готовым вступить в бой (hardi), если нога у него поднята.
Цапля есть эмблема бдительности, пугливости и трусости.
Павлин, эмблема тщеславия, принимался в герб как знак победы над врагом тщеславным и гордым. Птица эта отличается своим хохолком на голове и длинным хвостом, который может быть распущен (rouant), и тогда павлин изображается впрям, а когда хвост сложен, то эмблема эта рисуется в профиль.
Феникс, который, по преданию, возрождается из огня, сгорая в нем, служит символом бессмертия.
Пеликан, кормящий птенцов своих собственною своею кровью, означает любовь родителей к детям, равно как попечение государя о подвластных ему народах.
Журавль изображается с камнем в одной лапе и служит эмблемою бдительности: он стоит как бы на стороже и охраняет все стадо от нападения со стороны неприятеля.
Кроме исчисленных птиц, на щитах в гербе находят себе место, хотя и реже, и иные пернатые. Они окрашиваются или натуральным своим цветом или другою краскою по выбору владельца герба; так орел бывает и белый, и золотой, и красный, что всякий раз должно быть означаемо подробно.
Вместо птиц могут быть помещаемы в гербах одни только крылья их, и притом или оба (vol), или одно (demivol) с плечом и ногою.
Рыбы, насекомые, пресмыкающиеся.
Чаще других рыб употребляется дельфин, эмблема силы. Глаза у него могут быть освещены особою краскою (allume'), равно как плавательные перья и хвост отличаться от всего тела (lore', peautre'), или же во всех частях дельфин может быть одного цвета, без глаз и зубов, с открытым ртом и как бы издыхающим (раme'). Напротив, если его голова и хвост склоняются к основанию щита, дельфина считают лежащим (couche'), и играющим (vif), если рыба эта представлена в профиль, изгибается полукругом и обращается вправо хвостом и головою.
Насекомые изображаются или идущими, ползущими (passants), или летающими (volants), цветом своим приближаются к натуральному и имеют геральдическое значение, заимствованное из их качеств и примет.
Пчела и муравей служат эмблемою трудолюбия и покорности.
Бабочка есть символ ветрености, непостоянства, и помещение в гербе этого насекомого означает, что владетель его победил врага, отличавшегося такими недостатками. Если на крыльях бабочки означены цветные кружки, то она носит название разрисованной (рарillоn miraille').
Змея полагается в гербе и вдоль и поперек, нередко изображается держащею хвост во рту, символ вечности.
Прочие насекомые и пресмыкающиеся, хотя и употребляются в гербах, не имеют особенных атрибутов.
Растения.
Деревья часто находят себе место в гербах, и каждое из них отличается некоторыми приметами и не смешивается с другими, имея свое символическое значение; но по форме, в какой деревья изображаются, они бывают или вырванные (arrache's), если видны корни дерева, без листьев (effeuille's) и без ветвей (accote's).
Дуб, бывший в большом уважении у древних как символ крепости и силы, отличается по желудям и называется с плодами (fruite'), если желуди обозначены особым цветом в отличие от листьев и ствола дерева.
Оливковое дерево, символ мира, отличается остроконечными листьями и своим плодом.
Сосна узнается в гербах по прямому своему стволу, расходящимся ветвям, равно как по растущим на ней шишкам (pommes de pin). Древние употребляли это дерево для костров при жертвоприношениях.
Дикое вишневое дерево (le crequier) изображается наподобие седьмисвещника.
Пальма, символ долговечности, узнается по развесистым листьям.
Не чужды гербов цветы, травы, колосья, плоды. Из цветов чаще встречаются в гербах розы, лилии(16), трилистник, вереск и т.д. Ствол и лепестки цветка могут быть окрашены и иною краскою в отличие от других частей его (tige' et pe'table').
Звезды, планеты и стихии.
Мир изображается в виде шара, в который водружен крест.
Солнце, символ света, богатства и изобилия, означается золотом, и если оно другого цвета, то почитается только тенью солнца (ombre du soleil). Изображается солнце в виде человеческого лица, окруженного лучистым сиянием, но в случае недостатка последнего признака оно называется в затмении.
Луна (le croissant), обыкновенно цвета белого, изображается без лица, а если оно есть, то должно быть обозначено. Рога луны могут быть обращены кверху или к правому краю щита (tourne'), или к левой его стороне (contourne'), или книзу (verse'). Если два полумесяца помещены в одном щите, то они примыкают один к другому или спиною (adosse's) или встречаются рогами (affronte's).
Звезды очень часто употребляются в гербах и отличаются по числу образующих их углов и цвету, которым обозначены. Он может быть даже и черный. Числом может быть звезд в гербе или одна, или две и более. Они служат символом ночи и вечности.
Комета изображается обыкновенно с хвостом (caudee'), т.е. со светлым следом.
Облака отличаются своим волнистым, прозрачным изображением, принимают самые разнообразные положения и притом бывают одни без других атрибутов или же с иными приметами, напр., рукою, часто вооруженною, из облаков выходящею.
Огонь изображается в виде пламени, факелов, горящих угольев и костров.
Вода представляется в виде рек, источников и волн.
Земля помещается в гербах в виде гор, холмов и утесов. Чаще изображается одна только вершина горы (le coupeau).
Этим мы оканчиваем второй разряд фигур, которые, быв заимствованы из природы видимой или невидимой и, получив значение символическое, находят себе место в гербах. Необходимо знать, как изображается каждый из этих предметов, потому что, хотя они и заимствованы из мира действительно существующего, это нисколько не значит, чтобы изображение их совпадало с действительностью, а отступать от раз принятых форм, целые века существующих и всем миром усвоенных, нельзя. Считаем лишним повторять, что исчислены здесь далеко не все фигуры: иные совершенно ясны, другие употребляются редко, а третьи, наконец, сложны и могут видоизменяться до бесконечности (напр., всадник на коне).
Фигуры воображаемые.
Они обязаны своим происхождением воображению поэтов и художников, которые, желая изобразить какой-нибудь символ и не находя для того приличного выражения в природе, или придают предметам существующим такую форму и такие приметы, которые им не принадлежат, или выдумывают существа небывалые. Главнейшие из таких фигур здесь исчислены.
Для изображения порока и страстей порочных поэты придумали гарпию, принятую геральдикою и представляемую в следующем виде: голова и грудь молодой девушки, а остальная часть тела заимствована от орла, смотрящего впрям и имеющего распростертые крылья. Если следовать преданию и мифу, то гарпии имели: тело - коршуна, лицо и грудь - старухи, руки - вооруженные когтями.
Центавр сохраняет мифологическую форму: одна половина человечья, другая лошадиная.
Гидра есть вид дракона; изображается в профиль с семью головами, из которых низшая висит на одном волокне. Поэты представляли гидру седмиглавою и говорили, что по мере того, как отрубают одну голову, вырастает другая. Поражение этого чудовища было, говорят, самым славным подвигом Геркулеса; посему на этот символ в гербах своих могли бы иметь право только те, которые отличились подвигами доблести, несмотря на многие и большие к совершению их препятствия.
Гриф, баснословное животное, вполовину орел, вполовину лев, служит символом быстроты, соединенной с силою. Древние думали, что он хранит клады.
Дракон, эмблема нечистой силы, язычества, невежества, изображается в профиль с лапами грифа, на которых он и покоится; язык его похож на жало, крылья у него такие же, как у летучей мыши, а туловище оканчивается рыбьим хвостом.
Сирена есть морское чудовище, вполовину девица, вполовину рыба, и держит в правой руке зеркало с ручкою, а в левой гребень. По мифу, сирены были дочери [божества]реки Ахелоя и музы Калиопы. Имена их были: Партенопа, Лигея и Левкозия соответственно трем наслаждениям: любви, музыке и вину. Сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как шитодержатели.
Фигуры искусственные.
Фигуры этого рода заимствуются геральдикою из обыкновенной жизни, войны, охоты, из области наук, искусств и ремесл.
Нередки в гербах чаши, посохи, четки, кадила и т.п.
Четки образуют на Западе внешнее украшение гербов игумений, Мальтийских командоров, рыцарей и т.п. лиц.
Посох, символ духовной власти, святительства, служит вместе с митрою отличительным признаком гербов епископов, архиепископов.
Мирская жизнь вносит в геральдику скипетры, короны, драгоценные камни, одежды, домашнюю утварь и др. предметы.
Из быта военного заимствованы и внесены в геральдику знамена, сабли, шпаги, кортики, копья, пики, алебарды, шлемы, стрелы, колчаны, пушки, пули, панцири, шпоры и др.
Охота сообщила гербам также некоторые эмблемы: охотничьи рога, бичи, своры собак и др.
Мореплавание увеличило число геральдических эмблем кораблем, который может быть оснащен (vaiseau equipe' ou habisse') или расснащен, без парусов и мачт (arrete'). Употребляются в гербах нередко части и принадлежности корабля: канаты, якоря, древко от якоря, кабельтовы, стеньги и т.п.
Архитектура также не осталась чужда геральдики; из нее заимствованы за'мки, выстроенные из разных материалов, что означается цветом и кладкою камней, башни с башенками (les tours donjonne'es ou somme'es), со стенами, окнами, решетками. Формою башни бывают круглые, четырехугольные и иного вида. Стены городские и замковые нередко употребляются также в гербах.
Из области наук и ремесл заимствованы орудия музыки и разных работ. Они отчасти распознаются по своему сходству и подобию с изображаемыми предметами, отчасти по некоторым условным приметам; так, напр., колеса от часов зубчатые и в средину их вставлен четырехугольник, тогда как колесо, употреблявшееся в средние века для пыток и мучений, узнается по остроконечиям, которыми усеян его ободок.
В гербах встречаются также ручные бабы (les hies), употребляемые для мощения улиц; далее - колокола, барабаны, седла, лестницы, котлы, ключи (символ безопасности и покорности) и т.п.
Множество искусственных фигур, переходивших в щиты рыцарей, объясняется до бесконечности разнообразным характером тех заслуг и подвигов, которые рыцарь увековечивал на своем щите, и, с другой стороны, различием тех стран и племен, к которым принадлежали витязи; фигуры, равно как другие атрибуты щита, должны были свидетельствовать в подробности и об этом