Письмо слов и предложений по образцу
1) Прочитайте пару слов: лужа – лужи.
– Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? Запишите слова. Подчеркните сочетания жи.
2) Прочитайте и запишите предложения по образцу.
· Жук жужжит над абажуром.
· Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
Работа на резервной странице прописей.
1. Соберите слово и запишите его.
2. Запишите слова письменными буквами.
3. Запишите предложения письменными буквами. Подчеркните сочетание жи.
Урок 62
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ш, ш
Цели:учить писать заглавую и строчную буквы Ш, ш; формировать навык письма слов с сочетаниями жи, ши; развивать речь, фонематический слух, память.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Каждый ученик получает карточку со словами: «мы..», «лы..», «ма..на», «сту..», «лу..».
Учитель читает стихотворение, учащиеся вписывают в слова слог жи или «печатают» сочетаниеши.
· Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут… (мыши).
· Не поедут без бензина
Ни автобус, ни… (машина).
· По полям бегут ручьи,
На дорогах… (лужи).
Скоро выйдут муравьи
После зимней… (стужи).
· Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте… (лыжи).
С. Маршак
Есть особенные слоги,
Их запомнить надо строго:
ЖИ и ШИ
Пиши всегда с И.
Л. Шмидт
– Почему слоги шивы «печатали»? Чему будем учиться на уроке? (Научимся писать букву Ш, ш, слова и предложения с этой буквой; слова с сочетаниями ши, жи.)
II. Изучение нового материала.
1. Работа с образцом заглавной буквы Ш.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ш. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Ш. (Буква Ш состоит из трех элементов. Заглавную букву Шначинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Запишите букву в воздухе; в тетради под счет «и-раз, и-два, и-три, и».
– Самостоятельно обведите и допишите буквы и слова на 1–4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
Слуховой диктант.
– Запишите первую букву слова. (Ира, Шура, Иванов, Шаров, Игорь, Шахова.)
Две кукушки, две болтушки
Повстречались на опушке,
Сели рядом на суку
И кричат: «Ку-ку!.. Ку-ку!..»
Если хочешь – посчитай,
А не хочешь – вылетай.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
3. Работа с образцом строчной буквы ш.
– Рассмотрите образец строчной буквы ш. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы ш. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается на середине рабочей строки.)
– Запишите букву под счет «раз-и, два-и, три-и».
Самостоятельная работа на 1–4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
– Чем похожи и чем отличаются буквы Ши И?
Работа со скороговоркой.
– Запишите и разучите скороговорку. Подчеркните в словах букву ш.