Основные этапы подготовки учителя к уроку. Определение цели урока истории

Выяснение основной идеи, определение триединой задачи - важнейший момент подготовки урока. Цель урока должна быть связана с его темой, должна раскрывать воспитательные возможности, заложенные в программном историческом материале. Цель урока - краткое изложение главной идейно-теоретической направленности урока, вытекающей из общих образовательно-воспитательных задач школьного обучения истории, конкретного содержания и места урока в историческом курсе. По своей сущности цель урока совпадает с основным идейно-теоретическим выводом урока, к которому учитель подводит учащихся в процессе работы на уроке. Цель урока - малый вклад в достижение общей цели школьного курса истории. Эта общая цель состоит в формировании у подрастающего поколения своего мировоззрения. Следовательно, приступая к разработке поурочных целей, нельзя забывать, что в совокупности они составят общую цель. Они составят общую систему, поэтому цель каждого урока определяется с учетом целей предыдущих и последующих уроков.

Учитель конкретизирует цели уроков на трех этапах:

На этапе анализа курса перед началом года по учебникам и программе. Результат анализа заносится в календарно-тематический план

Перед изучением больших тем и разделов. На этом этапе продумывается система целей всех уроков раздела

Накануне проведения каждого урока. Оформляет цель в плане (план-конспекте) урока.

Цель урока может быть определена путем анализа или обобщения материала, который будет изучен на уроке. Одни уроки выдвигают на первый план образовательные цели, иные - воспитательные. Это значит, что содержание влияет на выбор цели, реализуемой на уроке, хотя в глобальном смысле (масштабе курса) образовательно-воспитательные цели определяют содержание курса.

Последовательность работы над определением цели:

Найти в программе, к какой теме относится урока. Просмотреть материал темы в ученике

Отметить основные факты, явления, понятия темы, сформулировать основные идейно-тематические выводы

Определить, что из этих фактов, явлений, понятий и выводов относится непосредственно к подготовленному уроку, какое место он займет в системе работы по общей теме

Внимательно прочитать в учебнике материал урока, обратить внимание на выводы, изучить (при необходимости) научную литературу

Сформулировать основные идейно-тематические выводы из материала

Определить, какие из выводов, в каком объеме нужно довести до сознания учащихся данного класса, что в уроке может и должно возбудить их положительные эмоции и чувства

Наметить начерно целевую установку урока

После того, как урок окончательно подготовлен, уточнить формулировку цели урока и записать ее в план-конспект

Структурные части (компоненты) цели урока. Методика требует:

Кратко сформулировать существенные признаки изучаемых событий и явлений, которые ученики усвоят в виде соответствующих исторических понятий

Указать место и время изучаемых на уроке событий и явлений

Кратко определить причинно-следственные связи (объективные закономерности) изучаемых событий и явлений

Обобщить все перечисленные выше компоненты цели урока и включить в формулировку цели (в начале плана-конспекта), а также в теоретический вывод урока

Некоторые авторы учебных пособий предпочитают давать цель урока весьма пространно, но лучше формулировать ее кратко, достигать ее всем содержанием урока, его методики.

Типичные ошибки в определении цели урока:

Часто цель урока подменяется планом или пространной формулировкой цели урока

Отвлеченные формулировки цели без достаточно глубокого анализа учебного материала (указываются общие приемы и игнорируются специфические особенности)

Подмена идейно-теоретической цели урока перечнем учебных задач, т.е. главное внимание отводится не идейно-теоретической наполненности, а учебным действиям

Пример - цель урока по теме "Природа и занятия жителей Древнего Египта": (1) Добиться усвоения учащимися понимания того, что (а)теплый климат, мягкие, плодородные земли дали возможность населению долины Нила раньше, чем в иных местах, перейти от скотоводства к земледелию (б) Занятия земледелием в дельте требовали упорной работы по освоению у пустынь и болот новых участков земли, что вело к усовершенствованию старых и появлению новых орудий труда (в) увеличившаяся потребность людей в новых орудиях труда, одежде, предметах домашнего потребления привела к отделению ремесла от земледелия и возникновению торговли. (2) В плане трудового воспитания содействовать пониманию того, что только в результате труда улучшилась жизнь людей. (3) Содействовать развитию у учащихся умения определить по карте географическое положение страны, а также развитию у учащихся исторического мышления.

(1) - образовательная задача

(2) - воспитательная

(3) - развивающая

Правильная постановка цели способствует правильному раскрытию идейно-теоретической направленности урока, его включению в систему уроков истории.

Наши рекомендации