Жанры древнерусской литературы
Особенностями средневекового миросозерцания было обусловлено разграничение жанровых систем в древнерусской литературе на литературу церковную и мирскую (светскую).
Жанровая система церковной литературы сформировалась в Византии и стала известна на Руси после принятия христианства. Эта жанровая система отличалась большей устойчивостью и консерватизмом. Однако здесь нельзя говорить о жанрах в современном понимании. Это были своего рода каноны, закрепленные постановлениями церковных соборов и преданием – традицией и уставом.
Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Её значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе.
Верхнюю ступень занимали книги «священного писания», вслед за ними шла церковная гимнография и «слова», связанные с толкованием «писания».
Эти «слова» обычно объединялись в сборники – «торжественники», Триоди цветные (праздничные) и постные.
Затем следовали жития – идеализированные описания жизни и подвигов так называемых святых.
Жития, а также службы, объединялись в сборники: Прологи – сборники кратких житий, предназначавшихся для церковных служб.
Чети – минеи (месячные чтения) – сборники житий подробных, расположенных по дням месяца.
Патерики (Отечники) – рассказы о жизни монахов.
Древнерусские писатели, опираясь на византийские образцы, создали целый ряд выдающихся произведений агиографической (житийной) оригинальной литературы. В отличие от византийской литературы, древнерусская агиография создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего целью укрепить политический авторитет власти. Отличительной особенностью княжеского жития является историзм, тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, то есть жанрами светской литературы. Так же как и княжеские жития, на грани перехода от церковных жанров к мирским находятся «хождения» - путешествия, описания паломничества к «святым местам».
Система жанров светской литературы более подвижна. Господствующее положение здесь занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, а также со злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание и предание. В основе сказания лежит какой – либо сюжетно завершенный эпизод, в основе предания – устная легенда.
Особое место среди мирских жанров занимают «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Моление Даниила Заточника». Именно эти произведения свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутого Древней Русью в 11 – первой половине 13 века.
Развитие древнерусской лит-ры 11 – 17 века идет путем постепенного разрушения устойчивой системы житийных жанров, их трансформации, жанры мирской лит-ры подвергаются беллетризации. В них все больше находит отражение интерес к внутреннему миру человека.
Постепенно в произведениях древнерусской лит-ры на смену историческим героям приходят герои вымышленные. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новела.
Каждый жанр древнерусской лит-ры обладал устойчивой внутренней композиционной структурой и имел свой стилистический шаблон.
Основой языка древнерусской лит-ры служил древнеславянский язык, который был близок к древнерусскому языку и способствовал обогащению его словарного фонда. Следует иметь в виду, что если церковная литература стремилась в чистоте использовать древнеславянский язык, то в произведениях мирской литературы еще в ранний период стали широко проникать элементы живой разговорной речи.